Файл: Контрольная работа дисциплина (модуль) Государственночастное партнёрство наименование учебной дисциплины (модуля).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Стороны соглашения


Сторонами соглашения являются государство, в нашем случае, Российская Федерация и инвесторы.

От имени государства выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр.

Инвесторами являются «граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения»

Следует отметить, что Закон «О соглашениях о разделе продукции» впервые вводит в группу потенциальных инвесторов объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица.

Необычность субъектного состава соглашений о разделе продукции состоит не только в том, что они заключаются очень разными субъектами: с одной стороны – государством, а с другой – частным инвестором, которым может быть не только юридическое лицо, но и гражданин

    1. Процедура заключения соглашения о разделе продукции


Процедура и порядок заключения соглашений регулируются ст. 6 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года. Соглашения заключаются в соответствии с законодательством РФ, таким образом, возможности применить любое право кроме российского нет.

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, на условиях данных мероприятий, которые являются обязательными для сторон. Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов. Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.

Закон предусматривает, что соглашения могут заключаться вне конкурса, и они утверждаются федеральным законом.


Проект соглашения по каждому объекту недропользования готовит Комиссия, создаваемая Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, эксперты и консультанты. Инвестор в состав Комиссии не входит.

Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70 процентов технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения.

3 Налогообложение при использовании соглашения о разделе продукции



При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

Установленный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения.

Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким образом, можно наблюдать уникальный в наши дни случай введения обязательного платежа в натуральной форме. Налоги и сборы, предполагаемые для каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный платеж. Указанный платеж нельзя считать льготой по налогу, поскольку суммы налога включаются при определении суммы платежа (за исключением некоторых налогов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе - 90% общего объема произведенной продукции.



Второй вариант раздела продукции используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

  • Налоги;

  • НДС;

  • налог на прибыль;

  • налог на добычу полезных ископаемых;

  • водный налог;

  • земельный налог;

  • акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.

Неналоговые платежи:

  • платежи за пользование природными ресурсами;

  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;

  • государственную пошлину;

  • таможенные сборы.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов.

При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составе возмещаемых расходов.

Законодатель также установил, что при данном варианте соглашения налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, использующихся исключительно для предусмотренной соглашением деятельности. В случаях, когда имущество организации используется в целях, не предусмотренных соглашением, налогообложение такого имущества производится в общем порядке. Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога за исключением тех случаев, когда транспортные средства используются в непредусмотренных соглашением целях. Исключение в данном случае составляют легковые автомобили.

Второй вариант раздела продукции предполагает уплату налогоплательщиком следующих налогов и платежей:

  • Налоги;

  • НДС.

Неналоговые платежи:

  • государственную пошлину;

  • таможенные сборы;

  • плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор также освобождается от уплаты региональных и местных налогов.

Второй вариант раздела продукции, в отличие от первого, уже не предусматривает возмещение уплаченных налогов. Аналогично, как и при традиционном разделе продукции, инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов, если законодательные органы субъекта РФ и местного самоуправления примут соответствующие решения.


Глава 26.4 НК РФ освобождает инвестора от уплаты таможенных пошлин (для обоих вариантов) в части товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для выполнения работ по заключенному соглашению, а также в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с российской таможенной территории.

Особенностью СРП является то, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 НК РФ, запрещающих проведение повторных проверок.

Порядок зачисления платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.

Для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ.

3.1 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений.



Налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая в соответствии со ст. 340 Налогового кодекса, с учетом особенностей, установленных в соглашении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых и отдельно по каждому соглашению о разделе продукции.

При выполнении соглашений о разделе продукции налоговые ставки, установленные ст. 342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5.

Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.

Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц - 8) x Р / 252,

где Ц - средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки "Юралс" в долларах США за один баррель;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Пример:

5 января 2011 года ОАО «Железо» заключило соглашение о разделе продукции месторождения железной руды. Для этого вида ископаемых предусмотрена ставка налога 4,8%.


Добывать полезные ископаемые предприятие начало в марте 2011 года. За март 2011 года было добыто 660 т полезного ископаемого. В 1 квартале 2011 года реализовано 12 т руды – 10368 руб. (без НДС). Соответственно цена 1 т добытой руды составляет 864 руб. (10368 руб. : 12 т).

Норматив потерь полезных ископаемых – 11%. Поэтому добытые полезные ископаемые в пределах этого норматива облагаются по нулевой ставке.

Количество нормативных потерь составит 72,6 т (660т х 11%). Следовательно, величина налоговой базы, облагаемой по нулевой ставке, – 62726 руб., (864 руб. х 72,6).

Налогом по ставке 4,8% облагается база, равная 507514 руб. (864 руб. х (660т-72,6т)). А поскольку предприятие работает на основе соглашения о разделе продукции, к ставке налога применяется коэффициент 0,5.

Таким образом, сумма налога составит 12180 руб. (507514 руб. х 4,8% х 0,5).

3.2 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений.



Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения. Прибылью признается доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доходом налогоплательщика признается стоимость прибыльной продукции, а также внереализационные доходы.

Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной соглашением.

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные налогоплательщиком при выполнении соглашения.

Расходы налогоплательщика подразделяются на:

1) расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);

2) расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговая база определяется по каждому соглашению отдельно.

Если налоговая база для соответствующего налогового периода является отрицательной величиной, она для этого налогового периода признается равной нулю.

Налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения.

3.3 Особенности уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при выполнении соглашений.



Не подлежат обложению НДС передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению; передача организацией, выступающей в качестве инвестора другим участникам доли произведенной продукции, получен­ной инвестором по условиям соглашения; передача налогопла­тельщиком в собственность государства