ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.03 Специальное (дефектологическое образование) |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Дошкольная дефектология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 2
по учебному «Методика развития речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 2»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Екатерина Викторовна Симонова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901г | |
| | |
Преподаватель | Елена Анатольевна Сидякина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 2.: Разработайте содержательный и технологический компоненты модели «Совместная деятельность педагога и детей с нарушением зрения в режимных моментах» дидактической подъединицы «Связная речь – монологическая форма» образовательной области «Речевое развитие». Группа по выбору.
Методические рекомендации по выполнению задания
1. Определите целевой компонент совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Целевой компонент представлен образовательными задачами трех групп.
Первая группа задач имеет целью получение результата в форме представлений и знаний детей.
Вторая группа задач имеет целью получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей.
Третья группа задач имеет целью получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей.
2. Определите содержательный компонент совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах: цель и задачи проектируемого процесса: утром, на прогулке, вечером. Сформулируйте темы.
Например, утром реализуются темы: «Как сказать, чтобы не обидеть», «Скажи по-другому», «Составь меню», «Угадай по описанию, кто пришел» и другие
3. Опишите технологический компонент совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах, установив соответствие между темами содержательного компонента и методами и приемами технологического компонента.
Например, составление описательных рассказов, составление творческих рассказов, составление рассказа по цепочке и другое.
Компоненты моделей | Модель организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО |
Совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах | |
Целевой компонент | 1.Задачи, направленные на получение когнитивного опыта 1.1. Установление последовательности и определенного соотношения форм речи. 1.2. Упорядочение и приведение в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения 1.3. Закреплять основные движения и положения артикуляционного аппарата, необходимые для произношения гласных звуков А, О, У. 2.Задачи, направленные на получение эмоционально-ценностного опыта 2.1. Планомерное развитие значений слов и целых высказываний 2.2. Отработка конкретных речевыхдействийиразвитиеразных видов речевой деятельности (говорения, слушания,слухо-зрительного восприятия) 2.3 Воспитывать заботливое отношение к животным 3. Задачи, направленные на получение опыта практической деятельности 3.1. Координирование всей работы по формированию словесной речи 3.2. Активизировать и закреплять произношение звуков, в слогах, в коротких словах. Расширять и закреплять знаниядетей о домашнихживотных и их детёнышах. |
Содержательный компонент «Связная речь –монологическая форма» | Утро Темы Во время утреннего приема можно поговорить о «настроении ребенка», «закрепить знания о семье», «домашнем адресе», «транспорте», «работе родителей», о «любимой игрушке», потренировать в произношении ласковых форм слова. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве. Как часть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Прогулка Темы Во время одевания или раздевания с детьми разговаривают о том, «что дети надевают или снимают», «какого цвета одежда», «из какого материала она сшита», «детали одежды». Обращается внимание на порядок в шкафчике( что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки). Говорится о признаках одежды. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д.» Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. Во время прогулки дети наблюдают за окружающим, воспитатель их спрашивает о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Так же на прогулке проводятся подвижные игры с различными речевками, считалочками и т. д., что тоже развивает речь ребенка. Вечер Темы В свободное время воспитатель организует игру детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например Д/и «К нам в гости приезжает кукла Дина. Нам надо приготовиться к ее приезду: - выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д. или "Буратино испачкал свою одежду и не знает, как ее очистить. Давайте поможем Буратино». "Поймай звук ", "Место звука в слове", "Скажи наоборот" , проговаривание скороговорок и чистоговорок и т. д. Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь. Всем известно, что развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. |
Технологический компонент | Методы и приемы Существует множество различных приемов для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников: пальчиковая гимнастика, су-джок, шнуровка, конструктор, лепка, и т.д. Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции и увеличить оббьем и силу движений, а также вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Развитие связной речи у дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребенок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы). |