Файл: методика развития речи 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Тольяттинский государственный университет

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.03 Специальное (дефектологическое образование)

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание № 2

по учебному «Методика развития речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 2»

(наименование учебного курса)

Вариант ____ (при наличии)

Обучающегося

Екатерина Викторовна Симонова







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901г













Преподаватель

Елена Анатольевна Сидякина







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Практическое задание 2.: Разработайте содержательный и технологический компоненты модели «Совместная деятельность педагога и детей с нарушением зрения в режимных моментах» дидактической подъединицы «Связная речь – монологическая форма» образовательной области «Речевое развитие». Группа по выбору.


Методические рекомендации по выполнению задания

1. Определите целевой компонент совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.

Целевой компонент представлен образовательными задачами трех групп.

Первая группа задач имеет целью получение результата в форме представлений и знаний детей.

Вторая группа задач имеет целью получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей.

Третья группа задач имеет целью получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей.

2. Определите содержательный компонент совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах: цель и задачи проектируемого процесса: утром, на прогулке, вечером. Сформулируйте темы.

Например, утром реализуются темы: «Как сказать, чтобы не обидеть», «Скажи по-другому», «Составь меню», «Угадай по описанию, кто пришел» и другие

3. Опишите технологический компонент совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах, установив соответствие между темами содержательного компонента и методами и приемами технологического компонента.

Например, составление описательных рассказов, составление творческих рассказов, составление рассказа по цепочке и другое.




Компоненты моделей

Модель организации

воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО


Совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах


Целевой компонент

1.Задачи, направленные на получение когнитивного опыта


1.1. Установление последовательности и определенного соотношения форм речи.

1.2. Упорядочение и приведение в систему всех усваиваемых в конкретных речевых условиях средств общения

1.3. Закреплять основные движения и положения артикуляционного аппарата, необходимые для произношения гласных звуков А, О, У.

2.Задачи, направленные на получение эмоционально-ценностного опыта


2.1.  Планомерное развитие значений слов и целых высказываний

2.2. Отработка конкретных речевыхдействийиразвитиеразных видов речевой деятельности (говорения, слушания,слухо-зрительного восприятия)

2.3 Воспитывать заботливое отношение к животным
3. Задачи, направленные на получение опыта практической деятельности

3.1. Координирование всей работы по формированию словесной речи

3.2. Активизировать и закреплять произношение звуков, в слогах, в коротких словах.

 Расширять и закреплять знаниядетей о домашнихживотных и их детёнышах.

Содержательный компонент
«Связная речь –монологическая форма»

Утро

Темы

Во время утреннего приема  можно поговорить о «настроении ребенка», «закрепить знания о семье», «домашнем адресе», «транспорте», «работе родителей», о «любимой игрушке», потренировать в произношении ласковых форм слова.

В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.

Как часть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями.

Прогулка

Темы

Во время одевания или раздевания с детьми разговаривают о том, «что дети надевают или снимают», «какого цвета одежда», «из какого материала она сшита», «детали одежды». Обращается внимание на порядок в шкафчике( что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки). Говорится о признаках одежды. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д.»

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. Во время прогулки  дети наблюдают за окружающим, воспитатель их спрашивает о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Так же на прогулке проводятся подвижные игры с различными речевками, считалочками и т. д., что тоже развивает речь ребенка.

Вечер

Темы
В свободное время воспитатель организует игру детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например Д/и
«К нам в гости приезжает кукла Дина. Нам надо приготовиться к ее приезду: - выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д. или "Буратино испачкал свою одежду и не знает, как ее очистить. Давайте поможем Буратино».
"Поймай звук ", "Место звука в слове", "Скажи наоборот" , проговаривание скороговорок и чистоговорок и т. д.
Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их речь.
Всем известно, что развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей.


Технологический компонент

Методы и приемы

Существует множество различных приемов для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников:
пальчиковая гимнастика, су-джок, шнуровка, конструктор, лепка, и т.д.

Дыхательная гимнастика.

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности.

Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции и увеличить оббьем и силу движений, а также вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Развитие связной речи у дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребенок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы).