Файл: Реферат Основы формирования состояния окружающей среды Волгоградского региона.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средняя годовая эффективная доза на жителя в Волгоградской области за счет всех источников ионизирующего излучения
Средняя годовая эффективная доза на жителя в Волгоградской области за счет всех источников ионизирующего излучения в 2019 году составила 3,5, в 2018 году - 3,2 мЗв/год, в 2017 году - 3,5 мЗв/год. Показатели ниже среднероссийских значений - 3,88 мЗв/год в 2019г., 3,83 мЗв/год в 2018г.
Коллективная годовая эффективная доза облучения населения Волгоградской области за счет всех источников ионизирующего излучения в 2019 году составила 8750 чел-Зв в год, 2018 -8150чел-Зв в год, 2017 - 8838 чел-Зв в год. Среднероссийские показатели 570,8 тыс. чел-Зв; 564,5 тыс. чел-Зв; 568,5 тыс. чел.-Зв.
Структура коллективных доз облучения населения (радиационно-гигиенический паспорт за 2019 год)
Коллективная доза облучения населения в 2019 году составила:
– за счет нормальной деятельности предприятий, использующих ИИИ составила в 2019г. 0,02%, что меньше среднероссийского показателя, который составляет 0,05%.
– за счет глобальных выпадений и прошлых радиационных аварий (техногенный фон) в 2019г.- 0,14%, что не превышает среднероссийский показатель 0,17%
– за счет природных источников излучения в 2019 – 85,40%, в 2018 – 84,14%, в 2017г. -87,68%. Среднее по России значение вклада в коллективную дозу облучения– 84,34%.
– за счет медицинских рентгенорадиологических исследований в 2019 – 14,43, в 2018г. – 15,68%, в 2017г. – 12,15. Среднее по России значение – 15,44%.
– за счет радиационных происшествий и аварий отчетного года – 0%, среднероссийский показатель – 0%.
Характеристика содержания радионуклидов в почве
Содержание техногенных радионуклидов в почве за последние 3 года существенно не изменилось. Показатели в 2020 г. не превысили фоновые значения радиоактивного загрязнения почвы, обусловленные глобальными выпадениями для равнинных РФ по цезию-137- 3,7 кБк/м2 . В Волгоградской области в 2020 году среднее значение по цезию-137 составило 1,3 кБк/м2 , максимальное – 2,4 кБк/м2 .
Число исследованных проб на содержание радионуклидов калия-40, тория-232, радия-226, цезия-137 и стронция-90 в 2020г. – 208, в 2019г. – 225, в 2018 - 146.
В 2020 году пробы отбирались в области мониторинговых точках, утвержденных приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской, и на территории мест отдыха населения (пляжи). В частности в г. Волгограде исследовано 30 проб почвы, Камышинский район - 38 проб и г. Волжский -40 проб.
Радиационные аномалии и загрязнения на территории Волгоградской области отсутствуют.
Состояние водных объектов в местах водопользования населения
Исследования проб воды открытых водоемов проводилось по показателям суммарной альфа-бета - активности. В 2020 году было исследовано 117 проб воды (98 в 2019 г., 88 в 2018 г.). За три года показатели существенно не изменились, превышений не зафиксировано. Значения суммарной альфа - активности за 2018-2020 года варьировали от 0.1х10-1 до 0.6х10 -1 Бк/л, суммарной бета-активности от 0,2х10-1 до 0.5х10-1 Бк/л.
Облучение от природных ИИИ
Радиационный фон на территории области составляет от 0,07 до 0,13 мкЗв/ч. Облучения населения природными ИИИ формируется за счет природных радионуклидов (воздух, вода, строительные материалы и др.). Анализ данных радиационно-гигиенических паспортов Волгоградской области показал, что большая часть коллективной дозовой нагрузки (в 2019г. – 84,40 %) приходится на природные источники ионизирующего излучения, в частности на радон и его дочерние продукты. Существенное количество населения области используют в хозяйственно-бытовых и питьевых целях воду подземных источников водоснабжения, в которой содержание радона в среднем за 3 года регистрировалось от 2100 до 6800 мБк/кг.
Средняя эквивалентная равновесная удельная активность (ЭРОА радона) в жилых и общественных зданиях в 2018-2020г. варьировала от 12,3 – 41,1 Бк/м3. Мощность экспозиционной дозы гамма излучения на открытой местности за три года существенно не менялась и составляла от 0,07 до 0,13 мкЗв/ч, в жилых и общественных зданиях от 0,07 до 0,15 мкЗ/ч.
Число помещений, эксплуатируемых и строящихся жилых и общественных зданий, обследованных по мощности дозы гамма-излучения в 2020 году – 1230 (2019 году – 1503, 2018 году – 1020, 2017 году – 1629), по содержанию радона в воздухе – в 2020 году -277 ( 2019 году – 400, 2018 году - 108, 2017 году – 110). Помещений, не отвечающих гигиеническим нормативам по мощности дозы гамма-излучения и ЭРОА радона, не выявлено.
Средняя годовая эффективная доза природного облучения человека (мЗв/год) в расчете на одного жителя Волгоградской области в 2019 году -3,5мЗв/год (2018 году – 3,202 мЗв/год, 2017 году – 3,129 мЗв/год). Данные не превышают среднероссийский показатель, составивший в 2019г. - 3,88 мЗв/год. Группы населения с дозой облучения за счет природных источников выше 5 мЗв/год в Волгоградской области отсутствовали.
Выбросы загрязняющих веществ
Обретаемые в процессе производственной деятельности выбросы, становление токсичных отходов производства и потребления, сброс загрязненных сточных вод в природные водоемы образовывают важную антропогенную нагрузку на окружающую среду.
Область относится к старым нефтедобывающим районам со сравнительно высоким освоением нефтяных ресурсов. На территории имеются 93 нефтяных и газовых месторождений, из них выработанных - 9, в консервации - 20, в разведке -1 и в разработке - 63. Добычу, разведку и поиски нефти и газа осуществляют следующие недропользователи: ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО СП «Волгодеминойл», ОАО «Саратовнефтегаз», ЗАО «Фроловское НГДУ», ЗАО «Геонефть-Волга», ОАО «Волжская нефтяная компания», ЗАО «НК Волганефть», ОАО «Интернефть», ЗАО «Волгодоннефть», ЗАО «ВолгаТЭК».
В 2017 г. предприятиями и организациями Волгоградской области выброшено в атмосферу загрязняющих веществ на 2,2 тыс. т (1,0%) меньше, чем в 2016 г.
В связи с тем, что экологическая обстановка Волгоградской области нуждается в значительном улучшении, необходимо внедрение в экополитику нашего региона определенных идей, предложений и проектов, связанных с преобразованием технологий производства и утилизации отходов, направленных на снижение негативного влияния их на окружающую среду.
Руководители страны, регионов, а также экологическое законодательство предлагают ряд мер, которые позволят существенно улучшить ситуацию в решении экологических проблем, как в регионах, так в целом по стране, особенно эти меры будут полезны и для Волгоградской области так как для нашего региона характерна острая экологическая ситуация
Волгоградская областная дума и администрация области в свое время приняли ряд документов для улучшения экологической ситуации. К примеру, очень важным документом было постановление Администрации Волгоградской области от 28 сентября 2009 г. № 358-п «О долгосрочной областной целевой программе «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Волгоградской области» на 2010– 2012 годы». В этом документе, в частности, говорилось, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности региона.
В документе указывались средства достижения этой цели, а именно:
– сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
– обеспечение рационального природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
– обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения. Основными программными направлениями данного документа для улучшения экологической ситуации были:
– охрана и воспроизводство биологических ресурсов;
– экологическое образование населения;
– развитие системы особо охраняемых природных территорий;
– организация и ведение государственного мониторинга окружающей среды; – рациональное использование водных ресурсов;
– развитие и возрождение защитных лесных полос и других лесонасаждений;
– государственное регулирование в сфере обращения с отходами;
– радиационная безопасность.
Необходимы также:
– защита поверхности земли и грунтовых вод при выборе места для свалки твердых бытовых отходов;
– строительство на территории Волгоградской области мусороперерабатывающих заводов, так как подобные заводы смогут ликвидировать свалки твердых бытовых отходов, загрязняющие почву, воздух и водоемы.
Экономическое развитие области, улучшение окружающей среды, качества жизни и здоровья населения обеспечиваются практической реализацией принципов экологической доктрины Российской Федерации, природоохранными программами, повышением эффективности государственного и муниципального управления в сфере природопользования и сохранение природного потенциала и формированием нормативного качества объектов окружающей среды.
Анализ состояния экологической ситуации Волгоградской области показал, что окружающая природная среда подвергается негативному воздействию со стороны различных источников загрязнения. Чтобы в корне улучшить положение, необходим комплекс мероприятий, направленных на поддержание оптимального состояния территорий региона:
- создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды на основе совершенствования нормативной законодательной базы;
- создание и поддержание максимально благоприятных условий для сохранения экосистем, ландшафтов, местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;
- повышение экологической культуры населения Волгоградской области;
- обеспечение потребностей государства и населения в информации о качестве окружающей среды, ее загрязнении;
- улучшение качества атмосферного воздуха за счет уменьшения выбросов в атмосферный воздух вредных веществ от промышленных предприятий, расположенных на территории Волгоградской области;
- модернизация объектов инфраструктуры на территории Волгоградской области в соответствии с требованиями законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов; установить систематический контроль над использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств; усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод; уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Экономическое развитие области, улучшение экологии природной среды, качества жизни и здоровья населения, возможно, обеспечить путем практической реализации природоохранных программ в сфере природопользования и сохранение природного потенциала окружающей среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Бабоченко Н. В. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ //СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. – 2016. – С. 160-162. -
Крислинг И. А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ //Форум молодых ученых. – 2019. – №. 1-2 (29). – С. 387-392. -
Купряхин В. В. Современная экологическая ситуация Волгоградской области и пути решения экологических проблем //Учебный год. – 2016. – №. 4. – С. 13-15. -
Сафронова Е. О., Наливаева А. А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛГОГРАДА //НАУКА И МОЛОДЁЖЬ: НОВЫЕ ИДЕИ И РЕШЕНИЯ. – 2016. – С. 114-116. -
Хан А. М. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ //Научные вести № 5| 2018. – 2018. – С. 292. -
Чепрасова О. В., Ицкович А. Ю., Летягина А. А. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ //Приоритеты и перспективы эколого-экономического развития: региональный и муниципальный аспекты. – 2018. – С. 155-158.