Файл: Концепция зеркального Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Концепции личности в социологии
В социологии существует несколько концепций личности, к ним можно отнести: теорию зеркального «Я», ролевую теорию, отдельные формы бихевиоризма в социологии, теорию референтной группы, установки и др.

Концепция зеркального «Я» является одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Стержень личности, ее самосознание не что иное, как результат социального взаимодействия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Человек имеет столько социальных «Я», сколько существует лиц и групп, мнением которых он озабочен.

Автор теории «зеркального Я», или как еще ее называют «Теории общественного зеркала» Ч. Кули считал главным признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнения о себе. Не существует чувство «Я» без соответствующего ему чувства «Мы» и «Они». Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Согласно теории «зеркального Я», отражение «Я» складывается из трех элементов.

  1. Определение того, как нас видят другие, представление о том, каким я кажусь другому человеку.

  2. Представление о том, как они оценивают наш внешний вид, понимаемый весьма широко, охватывая наше поведение и деятельность, т.е. представление о том, «как этот другой оценивает мой образ».

  3. Реакция на эти представляемые оценки в виде раздумья, удивления или стыда, гордости, или унижения. Все это складывается в «чувство личной определенности» человека – «зеркальное «Я».

Следует учесть, что отраженное «Я» часто не совпадает с субъективным «Я». Субъективное «Я» - это обычно комплекс положительных представлений о себе, часто противопоставляемый невыгодным оценкам окружения. Толстой сравнивал человека с дробью, где числитель – это мнение о себе, а знаменатель – оценка окружающих. Недаром существует пословица «В чужом глазу соринку замечаем, а в своем бревна не видим».


Ролевая теория личности. Ролевую теорию личности активно разрабатывали Дж.. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Ролевая теория личности описывает ее поведение с помощью двух основных понятий: социальный статус и социальная роль. Совокупность выполняемых ролей составляет ролевой набор (см. подробнее тему «Социальная структура личности»). Таким образом, личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые выполняет индивид в обществе.

Социальная роль – это точка, где соприкасаются общество и личность, социальные роли превращаются в индивидуальное поведение, а индивидуальные качества испытываются на соответствие их требованием норм. Заняв определенную позицию в обществе или в системе межличностных связей, человек должен изменяться, порой до радикальной трансформации личности. Наиболее известный пример такой трансформации – это история уличной цветочницы Элизы Дулитл в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». В результате усвоения ею внешнего для нее рисунка роли знатной дамы она настолько изменилась как личность, что возвращение к прежней социальной роли стало невозможным. (В действительности такие превращения едва ли возможны или очень редки).

Приняв новую социальную позицию, человек вынужден приспосабливаться к требованиям роли, иначе ему придется либо оставить эту роль, либо испытать значительные санкции и укоры собственной добросовестности. Так, заведя собаку, ее хозяин, который всю жизнь считал себя «совой», открывает в себе способность рано вставать, чтобы успеть до работы выгулять своего любимца.

Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние человека»), наиболее полно и последовательно была выражена в бихевиоризме, который трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.

В теории социальной установки личность рассматривается как результат тех подчас неосознанных установок, которые общество формирует самим фактом постоянного повседневного воздействия, «давления» на индивид. Накапливая разносторонние установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.



Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Разрабатывая теорию личности с психологических позиций, З.Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом, ибо биогенные побуждения противоречат культурным нормам.

В структуре личности Фрейд выделял три главных психологических компонента: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго (сверх «Я»).

Ид – это источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия (сексуального, удовлетворения потребности в пище и др.). Ид или «Оно» представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей.

Подсознанием правит принцип удовольствия. Фрейд считал, что в каждом человеке как бы существует такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа, и прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с этим бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Эго («Я») – своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. К примеру, если Ид сигнализирует о голоде, то Эго блокирует попытки употребить в пищу запасную пищу или ядовитые грибы. Сферой сознания, т.е. Эго («Я»), управляет принцип реальности. Если в начале своего жизненного пути, только появившись на свет, человек требует немедленного удовлетворения своих биологических потребностей, то постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобряемого поведения.

Суперэго (сверх – «Я») – идеализированный родитель, осуществляющий нравственные оценочные функции. Это пересаженные в голову человека социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т. д. Если Эго – это внешние табу, то Суперэго – это те нормы, которые уже усвоены личностью и стали внутренними детерминантами ее поведения.

По Фрейду, cуперэго (сверх – «Я») - это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Можно сказать, что центр Суперэго составляет совесть со всеми требованиями, предъявленными человеком самому себе, с помощью которых человек наблюдает и анализирует свое поведение.


Концепция личности Э. Фромма. Оригинальная, носящая ярко выраженный диалектический характер, концепция личности разработана Э. Фроммом. Эта диалектика органично вплетена в ткань его рассуждений о человеке XX века, жизнь которого полна противоречий. Биологическое и социальное, эгоизм и альтруизм, технократизм и гуманизм, подавление и свобода, пассивность и активность – вот те дихотомические пары, в которых воплощается изначальное противоречие «иметь» или «быть». С категориями «иметь» или «быть» Фромм связывал две различные ценностные структуры, преобладание которых в индивиде определяет тип личности, а также все его мысли, чувства и поступки.

Отвечая на этот, по сути, гамлетовский вопрос, обладать или быть (в смысле самореализации по своим задаткам и дарованиям), Фромм утверждает, что без нового человека невозможно и новое общество. Основой будущего общества может быть лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людям и готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства, умеющего чувствовать свое единство со всем живым на Земле.
2. структура и социально-психологические типы личности

Структура личности это сочетание между собой различных качеств характера, талантов, способностей, степени эмоциональности, реакций на внешние события, темперамента, силы воли, ощущений и восприятий, интересов и убеждений. Этих свойств и различий множество, поэтому есть некая структура, чтобы разделить их.
Существуют три социально-психологических типа личности.

Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт.

Атлетики общительны и социально активны.

Астеники чувствительны к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией.

Типы высшей нервной деятельности.

Сангвиники отличаются приподнятым настроением, быстрым мышлением.


Флегматики — спокойные, удовлетворенные люди.
3. социализация личности
Социализация личности — процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.

Процесс социализации совершается в непрерывном и напряженном взаимодействии двух составляющих процесса развития личности: с одной стороны, это деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения и подкрепленные различными формами социального контроля, а с другой стороны, это автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.
Тема 3. этнические общности
1. понятия этнос и тд
Устойчивая социальная группа людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам, так и по таксонометрическому уровню. Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов - макроэтническими. Термины «этническая общность» и «народ» очень близки в этнографическом смысле.
В некоторых теориях этничности - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид и другое, синоним термина «народ».