ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М.А.Булгаков


М.А.Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Библейские мотивы в романе
Выполнила студентка 1 курса, гр. В вб 9-20 Чиртулова Елизавета

Цель


определить систему нравственных ценностей, утверждаемых М.А.Булгаковым

Задачи


выявить основные философско-этические проблемы романа;
сопоставить «ершалаимские» главы с библейским первоисточником;
показать, как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

О романе


Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия.
Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

Композиция


Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

Сюжетные линии

Время и пространство


Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных
повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.


Гл.2 – Рассказ Воланда


Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. Разговор с Каифой


Гл. 16 – Сон Ивана Бездомного


Казнь на Лысой горе. Левий Матвий свидетель казни


Гл.25 – Маргарита читает


Пилат дает задание Афранию относительно Иуды


Гл.26 – Маргарита читает


Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвием



План по «ершалаимским главам»

Три уровня реальности


Три временных пласта - прошлое - настоящее - вечное.
Три уровня реальности - земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками);
Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита

Герои романа. Ершалаимские главы


Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.

Понтий Пилат


Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.
Фотоиллюстрация Ретрограда


Пилат объявляет приговор:
«Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.
И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.»
Иллюстрация Николая Королева

Роль библейских глав


В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы».
      Что есть истина?
      Что такое добро и зло?
      Человек и его вера.
      Человек и власть.
      В чём смысл человеческой жизни?
      Внутренняя свобода и несвобода человека.
      Верность и предательство.
      Милосердие и всепрощение.


«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.» Фотоиллюстрация Ретрограда