ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Этика и исследовательский процесс в науке в области сестринского дела
Основные принципы этики в исследованиях
Формы информированных согласий
https://www.who.int/ethics/review-committee/informed_consent/en/
https://www.irb.cornell.edu/forms/sample.htm
Какие категории населения являются уязвимыми группами при проведении исследований?
Конфиденциальность и защита данных
НПА, регулирующие этические нормы проведения исследований
Основные принципы соблюдения этических норм для качественных исследований
2 – проводить исследование в привычной для участников среде
3 – проводить исследование путем непосредственного контакта с участниками
4 – понимать жизненный опыт и социальные реалии участника с точки зрения участника
5 – использовать слова участников для рассказа
3 – обобщать опыт/ожидания/установки участников
Повышение прозрачности исследования и ценности результатов
Этика исследований также подразумевает избегание следующих намеренных/ненамеренных ошибок:
1) фабрикация, то есть публикация данных и результатов без проведения научного исследования
Исследовательская этика в науке в области сестринского дела
Цель данной онлайн-лекции
Ознакомить с целью и основной ценностью исследовательской этики: почему она важна для исследователя на протяжении всего исследовательского процесса.
Знание и понимание принципов исследовательской этики являются основополагающими для надлежащей практики проведения исследований.
Недостаточное понимание исследовательской этики может привести к неэтичной практике проведения исследований.
Исследователи должны убедиться, что были включены все группы сообщества, которые будут извлекать пользу из проведения исследования, и что в тех случаях, когда возникает проблема уязвимости, такая проблема разрешается соответствующим образом.
Ответственность исследователя заключается в необходимости продемонстрировать тот факт, что были предприняты все меры, гарантирующие защиту участников.
Этика и исследовательский процесс в науке в области сестринского дела
Существуют этические принципы, которых необходимо придерживаться для защиты пациентов или клиентов от причинения вреда:
1. Пациенты и клиенты имеют право на самоопределение
2. Пациенты и клиенты имеют право на добровольное участие
3. Исследователи должны защитить уязвимых лиц, имеющих ограниченную способность дать информированное согласие или не имеющие такой способности
4. Пациенты и клиенты имеют право на справедливость; их потребности имеют более высокий приоритет, чем цели исследования
5. Необходимо обеспечить конфиденциальность информации, полученной от пациентов, а также анонимность участников
Основные принципы этики в исследованиях
Уважение автономии/независимости участников исследования
Избегание вреда
Защита данных и конфиденциальность
Принцип добровольности
Подписание информированного согласия
Участие уязвимых групп
Формы информированных согласий
Форма ИС, утвержденная Вашим ЛЭК/НЭК (ссылка)
Informed consent for qualitative research
https://www.who.int/ethics/review-committee/informed_consent/en/
Biomedical Research Projects Templatehttps://www.irb.cornell.edu/forms/sample.htm
Принцип добровольности
Подписание информированного согласия
Участие уязвимых групп
Какие категории населения являются уязвимыми группами при проведении исследований?
Несовершеннолетние
Люди с расстройствами психического здоровья
Заболевания, сопряженные с социальными стигмами (ВИЧ-инфекция, ИППП и др)
Лица, находящиеся в финансовой/административной/социальной зависимости (военнослужащие, студенты, работники бюджетной сферы и др.)
Избегание вреда
Психический вред
Финансовый вред
Социальный вред
Конфиденциальность и защита данных
Этический аспект сбора данных
Этический аспект хранения/уничтожения данных
Защита конфиденциальности при публикации
Цели и
задачи
исследования
Права и
интересы
Участника !!!
НПА, регулирующие этические нормы проведения исследований
Нюрнбергский кодекс, 1947
Хельсинкская декларация, 1964 и последующие ее редакции
Бельмонтский доклад, 1979
Конвенция о биоэтике (Овьедо, 1997)
Международные этические руководящие принципы для исследований в области здоровья с участием людей (ВОЗ, Женева, 2016)
Приказ МЗ РК №348 от 15 мая 2015 года «Об утверждении Правил проведения медико-биологических экспериментов, доклинических (неклинических) и клинических исследований»
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 мая 2019 года № ҚР ДСМ-64 Об утверждении Правил проведения медицинских исследований, а также требования к исследовательским центрам
Основные принципы соблюдения этических норм для качественных исследований
1 – отражать мнения участников исследования и их опыт настолько точно (реально) насколько это возможно
2 – проводить исследование в привычной для участников среде
3 – проводить исследование путем непосредственного контакта с участниками
4 – понимать жизненный опыт и социальные реалии участника с точки зрения участника
5 – использовать слова участников для рассказа
3 – обобщать опыт/ожидания/установки участников
ВАЖНО!
Упомянутые принципы должны соблюдаться не только для соблюдения этических норм для качественных исследований, но и для достоверности исследований
Соблюдение этических принципов
Способствует повышению достоверности
Повышение прозрачности исследования и ценности результатов
ПОМНИ!
Этика исследований также подразумевает избегание следующих намеренных/ненамеренных ошибок:
Фабрикация данных
Фальсификация данных
Плагиат
Несколько определений…
1) фабрикация, то есть публикация данных и результатов без проведения научного исследования
2) фальсификация, то есть манипуляция данными, рисунками, оборудованием и т. д., что приводит к искажению научных результатов
3) плагиат - заимствование материала при отсутствии ссылок на первоисточник или некорректном цитировании
Полезные ресурсы и ссылки
Ссылка на сайт ЛЭК вашего университета/колледжа
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 мая 2019 года № ҚР ДСМ-64 Об утверждении Правил проведения медицинских исследований, а также требования к исследовательским центрам
Qualitative Research in Nursing and Healthcare. Immy Holloway and Kathleen Galvin. 4 th Edition, 2017. Wiley Blackwell. Chapter 4. Ethical Issue, p.51-71
Royal College of Nursing Guidance. Research Ethics. March 2009, Third Edition. Available at https://www.yorksj.ac.uk/media/content-assets/research/documents/RCN-Research-ethics.pdf
Elsevier Ethics in research and publication brochure 2017. Available at https://www.elsevier.com/authors/journal-authors/policies-and-ethics