ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Профессиональная этика и служебный этикет
Предмет и функции этики. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
В системе этики как науки выделяют:
– этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла, нравственные ценности;
– деонтологию, исследующую проблемы долга и должного;
Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Нравственность как феномен культуры личности
Базовым элементом нравственной практики является поступок.
Индивидуальное нравственное сознание выражается:
Профессиональная этика и служебный этикет
Тема 1
Профессиональная этика –это совокупность нравственных норм, которые регулируют взаимоотношения людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.
Вопросы лекции
1. Предмет и функции этики. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
2. Нравственность как феномен культуры личности.
3. Свойства и функции морали. Проблема происхождения морали.
4. Мораль и право: сходство и различие.
5. Эвдемонизм, ригоризм, гедонизм и утилитаризм в истории этики
Предмет и функции этики. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Термин «этика» (греч. ёthika, от ethos – привычка, нрав) введён Аристотелем для обозначения той части его учения, в которой рассматриваются направленность и способы регуляции человеческого поведения.
Этика – это область знаний о сущности и морали, законах ее возникновения, развития и функционирования, наука, изучающая проблемы нравственности в обществе.
Этика и мораль
Цицерон использовал латинское слово Moralis для перевода греческого слова этический.
Мораль (лат. moralitas от moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике в общественных отношениях, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей.
Этика и мораль
Объект этики как науки
– реально существующие нравы,
– поведение людей в обществе;
– исторические формы морали;
– нравственное просвещение;
– развитие положительных нравственных качеств у человека;
–процесс мотивации поведения;
Предмет этики как науки
– этические категории – предельно общие понятия в которых выражаются нравственные оценки и критерии отношений в реальном мире, различение добра и зла;
– нравственные принципы – руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения поведения человека;
– нравственные законы – основополагающие правила для поведения, взаимоотношений, существования и развития общества;
– ценности – нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения; духовные опоры, отграничивающие значимое существенное, для данного человека от незначимого, несущественного;
– идеалы – представления о должном, высшие образцы для подражания; – проблема смысл жизни.
Функции этики
Познавательная функция
Нормативная функция
Функция поддержки
Оценочная функция
Аксиологическая функция
Функции этики
1. Познавательная функция этики заключается в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага
Функции этики
2. Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешение моральных ситуаций, возможность предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу.
Функции этики
3. Функция поддержки, усиления существующих социальных норм, или же, наоборот, функция их критики
Функции этики
4. Оценочная функция - этика оценивает существующие нормы бытия с точки зрения общих представлений о социальной справедливости, поддерживает их или подвергает критике, выступая за необходимость утверждения новых норм.
Функции этики
5. Аксиологическая функция – разработка и осмысление ценностных ориентаций в быстро меняющемся мире. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это основной вопрос теории ценностей
Структура этического знания
В системе этики как науки выделяют:
– этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла, нравственные ценности;
– деонтологию, исследующую проблемы долга и должного;
– деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах, генеалогию морали, историческую этику, социологию морали;
– профессиональную этику.
В этической литературе и социальной практике принято разделение этики на универсальную и профессиональную.
Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Этимологически термины «этика», «мораль» и нравственность обозначают одно и тоже: нрав, обычай, но с течением исторического развития за каждым понятием закрепилось своё содержание.
Нравственность – реальные процессы в сфере моральных отношений, определенные «рамки» достойного поведения, системы норм, правил, которые служат критериями достоинства и порока, добра и зла.
Моральные (нравственные) отношения – это те отношения, в которые вступают люди совершая моральные (аморальные) поступки. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права.
Нравственность как феномен культуры личности
Проблемы нравственности, главным образом, рассматриваются в русской философии. По В.С. Соловьеву нравственность определяется:
отношением к самому себе (самообладание, чувство стыда, умение посмотреть на свои поступки со стороны);
отношением к другим людям (сочувствие, жалость, солидарность, умение поставить себя на место другого);
отношением человека к мирозданию в целом.
Структура нравственности
1) нравственное сознание;
2) нравственная практика;
3) нравственные отношения.
Базовым элементом нравственной практики является поступок.
Индивидуальное нравственное сознание выражается:
а) рациональным компонентом, то есть системой понятий, в которой выражаются нравственные представления, идеалы, оценки, принципы, установки, представления о добре и зле и т.д.;
б) эмоциональным компонентом, то есть совокупностью нравственных переживаний человека;
в ) волевым компонентом, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии.
Свойства и функции морали.
Проблема происхождения морали Мораль представляет собой социально сформированную совокупность норм и правил; систему, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.)
Основные свойства морали:
1. Универсальность. Требования морали присущи любой сфере человеческого бытия, не локализуются ни ситуативно, ни во времени.
2. Общезначимость. Моральные предписания распространяются на всех людей без исключения.
3. Антиномичность. Например, противоречивость утверждений о необходимости делать добро, потому что это выгодно (целесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование «не убий» и одновременно представления о воинском долге.
4) Внеинституциональностъ. Мораль, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована. Нормы морали поддерживаются силой общественного мнения или личной убежденностью человека.
Свойства и функции морали. Проблема происхождения морали
5) Конфликт должного и сущего. Мораль обычно предъявляет личности завышенные требования, которые не могут быть в полной мере реализованы в настоящей действительности.
6) Свобода выбора. Человек волен следовать или не следовать предписаниям морали. Нравственный человек остается моральным даже тогда, когда его действия осуществляются вне всякого внешнего контроля;
7) Императивность. Нормы морали обладают императивной (обязательной для исполнения) природой. Нормы морали могут формулироваться в повелительном наклонении (например, «не лги», «не убий» и т.д.) или в качестве рекомендаций («делай благо» …), но являются обязательными для всех (во всяком случае предполагается всеобщая обязательность).
Основные функции морали и нравственности:
1) Регулятивная функция – гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми.
2) Познавательная функция – человек получает особое этическое знание.
3) Воспитательная функция – этическое знание является важным условием формирования личности.
4) Ценностно-ориентирующая функция – человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным.
5) Человекотворческая – формирует человека как такового, его личностные качества, раскрывает человеческое в человеке.
6) Гуманизирующая – приподнимает человека над обыденностью, раскрывает ему подлинный смысл жизни.