Файл: Реферат по дисциплине Основы противодействия коррупции.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы противодействия коррупции»
«Уголовно-правовая характеристика дачи взятки»
ФИО студента | Ренжиглова Анастасия Дмитриевна |
Направление подготовки | Гостиничное дело |
Группа | ГСД-Б-0-Д-2022-2 |
Москва 2023
Оглавление
Введение 2
Состав преступления дачи взятки 4
Особенности квалификации дачи взятки 7
Освобождение от уголовной ответственности 10
Наказания за дачу взятки 11
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Коррупция, одной из основных составляющих которой является взяточничество, осуждается и преследуется законом во всем мире. Она процветает как экономическое преступление с незапамятных времен, и вряд ли можно предсказать ее исчезновение из числа составов преступлений, преследуемых современным законодательством.
Эта тема открыта, потому что взяточничество принимает катастрофические размеры. Дача взятки – деяние, предусмотренное главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная глава (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) включает статьи, предусматривающие ответственность за так называемые должностные преступления. Специфика должностных преступлений состоит в их особой опасности. Так, совершая указанные преступления, должностные лица нарушают принцип законности – один из основополагающих принципов деятельности должностных лиц, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, предусмотренный п. 2 ст. 15 Конституции РФ, причиняя тем самым ущерб правам и законным интересам граждан, обществу и государству.
Получение взятки, являясь одним из наиболее серьезных преступлений, наносит огромный вред и ущерб авторитету государственной власти. Оно нередко сопровождается другими противоправными деяниями, в частности, преступлениями в сфере экономики, против правосудия, компрометирует правоохранительные органы, порождая представление о возможности достижения желаемого результата путем подкупа должностных лиц, и, как следствие, плодя такое преступление, как дача взятки. Кроме того, действия по получению взятки должностными лицами умаляют авторитет государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений в обществе, подрывают у граждан уверенность в защищенности их прав, порождают у них недоверие к органам власти. Тем самым в обществе создается представление о государственном органе (органе местного самоуправления), который является прямым рычагом взаимодействия государства с его гражданами, как о продажном инструменте реализации противоправных помышлений человека.
Состав преступления дачи взятки
Основные положения о даче взятки содержатся в ст.291 УК РФ.
Для того чтобы проанализировать состав рассматриваемого преступления необходимо определиться непосредственно с определением взятки. В юридическом смысле взятка представляет собой различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение или невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Из приведенного определения делаем вывод, что дача взятки подразумевает ее передачу должностному лицу за совершение определенных действий в пользу взяткодателя, либо воздержание от них. Стоит отметить, что взяткой может являться материальная ценность в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав, взяткой могут выступать различные вещи, которые имеют материальное выражение, например, товары потребительского назначения, драгоценности и иные движимые и недвижимые вещи. Таким образом, предметом дачи взятки является незаконное вознаграждение, имеющее материальный характер.
Постановление Пленума №24 (Постановления Пленума Верховного суда РФ от 09 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве») разъясняет, что под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается «предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами». Доход чиновника и потери общества от взяток целиком зависят от предельно допустимого для взяткодателя размера взятки, который, в свою очередь, определяется психологическими, правовыми, морально-этическими экономическими и иными принципами.
Стоимостное выражение взятки или ее качество не имеет значения, то есть это говорит о том, что низшего предела размера взятки не установлено российским уголовным законодательством. Главным является сам наличествующий факт незаконного обогащения должностного лица путем получения имущества от взяткодателя, либо безвозмездно оказанной услуги.
Данный вид преступление считается оконченным в тот момент, когда должностное лицо получило взятку, даже если передана была ее часть – это может быть непосредственная передача денежных средств в руки, перечисление на банковский счет, безвозмездное отчуждение имущества в пользу взяткополучателя.
Состав дачи взятки является формальным. Дача взятки признается оконченным преступлением, когда хотя бы ее часть не просто была передана должностному лицу, но и принята им. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам и посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, следует квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки (ч.3 ст.30 и ст.291 УК РФ).
Объектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, принято считать общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.
Для правильной уголовно-правовой характеристики рассматриваемого вида преступления большое значение имеет точное определение рамок объективной стороны дачи взятки. Они позволяют выявить степень исполнения преступления, то есть имеет ли место оконченное преступление, либо начало его исполнения можно классифицировать как покушение на совершения преступления, в случае прерывания его выполнения. Лицо, совершающее попытку дачи взятки в таком случае будет являться исполнителем.
При характеристике состава любого общественно-опасного деяния важное значение имеет определение самого виновного лица, то есть субъекта преступления.
В соответствии со ст. 20 УК РФ ответственность за совершения деяния, предусмотренного ст. 291 УКРФ наступает с 16 лет. Несмотря на расположение ст. 291 УК РФ в главе 30 УК РФ (Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), субъектами рассматриваемого преступления может быть, как должностные лица, так и физические лица, включая тех, что осуществляют предпринимательскую деятельность. Чаще всего взяткодателем выступает именно физическое лицо. В соответствии с Постановлением Пленума № 24 (Постановления Пленума Верховного суда РФ от 09 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве») должностное лицо является субъектом дачи взятки в случае, если оно предложило своему подчиненному для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу. В этом случае должностное лицо, побудившее произвести указанные действия несет ответственность как исполнитель преступления и его действия квалифицируются по соответствующей части ст. 291 УК РФ. Работник же, выполнившие его поручение привлекается в качестве соучастника дачи взятки.
Основываясь на том, что состав рассматриваемого преступления носит формальный характер, о чем уже упоминалось ранее, становится ясно, что дача взятки совершается лишь с прямым умыслом.
Особенности квалификации дачи взятки
Российским уголовным законодательством установлена дифференциация наказания за совершенное преступление, которая производится на основании наличия отягчающих (квалифицирующих) признаков состава деяния.
Квалифицирующими признаками дачи взятки, предусмотренными ч.2 ст.291 УК РФ, является дача взятки в значительном размере, согласно ч.3 ст.291 УК РФ отягчающим обстоятельством является дача взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).
Рассмотрим отягчающее обстоятельство, выражающееся в даче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере. Прежде чем выявить особенности данного квалифицированного состава необходимо определить какой размер взятки считается значительным. Как уже было отмечено ранее, законодателем не установлен минимальный размер взятки, за передачу которого предусмотрена уголовная ответственность. Если предметом совершения преступления выступают денежные средства, то любая денежная сумму будет выступать основанием для привлечения к уголовной ответственности субъекта деяния. В случае если предметом взятки выступают материальные блага и ценности, то для определения денежного эквивалента ее размера, при передаче которой наступает уголовная ответственность необходимо обратиться к ст. 575 ГК РФ согласно которой запрещается дарение должностным лицам, за исключением обычных подарков стоимостью менее трех тысяч рублей. Проанализировав приведенные нормы, становится понятно, что размер взятки для привлечения к уголовной ответственности субъекта деяния различен и зависит от формы его предмета. Значительным размером является денежная сумма, превышающая 25 тыс. рублей. При даче взятки более 25 тыс. санкция ч.2 ст. 291 УК РФ предусматривает более строгие виды наказания.
Квалифицированный состав, предусмотренный ч.3 ст. 291 УК РФ необходимо рассмотреть более подробно, так как сама формулировка подразумевает ужесточение наказания в связи с тем, что предмет взятки (денежные средства, имущество и оказание услуг) служит для обеспечения заведомо незаконных действий (бездействие). Для того, чтобы квалифицировать деяние лица именно по анализируемой части ст. 291 УК РФ необходимо установить, что взяткодатель осознавал склонение должностного лица к осуществлению именно незаконных действий (бездействие). Разумеется, возникает вопрос о том, что не каждый взяткодатель обладает юридическими знаниями и не может знать какие нормы действующего законодательства будут нарушены должностным лицом для осуществления преступной договоренности. В случае совершения должностным лицом незаконных действий, то есть преступления, взяткодатель несет ответственность не только по ч. 3 ст. 291 УК РФ, но и за соучастие (подстрекательство) в совершении должностным лицом того или иного преступления. В случае если виновный не знает, каким образом будет осуществляться договоренность взяткополучателем, то классификация дачи взятки по данному признаку исключается и наказание назначается в соответствии с ч.1 ст.291 УК РФ.