ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.07.2021
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
Что ждет российские банки?
Всевозможные прогнозы и слухи будоражат банковское сообщество. Особенно много разговоров вокруг банков в связи с намечающимся вступлением России в ВТО. Но главное, что доподлинно известно - российскому банковскому сектору кризис в этом году не грозит. К такому выводу пришли эксперты авторитетного международного рейтингового агентства Fitch Ratings.
«Мы считаем, что у банковской системы сохраняются существенные перспективы роста», - говорит директор по финансовым организациям российского представительства агентства Александр Данилов. - В России сохраняется стабильная макроэкономическая ситуация и растут доходы населения».
По мнению аналитиков агентства, в этом году можно ожидать дальнейшего сокращения числа действующих российских банков как за счет отзыва лицензий и закрытия мелких банков, так и за счет консолидации кредитных организаций. Наряду с этим ведущие государственные банки, чья доля в активах сектора сейчас составляет около 40%, в 2007 г могут упрочить свое доминирующее положение, в частности, из-за планируемого проведения IPO Сбербанка и ВТБ.
Прогнозируя темпы развития российского банковского сообщества, в Fitch отмечают, что в минувшем году рост активов банковского сектора был близок к 40%, однако в среднесрочной перспективе темп роста несколько замедлится, но по-прежнему будет существенным. Это обусловлено ростом кредитования физических лиц и продолжающейся региональной экспансией банков. Сейчас доля физических лиц в общем объеме банковского кредитования составляет, по оценке агентства, порядка 25% однако в 2007 г. она несколько возрастет.
Несмотря на увеличение доли рублевых кредитов - сегодня она превышает 80% и может еще увеличиться с ростом охвата регионов - спрос на валютное кредитование все равно остается. Правда, в основном у корпоративных клиентов - из-за необходимости закупать импортное оборудование. Доля просроченных кредитов, выданных российскими банками, по оценке Fitch, остается незначительной, и предпосылок для кризиса здесь нет. Главный вывод, который делают эксперты Fitch - высокие темпы роста ВВП создают необходимые предпосылки для сохранения спроса на банковские услуги и способствуют дальнейшему расширению сектора.
В этой связи любопытными представляются результаты исследования, которое по заказу госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» /АСВ/ в конце минувшего года выполнил ВЦИОМ. Согласно данным исследования, типичный российский вкладчик, портрет которого, по словам заместителя генерального директора АСВ Андрея Мельникова, нарисован «крупными мазками», проживает в Приволжском или Центральном Федеральном округе, имеет высшее образование, работает высококвалифицированным рабочим или уже вышел на пенсию. Средний возраст вкладчиков - старше 45 лет.
Популярность банковских услуг, по данным исследования, возросла - ими пользуется 63% населения (по результатам прошлого исследования – 57%). Самой востребованной банковской услугой является вклад – 33%. Далее следуют услуги банков по оплате коммунальных услуг (27%) и потребительский кредит (19%). Самое интересное, что многие россияне, несмотря на то, что оплачивают в банке коммунальные услуги и даже получают зарплату на карту, не относят себя к клиентам банков.
Самым важным фактором, определяющим выбор, опрошенные потенциальные или уже существующие вкладчики назвали местоположение банка. Это значит, что пока граждане не очень требовательны к качеству оказываемых банком услуг и уровню сервиса кредитных организаций. На второе место по предпочтениям по итогам 2006 г. вышла информация об открытии в банке счета работодателя. Видимо, рассуждения здесь строятся так: если организация открыла счет в банке, значит, он надежен. На третьем месте - «сарафанное радио» - советы друзей и знакомых.
Идеальный банк, вызывающий доверие населения и желание воспользоваться его услугами, - это крупный (53% опрошенных) государственный (72%) банк, давно работающий на российском рынке (81%) и с более высоким процентом по вкладу (54%). Большинство банковских клиентов (75%) пользуется услугами только одного банка, каждый пятый (17%) - услугами двух банков и 4% - услугами трех и более банков.
Авторы исследования отмечают, что рекламная активность кредитных организаций менее значима - этот фактор способен повлиять на выбор 35% населения. Годом ранее реклама оказывала более существенное воздействие на выбор «идеального банка» на 48% россиян, величина процентов - на 50%. «Вес» остальных факторов остался почти неизменным. Зафиксированное опросом снижение значимости банковской рекламы объясняется, вероятно, уменьшением восприимчивости россиян, становящихся все более притязательными потребителями товаров и услуг, а также дефицитом оригинальных рекламных решений.
Инвестиционные предпочтения россиян в минувшем году выглядели следующим образом: наличные средства в рублях дома хранят 50% граждан, рублевый вклад в банке – 33%, наличные в валюте дома – 7%, валютный вклад в банке – 3%. При этом, по словам А.Мельникова, большинство россиян, имеющих валютный вклад, открыли также и рублевый депозит. Остальные предпочтения находятся в пределах статистической погрешности и к ним относятся: вложения в собственный бизнес, в драгметаллы, в ценные бумаги.
Авторы исследования также обратили внимание на полуторократный рост востребованности кредитных карт (с 3,8 до 7%) по сравнению с предыдущим исследованием. Кроме того, согласно результатам исследования, несколько увеличилось число потребителей банковских кредитов - в течение последних 3-х лет банковским кредитом воспользовалось 38% населения (по данным прошлого исследования – 33%). В основном, это потребительские кредиты – 17% респондентов брали кредиты на приобретение бытовой аудио и видеотехники, по 4% - на приобретение мобильных телефонов и мебели. Автокредитами воспользовалось 5% опрошенных. Ипотечным кредитом, согласно данным опроса, воспользовался всего 1% граждан, столько же - образовательными кредитами.
Достаточно интересными представляются данные о целях откладывания денег. Исследование также показало, что доля респондентов, у которых ежемесячно остаются свободные средства после всех расходов, уменьшилась по сравнению с 2005 г. почти на треть - с 65% до 40%. Снижение этого показателя на фоне роста доходов населения свидетельствует об опережающих темпах роста потребительских расходов по отношению к доходам.
Анализируя эти данные, А.Мельников сказал, что на его взгляд, россияне сейчас находятся на распутье. «Возможно, люди не захотят накапливать, а предпочтут тратить, то есть сделают выбор из двух моделей - «североамериканской» - «жить в кредит» или «западноевропейской» - «жить по средствам». Так наблюдается некоторое падение доли средств, откладываемых на покупку дорогих вещей, - с 36 до 28%. По мнению А.Мельникова, это отчасти можно объяснить повышением потребительской и кредитной активности. Возможно, в этой ситуации выиграют банки, которые проявят себя грамотными кредиторами, предложив россиянам новые интересные и конкурентные продукты.
Елена Мягкова
09.02.2007 13:37
http://newsinfo.ru/news/2007/02/news1347250.php?id_r=7