Файл: Современная философия и методология науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский авиационный институт

(Национальный Исследовательский Университет)» (МАИ)

Институт №11 «Материаловедение и технологии материалов»

Кафедра «Технологии и системы автоматизированного проектирования металлургических процессов»

Реферат

На тему «Философские проблемы искусственного интеллекта»

По дисциплине: «Современная философия и методология науки»
Выполнил студент группы

Т11О-102М-22

Солдатов П.А.

Проверила:

Лобастов Г.В.


Москва 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Искусственный интеллект - тема, которая привлекает внимание ученых разных направлений, таких как философия, социология и лингвистика. Исторически, создание искусственного интеллекта имеет богатые традиции, и он постоянно развивается, получая новое содержание, структуру и технологические возможности в каждую эпоху. 4

Изучение проблем искусственного интеллекта неразрывно связано с исследованиями естественного интеллекта и требует тщательного анализа сознания, мозга, человеческого разума и когнитивных функций. Решение таких многоплановых проблем требует уточнения терминологии, теоретического обоснования и определения направлений планов и программ. 4

Развитие и внедрение обновленных подходов в разработке искусственного интеллекта возможно только при расширении и углублении научного понимания особенностей информационных процессов, происходящих в головном мозге. 4

Необходимо учитывать, что сознание имеет субъективную реальность, что создает основные трудности в объяснении связей сознания с мозгом при интеграции его в научную картину мира человека. 4

Эти и другие существенные вопросы имеют непосредственное отношение к проблематике искусственного интеллекта и возможности создания программ и систем на основе концепции разумности. Философы обсуждают вечные вопросы, такие как природа знания, возможность представления знания в различных устройствах, и соотношение знания истины с практикой его прикладного применения. 4

Многие ситуации применения искусственного интеллекта вызывают глубокие философские вопросы о возможности понимания компьютером фраз человеческого языка и толкования символов, а не только их воспроизведении. 4

Исследование и разработка искусственного интеллекта имеет многочисленные практические применения, такие как улучшение медицинских диагностических технологий, автоматизация производственных процессов, создание интеллектуальных помощников для людей и многое другое. Однако, при разработке систем и программ на основе искусственного интеллекта возникают философские вопросы относительно того, как они должны работать и как они должны взаимодействовать с людьми. 5

Например, одним из важных вопросов является то, как искусственный интеллект должен интерпретировать и использовать данные, которые он получает. Это может включать в себя понимание естественного языка, анализ контекста и использование знаний, которые были ранее написаны программистами. 5

Другой важный вопрос связан с тем, как искусственный интеллект должен принимать решения. Некоторые системы могут использовать алгоритмы машинного обучения, которые позволяют им самостоятельно извлекать знания из большого количества данных. Однако, такие системы могут столкнуться с проблемой "черного ящика", когда невозможно точно объяснить, как они принимают решения. 5

Также важно понимать, что искусственный интеллект не может полностью заменить человеческий интеллект, поскольку у него отсутствуют такие качества, как эмпатия, интуиция и креативность, которые являются важными для решения сложных задач и принятия решений. 5

Таким образом, разработка и использование искусственного интеллекта требует не только технических знаний, но и понимания философских и социологических аспектов, связанных с использованием таких систем в реальном мире. 5

1 Понятие об искусственном интеллекте как социальном феномене 6

2 Философские аспекты проблем существования искусственного интеллекта. 8

3 Характеристика многообразия подходов к созданию систем искусственного интеллекта 13

ВЫВОД 16



Введение

Искусственный интеллект - тема, которая привлекает внимание ученых разных направлений, таких как философия, социология и лингвистика. Исторически, создание искусственного интеллекта имеет богатые традиции, и он постоянно развивается, получая новое содержание, структуру и технологические возможности в каждую эпоху. Изучение проблем искусственного интеллекта неразрывно связано с исследованиями естественного интеллекта и требует тщательного анализа сознания, мозга, человеческого разума и когнитивных функций. Решение таких многоплановых проблем требует уточнения терминологии, теоретического обоснования и определения направлений планов и программ. Развитие и внедрение обновленных подходов в разработке искусственного интеллекта возможно только при расширении и углублении научного понимания особенностей информационных процессов, происходящих в головном мозге.

Необходимо учитывать, что сознание имеет субъективную реальность, что создает основные трудности в объяснении связей сознания с мозгом при интеграции его в научную картину мира человека.

Эти и другие существенные вопросы имеют непосредственное отношение к проблематике искусственного интеллекта и возможности создания программ и систем на основе концепции разумности. Философы обсуждают вечные вопросы, такие как природа знания, возможность представления знания в различных устройствах, и соотношение знания истины с практикой его прикладного применения. Многие ситуации применения искусственного интеллекта вызывают глубокие философские вопросы о возможности понимания компьютером фраз человеческого языка и толкования символов, а не только их воспроизведении. Исследование и разработка искусственного интеллекта имеет многочисленные практические применения, такие как улучшение медицинских диагностических технологий, автоматизация производственных процессов, создание интеллектуальных помощников для людей и многое другое. Однако, при разработке систем и программ на основе искусственного интеллекта возникают философские вопросы относительно того, как они должны работать и как они должны взаимодействовать с людьми. Например, одним из важных вопросов является то, как искусственный интеллект должен интерпретировать и использовать данные, которые он получает. Это может включать в себя понимание естественного языка, анализ контекста и использование знаний, которые были ранее написаны программистами. Другой важный вопрос связан с тем, как искусственный интеллект должен принимать решения. Некоторые системы могут использовать алгоритмы машинного обучения, которые позволяют им самостоятельно извлекать знания из большого количества данных. Однако, такие системы могут столкнуться с проблемой "черного ящика", когда невозможно точно объяснить, как они принимают решения. Также важно понимать, что искусственный интеллект не может полностью заменить человеческий интеллект, поскольку у него отсутствуют такие качества, как эмпатия, интуиция и креативность, которые являются важными для решения сложных задач и принятия решений. Таким образом, разработка и использование искусственного интеллекта требует не только технических знаний, но и понимания философских и социологических аспектов, связанных с использованием таких систем в реальном мире.

1 Понятие об искусственном интеллекте как социальном феномене


Исследование интеллекта является сложной задачей для ученых, которые подходят к этой теме из разных научных областей. Интеллект можно определить как совокупность различных качеств, способностей и характеристик, которыми обладает субъект, обладающий интеллектом. Основные характеристики интеллекта уже изучены, но они не охватывают понятие в целом, поскольку интеллект является комплексным явлением.

Интеллект может быть трактован как способность решать задачи, используя определенные технологии, а также как способность к обучению и самообразованию. В энциклопедической литературе отмечается, что интеллект - это способность успешно реагировать на новые ситуации, воспринимать связи между фактами и явлениями и планировать действия, ведущие к достижению поставленной цели.

Интеллект тесно связан с познавательной и умственной деятельностью человека, а также с языком, общением и взаимопониманием людей. Интеллект способствует установлению отношений и помогает при поиске сходства фактов с уже известным человеку. В отличие от инстинкта, интеллект передается от поколения к поколению и позволяет человеку успешно справляться с новыми, непривычными условиями.

Ученые, занимающиеся исследованием интеллекта, имеют разные точки зрения на характеристики и функции интеллекта. Однако, все они признают, что интеллект является важным аспектом жизнедеятельности человека и играет важную роль в его успехе и достижениях.

Интеллект имеет способность запоминания и переноса решений на новые похожие ситуации. Он выражен различными формами мышления, включая символы и образы объектов, явлений и действий. Интеллект также связан с потребностью адаптации к среде и обеспечивает определенную форму равновесия на основе восприятия и сенсорики.

Сравнивая содержательное наполнение интеллекта человека и средства искусственного интеллекта, можно использовать способность человека накапливать и использовать информацию для достижения успеха. Механизмы интеллекта участвуют в принятии решений и формулировании целей, а исследователи нейроинформатики связывают интеллектуальность с решением задач и способностью строить модели реальности.

Наиболее важные черты интеллекта включают выделение существенного в знаниях, рассуждение, рефлексию, выдвижение целей и обоснование средств их достижения, активность в познании, адаптацию к новым ситуациям, обобщение и обучение на примерах, а также синтез и анализ в познавательной деятельности.


Искусственный интеллект изучается в рамках науки когнитологии, которая объединяет теоретический и прикладной поиск в философии, эпистемологии, когнитивной психологии, нейрофизиологии и лингвистике. Основным вопросом является определение наиболее эффективных способов представления, хранения и использования накопленного человечеством знания и информации.

Каждая наука вносит свой вклад в развитие научной платформы искусственного интеллекта. Психология определяет методологический базис для когнитивного моделирования, которое позволяет анализировать и принимать решения в неопределенных ситуациях на основе структуризации факторов и причинно-следственных связей между ними. Это позволяет создавать модели прогнозирования развития и методы решения обратных задач. Биология также вносит свой вклад в моделирование искусственного интеллекта, показывая, что искусственные системы не обязательно должны повторять структуру процессов, присутствующих в биологических системах. Важно учитывать феномены человеческого поведения, способности к обучению, познанию и адаптации как особенности функционирования искусственных систем.

2 Философские аспекты проблем существования искусственного интеллекта.


Философов Джон Сир, предложил концепцию "сильного искусственного интеллекта", которая утверждает, что машина может иметь не только поверхностное знание, но и настоящий интеллект, способный решать проблемы и принимать решения на уровне, эквивалентном человеческому интеллекту. Однако, многие философы и ученые продолжают считать, что искусственный интеллект не может иметь полноценного мышления, поскольку оно является уникальной особенностью живых организмов.

Осмысление искусственного интеллекта - это одна из ключевых проблем не только для философии, но и для науки в целом. На протяжении десятилетий исследователи работали над созданием искусственного интеллекта, и в последние годы мы видим значительный прогресс в этой области. Однако, несмотря на это, вопрос о том, может ли машина иметь настоящий интеллект, остается открытым.

Одним из подходов, используемых для создания искусственного интеллекта, является моделирование человеческого мозга и мышления. Некоторые исследователи считают, что если мы поймем, как работает человеческий мозг, мы сможем создать искусственный интеллект, который будет функционировать так же, как и человеческий мозг.


Другие исследователи предлагают более абстрактные подходы к созданию искусственного интеллекта, основанные на машинном обучении и алгоритмах. Эти методы позволяют компьютерам обучаться на основе большого количества данных и использовать эти знания для решения различных задач.

Некоторые философы и ученые продолжают считать, что искусственный интеллект не может иметь полноценного мышления, поскольку оно является уникальной особенностью живых организмов. Они утверждают, что мышление и разумность не могут быть полностью объяснены научными методами, и что существует некоторый "эзотерический" аспект человеческого разума, который не может быть воспроизведен в машине.

Однако, независимо от точки зрения на этот вопрос, создание искусственного интеллекта остается важным направлением научных исследований, поскольку оно может привести к созданию более эффективных и автоматизированных систем в различных областях, таких как медицина, финансы, производство и т.д.

Таким образом, проблема философского осмысления искусственного интеллекта не имеет окончательного ответа, и дискуссии по этому вопросу продолжаются. Различные точки зрения и концепции постоянно появляются и обсуждаются, исследователи продолжают работать над созданием и улучшением искусственного интеллекта, в то время как философы продолжают исследовать его фундаментальные принципы и возможности.

Основная проблема философского осмысления  искусственного интеллекта:  реальность создания действующей модели мышления живого человека. Отрицательного ответа на такой ключевой вопрос не получено и потому дискуссия по отдельным аспектам проблемы также постоянно продолжается.

Исследователи исходят из положительного подхода и в доказательство излагают различные воззрения:

—  человек создан по образу и подобию бога и он, в свою очередь может создавать подобных себе;
– разум ребенка создается биологически, связан с генетикой, но обновление, углубление, расширение разума чаще связано с накоплением знания, обучением подрастающего поколения;

— пик творчества, где ранее считались главными талант, одаренность, интуиция  человека, теперь связывают с нахождением  наиболее оптимальных способов и  алгоритмов, что можно заменить автоматическим перебором вариантов при традиционно умственно развивающих играх, в шахматы, например, или при нахождении технических и экономичесих решений;