ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 54
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
Кафедра педагогики и психологии |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.04.01/психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология здоровья |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практические задания №3-4
по учебному курсу «Клиническая психология»
(наименование учебного курса)
Вариант - (при наличии)
Обучающегося | М.С. Мелешко | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХмвд-2204а | |
| | |
Преподаватель | И.В. Непрокина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 3
Раздел 2. Клиническая психология и практика
Формулировка задания 3
Опишите взаимосвязи клинической психологии с другими науками (неврология, психопатология, нейропсихология, психосоматика, психология, патопсихология). Приведите полную письменную характеристику каждой взаимосвязи.
Клиническая психология и неврология:
Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы
(не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины — психоневрология.
Клиническая психология и психопатология:
Связь клинической психологии и психопатологии проявляется
в направленности на изучение нарушений психической деятельности (психических функций), путем их описания медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).
Клиническая психология и нейропсихология:
Связь клинической психологии и нейропсихологии заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования — причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой — их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Оценка тех или иных психических потерь производится посредством комплекса методов клинического нейропсихологического обследования.
Клиническая психология и психосоматика:
Связью клинической психологии и психосоматики является привлечение психологических данных для лучшего понимания физических симптомов
и патофизиологических процессов, для лучшего понимания и лечения психических расстройств. Симптомы и синдромы нарушений различных органов и систем организма, обусловлены индивидуально-психологическими особенностями человека и связаны со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта.
Клиническая психология и психология:
Клиническая психология носит межотраслевой характер
и рассматривает область, пограничную между медициной и психологией, устанавливает теоретическую и практическую связь между ними. Клиническая психология изучает проблемы медицины с точки зрения психологии, практикует применение достижений психологии в медицинской практике, изучает психические аспекты соматических расстройств и ведет профилактику предупреждения болезней и охраны здоровья в рамках взаимосвязи с психологией.
Клиническая психология и патопсихология:
Связь клинической психологии и патопсихологии проявляется
в направленности на изучение психологическими методами различных отклонений психической деятельности в клинических целях. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов — восприятия, памяти и мышления.
Практическое задание 4
Раздел 2. Клиническая психология и практика
Формулировка задания 4
Изучите учебный материал и заполните одну из таблиц – 1, 2, 3, заполнив графы таблицы задачами и функциями психолога в соответствии с выбранным Вами учреждением (воспитательное, образовательное, лечебное).
Таблица 1
Задачи и функции психолога в воспитательных учреждениях
№ п/п | Учреждение | Задачи психолога | Функции психолога |
1 | Центр развития ребенка | Создание психологической атмосферы, способствующей развитию воспитанников. Профилактика конфликтов. Сплочение коллектива. Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с ребенком. | Диагностика и профилактика нежелательных явлений в детском коллективе, например, конфликтов и агрессивного поведения. Охрана психического здоровья каждого из воспитанников. Разработка и проведение просветительских, профилактических, диагностических, коррекционных мероприятий для детей и их семей. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и групповой развивающей программы. Создание психологического климата, способствующего всестороннему и гармоничному развитию ребенка, максимальной реализации его потенциала. Консультирование родителей и других сотрудников центра. |
2 | Центр коррекции поведения | Диагностика уровня личностного и социального развития пациента. Мотивирование пациента к изменениям. Помощь в формировании качественно-новой модели поведения. | Оценка уровня развития пациента в соответствие возрастной норме. Определение индивидуальных особенностей пациента. Мотивационное интервью. Индивидуальная и групповая психотерапия. Психологическое консультирование. Формирование психологических новообразований. Формирование качеств, необходимых для повышения социализации. Помощь в адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Развитие видов деятельности. Оптимизация социальной ситуации развития. |