Файл: Закон спроса по цене Какова количественная связь между рыночной ценой и индивидуальным спросом покупателя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
Изобразите кривую спроса если:
Цена 1 кг яблок, руб. 2 5 8 10 15 20
Покупатели готовы купить, т 25 15 9 6 4 2
Закон спроса по цене
Какова количественная связь между рыночной ценой и индивидуальным спросом покупателя?
Опять предположим, что на том же местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса.
Таблица. Шкала спроса.
Цена 1 кг яблок, руб. | Покупатели готовы купить, т |
2 | 25 |
5 | 15 |
8 | 9 |
10 | 6 |
15 | 4 |
20 | 2 Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам заданный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость индивидуального спроса от рыночной цены. Закон спроса по цене выражает следующую количественную зависимость спроса (С) одного покупателя от цены (Ц). Чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны частного покупателя. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991—2003 гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже рыночная цена, тем больше спрос. Такая количественная зависимость представлена в виде графика. Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая C1 — С2, на графике показывает, что при повышении рыночной цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос отдельных покупателей на продукты увеличивается. Степень количественного изменения покупок в ответ на динамику рыночных цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения количества покупок («чувствительность» их объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс): Кс = Рост объема спроса, % / Снижение цен, % Эластичные и неэластичный спросЭластичным спрос бывает тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене — всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности — 0,6, бензин — 1,5, жилье — 1,9, кино — 3,9. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателя не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен. Задание 2 1. В чем различия между добросовестной и недобросовестной конкуренцией? 2. Какими методами может осуществляться недобросовестная конкуренция? Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Добросовестная конкуренция - это соревновательность между субъектами хозяйствования методами, обеспечивающими развитие производства и производимого товара. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам). К проявлениям добросовестной конкуренции относятся: внедрение достижений научно-технического прогресса в производство; повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг; расширение ассортимента товаров и услуг; снижение цен на товары и услуги на основе снижения затрат труда на их производство; развитие форм и методов послепродажного обслуживания; улучшение упаковки товаров; развитие каналов продвижения товаров от производителя к потребителю и др. Недобросовестная конкуренция - любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и иным честным обычаям в хозяйственной деятельности. Методы недобросовестной конкуренции: продажа по цене ниже себестоимости; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение; недобросовестное копирование товаров конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; купля-продажа товаров, выполнение работ, предоставление услуге принудительным ассортиментом; склонение к бойкоту конкурента; промышленный шпионаж и др. От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической. В различных странах к недобросовестной конкуренции относятся: 1) США: ложная реклама и реклама, вводящая в заблуждение; присвоение экономических ценностей конкурента; вмешательство в деловые отношения конкурента; незаконное деловое поведение; недобросовестное определение цен; ведение дел под чужим именем; 2) Канада: ведение дел под чужим именем; сознательная неправда; фальшивое описание товара, услуги; другие действия, противоречащие честным противоречащие честным промышленным или торговым обычаям; 3) Франция: незаконное использование чужой репутации; 4) Италия: действия, которые ведут к смешиванию товаров или предприятий-конкурентов. Крайние проявления недобросовестной конкуренции: шантаж; физическая расправа с конкурентами и др. Методы оценки собственной конкуренции: 1. Матричный метод, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». В основе - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. Достоинства метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатки: исключает проведение анализа причин происходящего; осложняет выработку управленческих решений. 2. Метод оценки товара (услуги) предприятия. Метод использует в качестве основного подхода оценку товара (услуги) предприятия и базируется на том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Показатель, оценивающий конкурентоспособность товара (услуги), - соотношение двух характеристик: цены и качества. Чем выше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит,тем выше запас конкурентоспособности товара доля потребителя. Достоинства метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия, - конкурентоспособность товара. Недостатки: позволяет получить весьма ограниченноепредставление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты. 3. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов -ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности:
3. Что представляет собой неценовая конкуренция? |
Неценовая конкуренция — это метод борьбы за внимание и лояльность покупателей через повышение качества продукции, улучшение ее характеристик, совершенствование дизайна и так далее. Этот подход полностью исключает снижение цены для повышения конкурентоспособности.
Когда используют неценовую конкуренцию
Неценовая конкуренция подразумевает соревнование с другими компаниями всеми возможными способами кроме снижения цены. Для повышения конкурентоспособности бренды увеличивают качество товара, срок гарантийного обслуживания, уровень сбыта, расширяют ассортимент и многое другое. Давайте рассмотрим, в каких случаях компании используют неценовую конкуренцию.
-
Когда есть запрет на снижение цены. Он может быть утвержден государством или картельным сговором. Последний предусматривает соглашение между несколькими участниками рынка, на основании которого каждый продает товар по установленной стоимости. -
Когда спрос превышает предложение. В этом случае число желающих приобрести продукт превышает количество доступной на рынке продукции. Поэтому, в снижении цены нет необходимости. Поскольку спрос и так выше предложения, снижение стоимости приведет к уменьшению прибыли. -
Когда компания выходит на новый рынок. В некоторых случаях себестоимость продукта и его продвижение требует столько финансовых вложений, что бренд просто не может себе позволить снижение цены. -
Когда есть высокая вероятность роста демпинга. Если компании на рынке активно реагируют на снижение цены, то изменение стоимости может привести к снижению рентабельности продаж и прибыли. Нарушение равновесия в таких ситуациях приводит к серьезным негативным последствиям.
Также неценовую конкуренцию активно используют компании, которые работают в сфере эксклюзивных или специфических товаров и услуг. Снижение цен в таких нишах приводит к быстрому обесцениванию продукции. Далее вы ознакомитесь с плюсами и минусами неценовой конкуренции.
Преимущества и недостатки неценовой конкуренции
Главным минусом неценовой конкуренции является то, что она сразу отсеивает тех потенциальных покупателей, для которых стоимость — это главный критерий выбора. Такие клиенты согласны получить товар или услугу более низкого качества, но по более выгодной цене.
Второй недостаток связан с некоторыми сложностями использования неценовой конкуренции. Например, необходимо привлечь специалистов, чтобы продумать все аспекты продвижения продукции без снижения стоимости. Для этого важно найти квалифицированных руководителей и исполнителей.
Преимуществ у неценового метода конкуренции все же больше, чем недостатков. Ознакомьтесь с ними ниже.
-
Доступность. Ценовой метод конкурентной борьбы чаще всего могут позволить себе только крупные игроки рынка. Для небольших компаний такой подход слишком затрачен. Поэтому, для них неценовая конкуренция это возможность играть в долгую. -
Увеличение прибыли. Снизить стоимость на короткое время проще, чем создать аналогичный продукт или услугу. Неценовая конкуренция позволяет компаниям повысить конкурентоспособность, завоевать расположение целевой аудитории и повысить ее лояльность за счет предоставления лучшего товара или услуги на рынке. -
Укрепление взаимоотношений с покупателями. Клиенты часто готовы платить больше, если компания предоставляет лучший продукт и сервис. Поэтому, неценовая конкуренция позволяет привлекать аудиторию за счет увеличения отзывов и рекомендаций, повышать уровень удержания и удовлетворения покупателей. -
Увеличение LTV. Неценовая конкуренция помогает повысить лояльность покупателей и количество повторных продаж. Подробнее о том, что такое LTV и как его узнать, читайте в нашем блоге.
Давайте теперь разберем, какие виды неценовой конкуренции существуют.
Виды неценовой конкуренции
Неценовую конкуренцию классифицируют по-разному. Вот пять видов, которые вы можете встретить чаще всего.
-
Сервисная. Направлена на то, чтобы предоставить клиентам наилучший опыт взаимодействия. Это может быть круглосуточная поддержка, детский уголок в отделе продаж, увеличение срока гарантийного обслуживания и так далее. -
Функциональная. Предполагает внедрение дополнительных услуг, в которых нет острой необходимости. Например, установка кофейного аппарата в отделении банка. -
Коммуникативная. Этот вид конкуренции направлен на построение сообщества покупателей и развития близких, доверительных взаимоотношений. Такой подход укрепляет эмоциональную связь с брендом и повышает уровень удержания. -
Продуктовая. Подразумевает увеличение широты ассортимента, чтобы привлечь новых клиентов. -
Инновационная. Направлена на обслуживание клиентов с помощью передовых технологий. Быть в тренде — значит предоставлять клиентам наилучший сервис. Например, внедрение онлайн-чатов на сайте и разработка чат-ботов для повышения скорости ответов и обработки заказов.
Как видите, есть разные направления неценовой конкуренции, которые вы можете использовать в своей маркетинговой стратегии. Главное, создать пошаговый план продвижения своей компании, и ее продуктов на рынке. Теперь самое время узнать, какие существуют методы неценовой конкуренции.
Методы неценовой конкуренции
С помощью методов неценовой конкуренции бренды отстраиваются от других компаний, укрепляют свои позиции на рынке и обеспечивают стабильный доход. Грамотно продуманная стратегия окупает все расходы и приносит хорошую прибыль. Давайте посмотрим, какие методы неценовой конкуренции вы можете использовать для продвижения своего бизнеса.
-
Стимулирование сбыта. Компании разрабатывают программы лояльности, проводят конкурсы, организовывают дегустации, акции и многое другое, чтобы мотивировать клиентов купить товар или услугу. Стимулирование сбыта повышает конкурентоспособность, увеличивает целевую аудиторию, повышает прибыль и стимулирует сарафанное радио. -
Реклама. Чтобы повысить узнаваемость компании, продажи и укрепить доверие на рынке, бренды используют событийный маркетинг, инструменты ATL и BTL-рекламы, продумывают разные PR-кампании. -
Подстройка под потенциальных покупателей. С помощью сегментации рынка и исследования целевой аудитории компании выявляют факторы, способные повлиять на покупку, и выстраивают стратегии продвижения и повышения продаж с учетом полученной информации. -
Совершенствование товаров и услуг. Этот метод неценовой конкуренции направлен на постоянное совершенствование продуктов компании. Главная цель заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей потенциальных покупателей, чтобы минимизировать их уход к конкурентам. Также этот метод помогает увеличивать органический прирост клиентов за счет повышения количества рекомендаций.
Теперь вы знаете, что такое неценовая конкуренция и какие у нее есть преимущества. Составьте маркетинговый план, чтобы пошагово продумать поэтапность действий и не упустить важные детали.