Файл: Этика общения с людьми с овз. Этика общения с людьми с нарушениями интеллекта и имеющими психические нарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1158

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЖЧЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНЯ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЛГПУ»)

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Кафедра адаптивной физической культуры и физической реабилитации

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ


«Этика общения с людьми с ОВЗ.

Этика общения с людьми с нарушениями интеллекта и имеющими психические нарушения»
Выполнила:

Студентка 1 курса

ИПР АФК ЗФО

Плавко Евгения

Проверила:

Гребеник В.Н.

2023

Оглавление


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ 1

Введение 3

Этика общения 4

Основные категории (группы инвалидов): 7

Общение с детьми-инвалидами 8

Общение с молодыми людьми – инвалидами 9

Общение с пожилыми инвалидами 10

Люди с нарушением интеллекта 12

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения 12

Общение с инвалидами, имеющими психические нарушения 13

Словарь терминов, используемых с лицами с ОВЗ 14

Список использованной литературы 25

Введение 3

Этика общения 4

Общие правила этикета при общении с инвалидами 6

Основные категории (группы инвалидов): 7

Общение с детьми-инвалидами 8

Общение с молодыми людьми – инвалидами 9

Общение с пожилыми инвалидами 10

Люди с нарушением интеллекта 12

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения 12

Общение с инвалидами, имеющими психические нарушения 13

Словарь терминов, используемых с лицами с ОВЗ 14

Список использованной литературы 25

Введение


Когда люди сталкиваются с человеком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то зачастую чувствуют себя неловко, пугаются непонятного им поведения и образа мысли. И легко могут обидеть его неосторожным высказыванием или жестом. Но нередко люди с ОВЗ, находясь в общественных местах, нуждаются в помощи, которую им не могут оказать из-за незнания их особенностей.

В то же время, люди с ОВЗ являются равноправными с нами участниками общественной жизни и имеют такие же права пользоваться достижениями культуры и техники и привносить свой вклад в жизнь общества, как и все люди, не зависимо от пола и возможностей здоровья. Именно в этом они зачастую испытывают трудности. И, так же как и всё население каждой страны, люди с ОВЗ имеют права на защиту государством своей жизни, что дает им возможность вести независимую жизнь.


Очень важно в общении с людьми с ОВЗ придерживаться тех же правил поведения, этикета, что и с людьми без ограничений в здоровье, не принижая их возможностей. Особенно это актуально для России, т.к. исторически в нашей стране было особое отношение к людям с нарушениями, их жалели и при церквях организовывалось призрение, приглядывание за ними. И по сей день в массе людей очень часто можно увидеть, наравне с враждебностью, опаской, жалость к ним. А это очень ярко и четко разделяет население на «могущих» и «немощных», человек жалея другого, особенно если тот имеет нарушения в возможностях здоровья, унижает его, принижает возможность быть полноценным участником социальной жизни. Как говорит Антон Серов, инвалид 1-й группы: «Инвалид – не жертва и не герой, а такой же человек, как все» .

Для любого человека важно уметь и знать как адекватно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми, независимо от того есть у них ограничения в возможностях здоровья или нет. А для этого важно знать некоторые особенности людей в ОВЗ.

Этика общения


Этика - это учение о морали, нравственности. Термин «этика» Аристотель (384-322 до н.э.) придумал для обозначения практической философии, которая должна ответить на вопрос, что мы должны сделать, чтобы наше поведение было нравственным.

Основными категориями этики являются «добро», «зло», «справедливость», «хорошо», «ответственность», «долг», «совесть» и др.

Этика является неотъемлемой частью профессиональной или деловой этики – совокупности морально-этических и моральных норм и моделей поведения в профессиональной сфере.

Профессиональная этика для каждого человека - не просто формальное требование, но главный принцип повседневной деятельности.

Применять этические принципы необходимо по нескольким причинам: профессиональная этика способствует успешному оказанию услуг гражданам, хорошей репутации организации, положительной атмосфере в ней.

В нашем обществе проживают разные люди, но есть особая категория, которым необходимо внимание общества и государства – инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые могут проявляться как в физическом плане, так и психических особенностях. Это отражается в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» [6], который гласит: «инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями

, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты».

В последнее время даже был принят «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» от 31 декабря 2013 г., который предусматривает такие требования, как честность, гуманность, беспристрастность, компетентность, нейтральность, точность, толерантность, бесконфликтные, ответственность, честность и строгая конфиденциальность.

Кроме создания доступной среды в наши задачи входит формировать нужный психологический климат, который способствует социальной адаптации людей с ОВЗ, принятию их индивидуальных качеств, несмотря на внешность, пол или возможности по здоровью Построение взаимодействий с ними имеет свои особенности из-за различных нарушений. Так же очень важно брать в расчёт и возраст собеседника.



Общие правила этикета при общении с инвалидами

, которыми могут воспользоваться работники организаций и учреждений, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.


Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.

Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом...?» тому, кто не может видеть или слышать.

Также разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма.

Основные категории (группы инвалидов):


«В» – инвалид передвигается в коляске;

«С» – инвалид слепой и слабовидящий;

«Е» – инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками);

«К» – инвалид слепоглухой;

«М» – инвалид глухонемой или глухой.


Общение с детьми-инвалидами


Обычно ребёнок-инвалид погружен в себя. Он может аутостимулироваться , раскачиваясь из стороны в сторону, и давя себе на глаза и уши. Может возникнуть обманчивое впечатление, что он не желает взаимодействовать и не готов к этому. Нужно быть внимательным к поведенческим реакциям, так как это является либо показателем тревоги, либо попыткой коммуникации. Важно правильно определять коммуникативные цели в поведении ребёнка и распознавать эмоциональное состояние. Голландский психолог Ян Ван Дайк утверждает: «Любое поведение следует рассматривать как коммуникативное».

Важно:

1.  Поддерживать любую попытку ребёнка к общению.

2.  Незамедлительно ответить ребёнку в такой форме, которая понятна ему на данный момент.


3.  Внимательно следить за стереотипностью поведения и его коммуникативным содержанием.

4.  Организовывать специальные ситуации для общения и импровизировать в естественных условиях.

5.  Определять правильно сенсорный канал (зрение, слух, тактильный) - «окно взаимодействия».

Для организации работы и общения так же необходимо: наблюдать за ребенком, учитывать время пребывания в новой обстановке (дать время на адаптацию), развивать чувственный опыт ребенка, создавать специальные ситуации для общения, выявлять его интересы и предпочтения, терпеливо ждать ответной реакции ребенка. Ребенок всегда должен чувствовать: «Меня понимают. Меня любят».

Общение с молодыми людьми – инвалидами


Молодым инвалидам (без снижения интеллекта), безусловно, очень тяжело осознавать то, что они отличаются от людей, не имеющих инвалидности. Тем более что в таком возрасте человек активен, полон амбиций, целей и задач на будущее. Поэтому к главному приёму общения с молодыми инвалидами можно отнести, признание человека равным себе. Нельзя дать понять, что он какой-то «не такой», и подчеркнуть пропасть, лежащую между ним и здоровым человеком. Необходимо делать вид, что все в порядке. И ни в коем случае не проявлять жалость к нему, это унижает его, сразу создает пропасть между собеседниками, опуская инвалида на самое дно, уничижая его способности и возможности. Нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт.

Общение с пожилыми инвалидами


Геронтогенез – возрастной период старения, который начинается для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года. Изменения затрагивают различные ощущения: зрительные, слуховые, сенсорную чувствительность, память и мышление. К тому же инвалидность усугубляет протекание процессов старения.

Общаясь с пожилыми инвалидами, нужно использовать основные особенности общения с людьми с ограниченными возможностями и приспосабливаться к возрастным изменениям таких людей:

1.  Ощущение зрительной модальности: снижается цветовая чувствительность; уменьшается способность сфокусировать взгляд на предметах; появляются трудности игнорировать не относящиеся к делу раздражители.

2.   Ощущение слуховой модальности: происходит ухудшение громкостной и слуховой чувствительности, особенно к высоким тонам, что непосредственно отражается на восприятии отдельных звуков речи. Например, таких, как «с», «ш», «ч» и «ф».