Файл: Этика общения с людьми с овз. Этика общения с людьми с нарушениями интеллекта и имеющими психические нарушения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1155
Скачиваний: 42
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Наблюдается изменение памяти пожилых людей: особенно страдает механическая и кратковременная память. Запоминание логически малосвязанного материала представляет для пожилого человека непосильную задачу.
4. Мышление становиться более инертным, малоподвижным. Замедляются процессы абстрактно-логического мышления, что определяет резкое восприятие переживаний человека, появление идеи самообвинения в никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни [4].
Таким образом, во время общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями, необходимо помнить о важных особенностях взаимодействия с данной категорией граждан и опираться в своей работе на различные методы и приемы общения в соответствии с возрастом инвалида и его нарушением.
Люди с нарушением интеллекта
Люди с задержкой в развитии и проблемами общения
К этой категории относятся люди с задержкой развития и умственными нарушениями, влекущие за собой проблемы в общении:
- Применяйте доступный для понимания язык, объясняйтесь ясно и по делу.
- Не используйте словесные штампы и абстракции, люди со сниженным интеллектом не смогут понять скрытый смысл, подтекст, шутки.
- Рассказывая о задачах либо о проектах, раскладывайте всё по « шагам». Предоставьте вашему собеседнику возможность обыграть каждый «шаг» после ваших объяснений.
- Учтите, что взрослый человек с ЗПР и УО имеет тоже опыт, как и все другие люди.
- При необходимости, используйте картинки или фото, данная категория людей опираются на образное мышление, а не словесное. Если необходимо, то повторите ещё раз. Не нужно сдаваться, если вас сразу не поняли.
- Обращайтесь с людьми с подобными нарушениями так же, как и с любыми другими. При разговоре обсуждайте такие же темы, которые обсуждаются со всеми другими людьми. К примеру: планирование на выходные, отпускные дни, погодные условия, интересные события и тд.
- Обращайтесь лично к человеку.
- Следует помнить о том, что инвалиды с задержкой в развитии дееспособны и имеют право ставить подпись на документах, так же подписывать контракты, имеют право голосования, давать своё согласие на мед. помощь и т.д.
Общение с инвалидами, имеющими психические нарушения
Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими нарушениями могут испытывать аффективные расстройства, осложняющие их жизнь. Им сложно, а порой и невозможно контролировать свои эмоции. У них свой особый, порой очень своеобразный и неизменный взгляд на мир. Некоторых почти невозможно переубедить, а другие легко попадают под чужое влияние, не имея своего собственного.
Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с обычными личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. И если собеседник чем-то расстроен можно поинтересоваться причиной и предложить варианты её устранения. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Неверно, что все люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. Большинство гениальных изобретений и произведений искусства были созданы людьми с психическими нарушениями. Данная категория людей, за исключение тяжелых случаев, признаны законом дееспособными и имеют равные с другими людьми социальные права. А так же могут выполнять множество обязанностей, которые не требуют непосильных для них навыков и способностей.
Словарь терминов, используемых с лицами с ОВЗ
Абилитация
Комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма, способностей индивида, естественное становление которых затруднено в силу болезни, дефекта, с целью социальной интеграции инвалида. Термин «абилитация» целесообразно применять к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чемулибо, утраченной в результате травмы, болезни и т.п., а о первоначальном ее формировании.
Абилитация социокультурная
Процесс формирования функций, навыков и способностей, необходимых для активного приспособления индивида к социокультурной среде, к ее культуре, традициям, нормам и правилам с целью наращивания социального потенциала, то есть возможности личности реализоваться в данном сообществе.
Адаптация
Процесс приспособления к новым или меняющимся условиям.
Адаптация социальная
Процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Аудиовизуальные материалы
Материалы, содержащие звуковую, изобразительную или изобразительнозвуковую информацию, которая воспроизводится с помощью технических средств.
Аудиоиздания
Документы, передающие информацию без посредства графических знаков в виде фонограммы, выполненной в стандартном формате. К их числу относятся издания, основным материалом которых являются звукозаписи, а текст и изображения носят сопроводительнопояснительный характер. К аудиоизданиям следует относить и «говорящие» книги.
Всероссийское Общество Слепых (ВОС)
Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых (ВОС) – общероссийская общественная организация инвалидов, основанная в 1925 году на членстве инвалидов I и II групп по зрению, граждан Российской Федерации. ВОС создано для социальной защиты инвалидов с наиболее тяжелой категорией инвалидности – инвалидов по зрению, их реабилитации и обеспечения им равных возможностей. Основными целями ВОС являются: защита прав и интересов, социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, образованию, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов по зрению, содействие в улучшении их материальнобытовых условий, активное привлечение к решению этих проблем органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением зрения
Технические средства, дающие возможность слепым и слабовидящим людям преодолевать их физический недостаток и действовать на равных со зрячими. Эффективность технического средства определяется эффективностью деятельности пользователя с нарушением зрения.
«Говорящая» книга
Текстовое издание (книга, брошюра и т.п.), записанное в виде речевых фонограмм на различные носители (магнитную ленту, оптический диск и др.) и предназначенное, в отличие от аудиоиздания, для использования исключительно инвалидами по зрению или лицами с другими физическими недостатками
, испытывающими трудности при чтении плоскопечатных изданий. Для записи «говорящих» книг применяются специальные форматы.
День белой трости
Движение, возникшее в США в конце 60х годов прошлого века по инициативе Международной федерации слепых (МФС). В 1987 году к нему присоединилось ВОС. С тех пор в стране ежегодно проходят дни, недели и декады белой трости. Однако в календаре такой даты нет, поэтому в большинстве стран подобные мероприятия связывают с днем рождения (13 ноября) Валентина Гаюи – основоположника тифлопедагогики, первого создателя учебных заведений для слепых во Франции и России.
Игротерапия
Метод реабилитации детей и взрослых, в основе которого лежит признание игры важным фактором развития личности. Игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в условиях групповой психотерапии. Игротерапия включает такие средства, как игры с предметами, разыгрывание ролей и определенных сюжетов.
Инвалид
Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медикосоциальной экспертизы.
Инвалидность
Любое ограничение или отсутствие (вследствие дефекта) возможности осуществлять определенный класс действий таким образом или в таких рамках, которые принято считать нормальными.
Интеграция инвалида в общество
Включение инвалидов в жизнь общества во всех ее сферах.
Интеграция инвалида социокультурная
Полноценная включенность инвалида в социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия.
Интегрированное библиотечное обслуживание инвалидов
Участие широкого круга библиотек в информационном обеспечении инвалидов.
Лицо с ограниченными возможностями в жизнедеятельности
Лицо с временными или приобретенными, врожденными и неврожденными ограничениями жизнедеятельности.
Международный день инвалида
Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция №47/3 от 14 октября 1992 г.). Объявлен в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций с целью дальнейшей интеграции в жизнь общества лиц с инвалидностью. Отмечается ежегодно 3 декабря. В России отмечается с 1993 года.
Ограничения в жизнедеятельности
Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью.
Программные тифлотехнические средства
Программные средства, предоставляющие инвалидам по зрению возможность работать на компьютере.
Реабилитация
Комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, юридических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесенных заболеваний и травм.
Реабилитация социальнопсихологическая
Восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденно ослепшего и взросло ослепшего, нарушенных в результате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и методами.
Реабилитация социокультурная
Комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
Реадаптация
Приобретение инвалидом таких новых навыков взаимодействия и поведения в стандартных социокультурных ситуациях, которые позволяют ему компенсировать вновь возникший дефект.
«РЕАКОМП»
Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «РЕАКОМП» был создан на базе Главного центра компьютерных технологий и Института повышения квалификации для организации многоплановой работы с инвалидами по зрению с целью восстановления личного и профессионального статуса инвалидов по зрению посредством применения современных технологий, символом и базой которых является компьютер. В своей работе «РЕАКОМП» использует новейший опыт и достижения в области информационных технологий и социальной реабилитации, а также собственные исследования; осуществляет обучение инвалидов по зрению навыкам работы с компьютерной техникой. Находится в Москве.
Региональная организация (отделение) ВОС
Структурное подразделение Всероссийского общества слепых, организованное по территориальному признаку (республика, край, область). Региональная организация действует на основании единого Устава и