Файл: 4. Задан тезис Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32

4. Задан тезис: Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией.

Подбираем аргументы: (а1) – Государство может быть унитарным, федеративным или конфедеративным.(а 2) – Это государство является унитарным.

Строим демонстрацию в форме утверждающе-отрицающего модуса разделительно-категорического умозаключения:

Государство может быть унитарным (а), федеративным (в) или конфедеративным (с).

Это государство является унитарным (а).__________________________

Это государство не является ни федерацией (в), ни конфедерацией (с) Его схема:а в с

а________

 в  с

Умозаключение построено правильно. Тезис достоверен.
1.Некоторые русские писатели — лауреаты Нобелевской премии.

2. Сделка, совершенная гражданином Антоновым, является односторонней.

3. Правовые науки относятся к сфере гуманитарных.

4. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары (Прутков).

5.Некоторые чиновники — нечестные люди.

6. Мой друг и не холерик и не флегматик.

7. Во всех ты, душенька нарядах хороша.

8. Если озоновая дыра над Антарктидой будет увеличиваться, то жизнь на Земле исчезнет.

9. Любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками.

10. Любви все возрасты покорны. (Пушкин)

11. Излишества губят здоровье.

12. Версия совершенного в гостинице преступления, которую предложил инспектор Лосев, в процессе расследования не подтвердилась.

13. Подсудимый Аверьянов виновен.

14. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (Крылов)

15. Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен совершить преступление.

ЛОГИКА

Методическое пособие по решению задач*
Тема: ПОНЯТИЕ как форма мышления
Обобщение и ограничение понятий

Упражнение 1. Обобщите понятия.

** 1. Заданное понятие: А Теория государства и права.

Обобщающее понятие: В  Теория.

2. А Человек, идущий по улице Солнечной.

В  Человек, идущий по улице.

3. А Школа.

В  Учебное заведение.
1.Конституция. 2.Осень. 3.Антарктида. 4.Верховный суд автономной республики. 5.Общественное порицание. 6.Ректор. 7.Министр. 8.Нотариус.
Упражнение 2. Ограничьте понятия.

 1.Заданное понятие: А Право.

Ограничивающее понятие: В  Уголовное право

2. А Растение.

В  Дерево.

3. А Спутник планеты.

В  Большой спутник планеты.
1.Преступление. 2.Закон. 3.Наказание. 4.Республика. 5.Кража. 6.Политическая партия. 7.Учебник. 8. Форма мышления.
Упражнение 3. Проверьте правильность обобщения понятий.

 1. Кабинет министров — правительство. Обобщение выполнено неправильно, так как эти понятия равнозначные. 2. Час — сутки. Обобщение выполнено неправильно, так как это несовместимые понятия, они не находятся в родовидовых отношениях. 3. Арбуз — растение семейства тыквенных. Обобщение выполнено правильно.

2

1. Лето — наиболее теплое время года. 2. Районный прокурор — областной прокурор. 3. Договор — сделка.

4. Месяц — год. 5. Калий — металл.
Упражнение 4. Проверьте правильность ограничения понятий.
1.Организм — живая клетка. 2.Оркестр — виолончель. 3. Старший офицер — майор. 4. Великая держава — Китай.

5. Циферблат — цифра. 6. Республика — федеративная республика. 7. Религия — буддизм.
Отношения между понятиями по объему
Упражнение 5. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).
 1. А Преступление. В Уголовное правонарушение. Равнообъемность (тождественность).

2. А Европейское государство. В Федеративное государство. Перекрещивание.

3. А Кошка. В  Рыжая кошка. Подчинение (субординация).



А, В





А

А





В




В

1. 2. 3.

1. Высшее учебное заведение, университет. 2. Конница,кавалерия. 3. Писатель, русский писатель, автор романа «Тихий Дон». 4.Президент, президент США, глава государства. 5. Офицер, спортсмен, орденоносец. 6. Дубрава, лес, роща. 7. Записка, шпаргалка. 8. Мать, дочь, родители.
Упражнение 6. Подберите понятия, равнозначные заданным.

  • 1. Заданное понятие: А Разумное существо.

Равнозначное: В  Человек.

2. А Глазной врач.

В  окулист.

1. Квадрат. 2. Конституция. 3. Рука. 4. Полдень.

31

Упражнение 51. К заданным тезисам подберите аргументы, достаточные для обоснования истинности тезиса. Запишите схему.
1. Задан тезис: Сократ смертен.

Подбираем аргументы: Все люди смертны (а1). Сократ - человек (а 2).

Строим демонстрацию в форме ПКС, записываем схему:

Все люди (М+) смертны (Р-).

Сократ (S+) — человек (М-).

Сократ (S+) смертен (Р-).

Правила фигуры соблюдены. Тезис достоверен.

Демонстрацию можно построить и в форме утверждающего модуса условно-категорического умозаключения:

Если Сократ – человек (р), то он смертен (q) (а 1) р  q

Сократ – человек (р) (а 2____

Сократ смертен (Т) q

Рассуждение идет по правильному модусу. Тезис достоверен.
2. Задан тезис: Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков.

Подбираем аргументы: (а1) – МХАТ имеет в репертуаре произведения русских классиков; (а 2) – М ХАТ– русский театр.

Строим демонстрацию в форме ПКС, записываем схему:

МХАТ (М+) имеет в репертуаре произведения русских классиков (Р-)

М ХАТ (М+) – русский театр (S-)_____________________________

Некоторые российские театры (S-) имеют в репертуаре произведения русских классиков (Р-)

Правила ПКС соблюдены. Тезис достоверен.
3. Задан тезис:
Если Семенов заболел, он может быть освобожден от работы.

Подбираем аргументы: (а1) – Если Семенов заболел, он может получить больничный лист; (а 2) – Если он может получить больничный лист, он может быть освобожден от работы.

Строим демонстрацию в форме чисто-условного умозаключения:

Если Семенов заболел (а), он может получить больничный лист (в).

Если он может получить больничный лист (в), он может быть освобожден от работы (с).____________________________________________________

Если Семенов заболел (а), он может быть освобожден от работы (с).

Его схема:а  в

в  с

а  сУмозаключение построено правильно. Тезис достоверен.
30

тезисы и аргументы. Определите, какое умозаключение положено в основу демонстрации. Символически выразите структуру этого умозаключения. Установите, правильно ли заданное доказательство (если неправильно, назовите правило, которое нарушено).
«Стентон. Могу сообщить вам, Олуэн... Я с самого начала подозревал вас в убийстве Мартина (Т) .

Олуэн. Вы подозревали меня? Но почему?

Стентон. По трем причинам. Во первых, я не мог понять, зачем было Мартину кончать с собой. Видите ли, я знал, что он не брал денег, и, хотя он находился в крайне затруднительных обстоятельствах, мне он казался не из тех, кто таким путем выходит из положения 1). Затем я знал, что вы проехали к нему 2)... Я вам сказал, что у меня была еще третья причина. Я попал в коттедж очень рано на следующее утро... Я приехал, когда там были только доктор и констебль. Я заметил кое-что на полу, что прозевал деревенский полицейский, и поднял с пола, когда он отвернулся. С тех пор храню это в моем бумажнике. (Вытаскивает бумажник и вынимает из него кусочек цветного шелка). Я довольно наблюдателен в таких вещах 3).

Олуэн. Да, это клочок платья, которое было на мне... Он был оторван во время нашей борьбы 4). Так вот откуда вы узнали?

Стентон. Да, вот так я и узнал
(Т)».

В основе демонстрации - полная индукция. Символическая запись связи тезиса и аргументов:

а1 обладает р

а2 обладает р

а3 обладает р

а4 обладает р

а1, а2, а3, а4 составляют класс Т

Каждый элемент Т обладает р
1. Водитель нарушил правила дорожного движения. Авария произошла по вине водителя. 2. Так как верно, что мышь может сгрызть какую-нибудь книгу, а также что «мышь» является существительным, то ясно, что будет верным то, что есть такие существительные, которые могут сгрызть какую-нибудь книгу. 3. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно, представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является делом благородным.

3

Упражнение 7. Подберите понятия, находящиеся в отношении перекрещивания к заданным.

1. Заданное понятие:А Студент.

Перекрещивающееся: В  Спортсмен.

2. А Всадник.

В  Воин.

3. А Карандаш.

В  Красный
1. Военнослужащий. 2. Депутат. 3. Закон. 4. Академия.
Упражнение 8. К заданным понятиям подберите подчиняющие, подчиненные и соподчиненные понятия .

 Заданное понятие: А Озеро.

Подчиняющее: В  Водоем.

Подчиненное: С  Глубокое озеро.

Соподчиненное : D  Река.

1. Награда. 2. Учебник. 3. Понятие. 4. Живописец.
Упражнение 9. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида, а какие — части и целого.