Файл: Цель занятия закрепление знаний о старшем подростковом и юношеском возрасте, формирование умения применять их. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология (ДО, 1 часть)

Самостоятельная работа по теме 3.3

Цель занятия: закрепление знаний о старшем подростковом и юношеском возрасте, формирование умения применять их.

 

Задание 1. Составьте рекомендации для старшеклассников по ориентации в мире профессий и их выбору. Учитывайте при составлении рекомендаций следующие аспекты проблемы:

 

1) Понятия «профессия», «специальность», «квалификация»

2) Классификация профессий, профессиограммы

3) Пути получения информации о конкретных профессиях

4) Диагностика профессиональных предпочтений

 В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологий, историей, культурологией, педагогикой ит.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека- быть активным. Если обратиться к философскому словарю, то там данное понятие трактуется следующим образом: «деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром». С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. Наиболее сложной является задача классификации профессий целях профессиональной ориентации школьников. Сложность включается в том, что классификация должна служить информацонной базой для соотнесения знаний о профессии, собствен-1ых предпочтениях и внутренних ресурсах. Эта классификация должна была быть свободной от второстепенных деталей, в ней геобходимо было отобрать самые важные, ключевые признаки профессий. Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».


Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом.

Задание 2. Составьте перечень проблемных зон развития для подросткового возраста с их краткой характеристикой.

Проблема №1. Иллюзорное ощущение независимости и зрелости


В основном, переходный возраст начинается с заявления подростка о том, что он уже вырос и способен самостоятельно решать свои проблемы. Это касается уроков, которые он может делать, а может и нет (по желанию), прогулок с друзьями до поздней ночи, необдуманных и не согласованных с родителями покупок.

Фразы мамы с папой о том, что именно они обеспечивают ребенка, дают ему деньги на карманные расходы, кормят и отвечают за него - все это не всегда доходит до подростка. Он повзрослел, осознал это и простодушно считает, что стал независимым.

Причина такого поведения: стремление подростка поскорее стать (или выглядеть) взрослым и самоутвердиться.

Основная проблема здесь – бесконтрольное потребление большого количества общедоступной «взрослой» информации. А при отсутствии помощи мудрого наставника ни один тинейджер не может ее проанализировать и правильно оценить ситуацию. С вопросами из серии «что такое хорошо и что такое плохо?»  подростки крайне редко обращаются к родителям. Ведь в нынешнее время ответ легко можно найти в интернете.

Проблема №2. Вспыльчивость и раздражительность


Чрезмерная раздражительность – частый спутник подросткового возраста. По этой причине возникает немало конфликтных ситуаций – с родителями, друзьями, близкими. Любой запрет, недопонимание со стороны мамы с папой принимается близко к сердцу. Находясь в состоянии агрессии, подросток может вести себя довольно резко, грубо высказываться и даже может кинуть каким-либо предметом в стену.



Почему так происходит: причина такого поведения – резкие физиологические изменения и гормональные импульсы. Нервная система еще не готова к таким всплескам, и ей требуется время для адаптации под новые функции подросткового организма. Еще одна причина подобного поведения – неготовность к самостоятельности. Такая ответственность пугает тинейджеров, вынуждает их нервничать, хамить.

Проблема №3. Закрытость


По мере взросления ребенок может становиться замкнутым. У него возникают новые темы и вопросы, о которых он не готов делиться с родителями. К сожалению, сейчас у подростка на первый план выходит виртуальное общение, а реальное (с родителями, сверстниками) отходит на второй. В социальных сетях у подростка появляются новые друзья, с которыми без стеснения можно обсудить самые откровенные темы. Виртуальное общение проще и безопаснее: им не нужно смотреть в глаза собеседнику, обсуждая сокровенное.

Причина: потребность в анонимном общении возникает из-за страха быть подвергнутым критике, позору и высмеиванию.

Проблема №4. Зависимость от гаджетов, девайсов


Каждому родителю знакома картина, когда без мобильного телефона или планшета не обходится ни один прием пищи, и когда всю ночь подросток сидит со смартфоном, уменьшая этим продолжительность сна.

Причина: общение посредством гаджетов и социальных сетей воспринимается подростками, как более безопасное. Плюс они получают быструю радость и удовольствие от красивых ярких картинок, быстрого "признания" через лайки, репосты, ощущают потребность всегда "быть на связи". 

Проблема №5. Попытки доказать собственную значимость


Желание самостоятельно принимать решения, подросток не выполняет просьбы родителей, даже озвученные много раз подряд. И даже поступает вопреки требованиям родителей, кажется порой, что действует назло. 

Почему так происходит: такое поведение провоцируется предъявлением детям повышенных требований. Не соблюдая правила, подростки доказывают окружающим собственную значимость.

Проблема №6. Безответная любовь


Это чувство наверное знакомо каждому, когда подросток влюблен, но не может выразить свое чувство или даже субъект любви уже имеет пару. Такое чувство вызывает спектр различных эмоций: апатию, грусть, обиду, раздражение. Все эти чувства и эмоции тинейджер выплескивает на окружающих, естественно, кроме объекта обожания. В крайнем случае подросток даже может впасть в депрессию.


Причина: физиологическая - возрастает уровень половых гормонов, что вызывает желание любить и быть любимым.

Проблема №7 - Отношения с родителями


Период непростого возраста подростка переживают все члены семьи. Дети, которые ранее воспринимали информацию от родителей как истину, не требующую подтверждения, сейчас начинают сомневаться в правоте своих наставников. По этой причине возникают недопонимания и как результат – частые скандалы и обиды друг на друга.

Почему так происходит: изменения во взаимоотношениях с родителями вызваны тем, что ребенок меняется, становится взрослее, и ему требуется новый уровень общения с мамой и папой. А родители по-прежнему воспринимают своего тинейджера как ребенка. 

Проблема №8 – Изменения внешности


Когда у мальчика ломается голос, руки и ноги становятся длиннее, а у девочки понемногу и неровно округляются формы, ребята испытывают чувство неловкости. Ситуация усугубляется, если на лице появляются еще прыщи и угри. Все осложняется и тем, что среди ровесников кто-то взрослеет быстрее, кто-то – медленнее. Когда подросток проигрывает другим в сравнении внешних данных, у него появляются комплексы.

Чем это объясняется: физиологические процессы, особенности организма.