Файл: 2. Профессиональноэтические аспекты психологопедагогической диагностики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика ,прикладная психология

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Организационная психология

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №_1_
по учебному курсу «Психодиагностика»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

М.А.Изюмникова

(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбдо-2001а

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Божко Дарья Александровна

(И.О. Фамилия)






Тольятти 2023

Тема 2. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики




Этический принцип

Содержание этического принципа

Принцип конфиденциальности

Этот принцип психолого-педагогической диагностики предполагает неразглашение сведений, полученных в ходе диагностики, и ее результатов без персонального согласия на это самого респондента. Этот принцип касается, прежде всего, совершеннолетних людей. По отношению к несовершеннолетним, например детям достаршего школьного возраста, разглашение результатов производится обязательно при наличии согласия родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность. Исключение составляют те случаи, когда психолого-педагогическая диагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования. В этом случае именам респондентов присваивается специальный код.

Принцип соблюдения интересов обследуемого

Проведение диагностических процедур, не являющихся неотъемлемой частью учебного процесса, возможно в случае добровольного согласия обследуемого. В случае обследования дошкольников и младших школьников необходимо заручиться согласием родителей.

Принцип профессиональной компетентности

Необходимый уровень профессиональной компетенции позволяет не только грамотно и корректно использовать методы педагогической диагностики, но и обеспечивает соблюдение этических норм. Этот принцип требует от педагога-психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы.

Принцип научной обоснованности

Принцип научной обоснованностиметодики психолого-педагогической диагностики. Методика должна быть как минимум валиднойи надежной,то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

Принцип ненанесения ущерба

Этот принцип предполагает, что результаты психолого-педагогической диагностики нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию

Принцип объективности выводов

Принцип объективности выводов из полученных результатов требует, чтобы они были научно обоснованными, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок того, кто проводит исследование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций

Предполагает, что предлагаемы рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Например, запрещается предлагать человеку такие практические рекомендации, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.




Тема 4. Диагностика интеллекта и умственного развития.


Тесты интеллекта представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одним из наиболее распространенных в психодиагностике.

Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач.

Психодиагностический метод

Назначение, виды и особенности применения психодиагностического метода

Тест Векслера


Тест Векслера («шкала Векслера», «тест интеллекта Векслера», WAIS, WISC), пожалуй, один из самых популярных методов оценки умственных способностей в США и Европе. В последнее время он стал широко применяться и в России.

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  1. тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);

  2. тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

  3. тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

Диагностика умственных способностей - серия постепенно усложняющихся заданий, которые нужно выполнить на время. Итого на прохождение всех заданий отводится от одного часа до 2,5 часов. По результатам можно судить довольно точно об умственных способностях человека

Главное достоинство теста Векслера - это независимое определение вербального и невербального уровня IQ.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.

К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д.

К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии. 

Тест Амтхауэра

Тест Амтхауэра (сокр. TSI) — тест, разработанный немецким психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интеллекта. В своих исследованиях Амтхауэр большое внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека.

По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано. Идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры интеллекта Амтхауэра.

В результате теста строится профиль интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение.

Перечисленные выше критегии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что, несмотря на довольно большой объём этой методики и продолжительность работы испытуемых (около 60 минут), результаты получаются весьма надёжными, поэтому данная методика широко используется при оценке персонала.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)


Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.


Школьный тест освоенности мышления


Большинство заданий этого теста базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность).

Все задания, представляют задачи закрытого типа. Каждый правильный ответ учащегося оценивается одним баллом. Освоенность понятийного мышления оценивается в процентах (процент правильных ответов от общего их количества). В результатах также содержится информация о проценте правильных ответов на вопросы, относящиеся к учебным предметам.

Психологический тест ШТОМ имеет две параллельные формы — А и Б для проведения повторного тестирования и предназначен для изучения мышления школьников второго класса, третьего и четвертого (пятого) классов.

Развитие понятийного мышления дает возможность упорядочить, анализировать и систематизировать полученную информацию, относить ее к известным категориям, а также делать выводы и заключения.


Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда)


Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа «человек-человек» и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Процедура тестирования: В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут (1 субтест - "Истории с завершением"), 7 минут (2 субтест - "Группы экспрессии"), 5 минут (3 субтест - "Вербальная экспрессия"), 10 минут (4 субтест - "Истории с дополнениями"). Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Для обработки результатов используются бланк ответов, ключ к обработке и нормативные таблицы для определения стандартных значений.

Тест Айзенка

Психологический тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. На данный момент известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.

Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.

Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.

Первые пять тестов Айзенка довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.

Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей.

Кроме того, Г. Айзенк разработал несколько тестов под шутливым названием «разминка для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты.

Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей (по шкале от 0 (теоретически) до 190 баллов) для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).


Равена прогрессивные матрицы (Raven Progressive Matrices)


Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы.

Черно-белые Р. п. м. предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Цветной более простой вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет. Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии A обследуемый выполняет с помощью экспериментатора. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий.





Тема 6. Диагностика личности. Личностные опросники.


Психодиагностический метод

Назначение, виды и особенности применения психодиагностического метода

Типологические опросники

Это группа личностных опросников, разрабатываемых на основе типологических теорий личности, суть которых состоит в выделении типов личности как целостных образований. В разных теориях личности постулируется различное количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие "черта". Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие "тип". Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Типы — это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, "комплексы" (Г. Мюррей), "согласованные паттерны" (С. Мадди).

Типологический подход является основанием для разработки типологических опросников личности. Здесь тип личности не только определяет особенности опросника, но и выступает способом обобщения диагностических данных, а также предполагает группировку обследованных по степени сходства, близости в пространстве личностных признаков. При использовании этого вида опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими (усредненными) типами личности, представленными в опроснике, и определения степени их сходства.

При разработке этой группы опросников авторы могут опираться на имеющиеся и поддерживаемые ими теории личности, используя представленные там классификации типов. Возможен и иной подход, когда создатели опросников действуют эмпирически, не имея какой-либо теоретической основы. Именно так (последним способом) был разработан MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) — Миннесотский многопрофильный (многоаспектный) личностный опросник (С. Хетуэй и Дж. Маккинли, год создания 1941).

Создатели этого опросника ставили перед собой задачу разработать удобную и простую для широкого практического применения клиническую методику, позволяющую различать норму и некоторые психические заболевания. 

Содержание заданий (утверждений) опросника ММР1 широко охватывает такие области, как здоровье, социальные, политические, религиозные, сексуальные отношения, вопросы образования, работы, семьи и брака, а также наиболее известные невротические и психотические типы поведения, такие как маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, а также садистские и мазохистские наклонности.

Близким к MMPI в содержательном отношении является опросник X. Шмишека (Schmieschek Fragebogen), предназначенный для диагностики акцентуированных типов личности. В его основе лежит концепция "акцентуированных личностей" К. Леон-гарда (2000). Согласно этой концепции черты личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушать ее структуру.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Лично является еще одной методикой класса личностных типологических опросников. В этой методике использован типологический подход к описанию и диагностике личности здорового человека. ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т.д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (критике, наставлениям, правилам и законам и т.п.).

Опросники черт личности

Этот подход к созданию и применению личностных опросников реализуется на основе выделения черт личности. Он основывается на предположении о существовании конечного набора базисных личностных качеств (черт), а различия между людьми определяются в рамках этого подхода степенью выраженности этих качеств. Черты объединяют группы тесно связанных личностных признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.

Черты понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений.

Они иерархически организованы: если на низшем уровне (уровень 1) рассматриваются изолированные акты поведения, а на втором уровне такое поведение повторяется во времени, становится привычным, то па уровне 3 уже можно рассматривать черту (или субфактор) как совокупность, связь таких привычек.

Лексический подход диагностики черт личности - суть его состоит в выделении ключевых элементов личности на основе анализа языка. Этот подход базируется на так называемой лексической гипотезе, согласно которой «наиболее отчетливые и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более значимым является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом».

Подход Кеттелла к диагностике личности был подвергнут критике за выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими представлениями о содержании определяемых черт личности, малый объем и нерепрезентативность выборки стандартизации. Претензии к опроснику сводятся прежде всего к указаниям на малую ретестовую надежность и гомогенность отдельных шкал, также отмечается низкая воспроизводимость факторов.

В 1990-е гг. А. Г. Шмелев с соавторами, опираясь на опросник 16 PF и Атлас личностных черт для русского языка, разработал опросник "Шестнадцать русскоязычных факторов" — 16 РФ, являющийся первой универсальной многофакторной отечественной методикой, позволяющей оценивать профиль личности с учетом специфики русскоязычной культуры. Сбор нормативных данных и анализ психометрических характеристик для этого опросника продолжаются.

Низкая воспроизводимость данных и недостаточная стабильность черт, оцениваемых с помощью опросников Кеттелла, стимулировали попытки психологов выделить меньшее количество факторов, которые отличались бы большим постоянством и универсальностью. Наиболее известными были работы В. Нормана и его последователей, начатые в 1960-е гг. и приведшие к выделению опросника "Большая пятерка" — Б5. Их подход был похож на подход Кеттелла, который начал с полного списка названий черт личности, а затем сократил его посредством различных процедур. Развитие 5-факторного подхода можно проследить, начиная с ранних работ Л. Терстоуна (1934), Д. Файска (1949), но обычно отцом "Большой пятерки" считают В. Нормана.

В последние годы была предложена двухфакторная модель личности "Большая двойка", авторами которой являются М. Зиглер и А. Тальмайер (2008). Первый фактор — Альфа — назван "стабильность" и включает в себя три фактора "Большой пятерки" (альтруизм, сознательность и нейротизм). Второй фактор -Бета — назван "пластичность" и обобщает факторы экстраверсии и открытости опыту. Теоретический анализ и эмпирическое исследование этих факторов привели психологов к выводу о том, что эта двухфакторная модель представляет собой еще более глубинный уровень личности, чем "Большая пятерка". Так, со стабильностью связано избегание вреда, а с пластичностью — поиск новизны, мотивация достижения и аффиляции, общая активация, чувствительность к обратной связи, самооценка.

Поскольку основной практической целью использования личностных опросников является предсказание поведения и особенностей деятельности, психодиагносты пытаются оценить прогностические возможности опросников, направленных на выделение частных черт и глобальных факторов.

Опросники мотивов

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.

До настоящего времени не достигнуты еще теоретическая определенность и однозначность взглядов на явление мотивации. Термином "мотивация" объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких как нужда, потребность, мотив, побуждение и др. В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое.

В опросниках для измерения мотивов испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы (слова), в качестве которых выступают утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, прямо не соответствующих мотивам, но эмпирически с ними связанных. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением правильности ответов испытуемого из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Список личностных предпочтений А. Эдвардса (Edwards Personal Preference Schedule, 1954) является опросником, который измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу. Этот перечень был сокращен до 15 и включал следующие потребности: в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, уважении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, агрессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из каждой пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде использовал метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности. 

Опросник для измерения мотивации достижения (Resultant Achievement Motivation Test — RAM) А. Мехрабиана (A. Mehrabian, 1969) имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе его пунктов учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Пункты опросника построены в форме сравнительных утверждений, поэтому выявляют результирующую тенденцию мотивации достижения, образуемую как разницу в проявлениях мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Опросник имеет две формы: А — для лиц мужского пола, Б — для лиц женского пола. Высокие показатели означают тенденцию достижения, а низкие — тенденцию избегания. При конструировании опросника был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов.

Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению Л. Мехрабиана. Под аффиляцией здесь понимается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и поддержание отношений с другими людьми, преследующие разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как получать и оказывать помощь и др.). Эта методика измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24. Шкалы, по мнению автора, оценивают в первом случае общие ожидания человека о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором — негативные ожидания, соответственно.

Опросники интересов

Под интересами в психологии понимается форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.

Измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы главным образом на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. Сравнительное исследование отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых выявило значительное несоответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности.

Инвентарь интересов Стронга (Strong Interest Inventory — SII) является примером этого типа опросников. При его создании Стронг исходил из предположения, что лица одной профессии характеризуются общими интересами, которые отличают их от лиц других профессий. Эти различия интересов распространяются не только на предметы, прямо относящиеся к работе, но и на увлечения, спорт, предпочитаемые спектакли и зрелища, книги и многие другие аспекты повседневной жизни. Таким образом, опрашивая индивида о его интересах к знакомым вещам, можно определять, насколько его интересы совпадают с интересами той или иной профессиональной группы. Последняя редакция опросника интересов Стронга была опубликована в 1994 г., она состоит из 317 пунктов, сгруппированных в восемь разделов.

Еще один опросник интересов, применяемый в нашей стране в практике профессионального консультирования, создан Дж. Холландом. Следует отметить, что в основу используемой в этом опроснике классификации профессиональных интересов положена теоретическая модель этого психолога, подтвержденная обширными исследованиями. Ее сущность можно свести к следующим положениям. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из шести типов: реалистическому,исследовательскомуартистическомусоциальномупредпринимательскомуконвенциональному. Каждый тип является гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Тип характеризуется определенными способностями, интересами, складом характера, предпочитаемыми видами деятельности, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть либо отнесен к определенному типу, либо охарактеризован через комбинацию нескольких типов.

За рубежом широко распространены опросники интересов Ф. Кьюдера. Первый из них — "Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера" (Ruder Preference Record-Vocational). Он состоит из пунктов, требующих вынужденного выбора из трех занятий тех, которые нравятся испытуемому больше или меньше всего. Показатели отражают интересы не к конкретным профессиям, а к десяти широким областям деятельности. Это работа на открытом воздухе, работа с машинами и механизмами, вычисления и расчеты, научная работа, изобразительное искусство, литература, музыка, сфера социальных услуг, канцелярская работа, просветительская деятельность.

В отечественной практике в целях профориентации широко применяются Таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности Е. А. Кчимова и Ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ). Первый из названных опросников разработан на основе типологии профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира.

Выделены пять типов профессий: "человек — природа", "человек — техника", "человек — знаковая система", "человек — художественный образ", "человек — человек". Зная место профессии в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно своевременно и правильно выделять профессиональные интересы и склонности.

Опросники ценностей

В психологии под термином "ценности" понимаются качества или свойства предметов, которые делают их полезными, желательными или ценимыми. Ценность предмета для субъекта определяется его ролью в возможности удовлетворить с его помощью потребности и мотивы.

Опросник ценности специальностей Сьюпера (Super Work Values Inventory) предназначен для использования при обучении и в профессиональной практике старшеклассников, и студентов колледжа, а также для отбора персонала. Индивид в процессе обследования оценивает каждую из 45 ценностей специальностей по пятибалльной шкале, показывая, насколько важна для него та или иная ценность (например, помощь другим, возможность получить повышение, осуществлять собственные решения и т.д.). Опросник дает 15 показателей по таким шкалам, как "творчество", "интеллектуальная деятельность", "общение", "экономический эффект", "престиж", "альтруизм" и др. Процентильные нормы но классам и полу приводятся относительно репрезентативной национальной выборки, состоящей более чем из 10 000 учащихся 8—10-х классов.

Методика ценностных ориентации М. Рокича (Rokeach Value Survey — RVS), достаточно широко используемая в отечественной психодиагностической практике. Ее адаптация для отечественной выборки взрослых (с 17 лет) была выполнена Л. Г. Гоштаутасом, Н. А. Семеновым и В. А. Ядовым (1974). Автор методики различает два класса ценностей:

— терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному в отечественной психологии делению на ценности цели и ценности-средства.

Испытуемому в диагностической процедуре предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках ценностей испытуемый должен присвоить каждой ценности ранговый номер, а карточки разложить по порядку значимости ценностей. Вначале испытуемому предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

К достоинствам этой методики можно отнести ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость в ее использовании. Существенными недостатками методики являются влияние социальной желательности, возможность неискренности ответов испытуемого. Поэтому особую роль в использовании методики играет мотивация испытуемого, добровольный характер его участия в обследовании и наличие контакта между диагностом и испытуемым. Все это предъявляет особые требования к профессиональной компетентности психолога-диагноста.

Тест смысло-жизненных ориентации (СЖО) является адаптацией аналогичной методики "Цель в жизни" (Purpose in Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая выполнена в МГУ Д. А. Леонтьевым (1992).

Оригинальная методика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла, состояла из трех частей (А, В, С). Первая часть А представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых является утверждением с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюсы оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения.

Еще одна методика диагностики ценностей — "Изучение ценностей личности", широко использующаяся в нашей стране в последние десятилетия, разработана III. Шварцем па основе методики М. Рокича и его концепции о существовании терминальных и инструментальных ценностей1. Помимо этого, теоретической основой методики Шварца стала его концепция о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей. Он исходил из того, что наиболее существенный содержательный компонент, лежащий в основе различий между ценностями, — тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в зависимости от общности их целей. Он отобрал ценности, выявленные им и другими исследователями, а также найденные им самим в философской и религиозной литературе. Затем он сгруппировал их в десять мотивационно различающихся типов.

Опросники установок (аттитюдов)

Понятие "установка" в психологии часто определяется как выраженная направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенный класс стимулов, ситуаций, событий.

В жизненной практике термин "установка" наиболее часто связывается с социальными событиями и с эмоционально окрашенными ответами индивида на эти события. Очень часто термин "установка" заменяют термином "мнение", и эти два понятия употребляются как взаимозаменяющие.

Для количественного измерения относительного положения индивида в одномерном континууме установок были созданы шкалы установок. Впервые Л. Терстоун вместе с Е. Чейвом (1959) применил психологические опросники для количественного измерения данных о мнениях. Это стало важной вехой в построении шкал установок. Отвечающий на шкалы установок типа терстоуновских индивид отмечает все утверждения, с которыми он согласен. Индивидуальным показателем типа и выраженности его установки является медианная шкальная цена отмеченных высказываний.

Иной подход к построению шкал установок предложил Р. Лайкерт (1932). При его использовании не требуется классификации заданий группой экспертов. Задания отбираются на основе ответов испытуемых выборки стандартизации по критерию внутренней согласованности.

Кроме того, Лайкертовские шкалы (Liken-tipe Attitude Scales) требуют градации каждого утверждения, как правило, по пяти категориям: полностью согласен, согласен, не уверен, не согласен, полностью не согласен.

Каждый вариант ответа имеет свою количественную оценку. Сумма баллов по всем заданиям является показателем индивида, который сопоставляется с нормами.

В отечественной практике чаще всего используются три опросника, диагностирующие локус контроля. Во-первых, это оригинальная "Шкала 1-Е" Роттера, переведенная на русский язык, но не имеющая достаточного психометрического обоснования на отечественных выборках; во-вторых, Опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный С. Р. Пантелеевым и В. В. Сталиным на основе шкалы Роттера. Он является одномерным (направлен на диагностику локуса контроля как обобщенной генерализованной характеристики), содержит 32 пункта (26 диагностических и 6 маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений.

В опроснике отражены в основном сферы достижений, межличностных отношений и учебная успешность. Опросник сбалансирован по направлению атрибуций (примерно равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице) и по эмоциональному знаку (примерно равное число пунктов описывают положительные и негативные ситуации). Опросник проверялся на студентах и имеет высокие показатели гомогенности и ретестовой надежности. Валидность определялась методом экспертных групп, а прагматическая валидность — путем сопоставления данных двух групп студентов, различающихся академической успеваемостью, и двух групп, различающихся общественной активностью.