Файл: 2. Профессиональноэтические аспекты психологопедагогической диагностики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Тема 7. Проективные методики диагностики личности и состояний.


Группа проективных методов

Механизм действия, конкретные методики и особенности их применения

Проективные методики структурирования

Методика чернильных пятен Роршаха.


Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом, она впервые была описана в 1921 г.[1] Хотя стандартизированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных топов. Таблицы предъявляются последовательно с 1-й по 10-ю в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: "Что это такое, на что это может быть похоже?". В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. 

В психологическом заключении по результатам методики Роршаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную информацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая методика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены в основном в группах взрослых. 

Проективные методики интерпретации

Известная проективная методика Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test — TAT) была создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюреем. Она применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств.

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также одной таблицы — пустого бланка. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируются время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог прежде всего выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов. На первом этапе следует определить героя каждого рассказа. На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя — его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По терминологии Мюррея, это проявления потребностей, которые он определял как динамические образования, организующие и направляющие психическую деятельность и поведение человека. Потребность — главная категория теории личности Мюррея (персонологии). Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, поскольку каждому человеку присущ специфический их комплекс. Мюррей выделил и описал 20 потребностей, которые он классифицировал по разным основаниям (потребности в деятельности и в результате, созидательные и негативные потребности и др.)[2]. Наиболее известной среди этих классификаций, делающей акцент на происхождение потребности и, следовательно, на направлении деятельности, к которой она побуждает, является следующая: различаются психические, организменные и социальные потребности.

Проективные методики экспрессии

К ним относятся методики, в которых диагноз личностных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятельности индивида. Иногда методики этой подгруппы проективных техник называют графическими. Графические проективные методы обладают как рядом достоинств, так и многими недостатками. Их преимуществами являются следующие особенности:

- они могут предоставить богатую и разностороннюю информацию об индивиде за короткий промежуток времени;

- некоторые методики этой подгруппы имеют широкий возрастной диапазон применения;

— в них используется широко распространенный вид деятельности человека — рисование;

- в результатах методик отражаются не только личностные черты, но и психические состояния;

— испытуемый не предполагает способы и характер психологической интерпретации рисунка, вследствие чего результаты графических методов почти не подвержены контролю сознания и не отражают влияние установок рисующего (например, на социально одобряемые ответы).

Вместе с тем графические методы могут привести к существенным ошибкам в диагнозе, возникающим по ряду причин. Одна из причин состоит в том, что испытуемый может не воспринять рисование как проективную методику, вследствие чего не отразит в рисунке существенные стороны личности, а будет рисовать, опираясь на усвоенные шаблоны, схемы, стандарты, находясь под впечатлением недавних событий (например, просмотра мультфильмов).

Еще одной причиной ошибок в диагнозе по результатам графических методик может быть крайний субъективизм их трактовок, когда психолог полагается на интерпретацию только очевидных с его точки зрения показателей. Однако такие очевидные показатели, имеющие казалось бы понятный символический смысл, не всегда являются верным ключом для раскрытия личности испытуемого.

Еще один серьезный недостаток, имеющийся у графических методик, — отсутствие объективности в определении их параметров. Даже при разработанных системах определения показателей конечные шаги в их оценке и обобщении обычно зависят от навыка и опыта психолога. 

Методика К. Маховер"Проективный рисунок человека" (Drawing of the Human Figure, MachoverDraw-a-Person Test — DAP). Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека. После того, как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать человека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, "как если бы он был персонажем пьесы или романа". Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жизни изображенных персонажей.

Анализ выполнения этой методики в основном носит качественный характер и опирается на изучение некоторых параметров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, линии основания.

Рисуночный тест Вартегга — РТВ — предназначена для детей от 3 лет и взрослых. Автор методики, сформулировав принципы уровневой диагностики, использующей оценки характерологического уровня с опорой па физиологические и генетические понятия, предложил систему интерпретации результатов путем последовательного продвижения от уровневого профиля с количественно измеряемыми рефлекторными реакциями на стимулы к дифференцированному качественному характерологическому профилю. Он считал возможным оценить взаимопроникновения стимула и влечения с использованием психоаналитических, психиатрических и бихевиористских пониманий влечений и физиологических теорий (в частности, теории рефлексов И. П. Павлова). С помощью этой методики, по мнению ее автора, можно получить информацию о ряде проблем и личностных черт и структуре личности, начиная с витального фундамента (влечение — восприимчивость) через эндотимную черту приспособления к миру (открытость -сосредоточенность на внутреннем мире) и первичное побуждение (честолюбие — идеализм) вплоть до регулятивной надстройки с волевым осуществлением (волевая целеустремленность — твердость воли), прагматическим или рациональным отстранением (рассудочность — точность) и экзистенциальным выражением (коллективность — оригинальность).

Проективные методики дополнения (аддитивные)

К аддитивным методикам относятся проективные методики на завершение предложений (sentence completion), историй, рассказов. Они относятся к большой группе диагностических инструментов, основанных на принципе вербального завершения. Эти методики широко используются для решения разных задач, выявления разнообразных характеристик личности. Начальные слова в предложениях зависят от исследуемой области личности и формулируются таким образом, чтобы вызвать ответы, относящиеся именно к ней. Подобная гибкость представляет собой одно из преимуществ этой техники.

"Бланк незаконченных предложений" Дж. Роттера (Rotter Incomplete Sentences Blank). On включает 40 начал предложений, которые испытуемому следует завершить, выражая, согласно инструкции, свои "искренние мнения". Каждое завершение оценивается по семибалльной шкале в соответствии с обнаруженной степенью приспособленности/ неприспособленности к действительности. В целях стандартизированного анализа ответов в руководстве к методике приводятся образцы для каждой градации шкалы. Сумма полученных ответов используется для оценки уровня приспособленности индивида. Анализ содержания ответов дает дополнительную информацию о сферах и ситуациях, в которых он испытывает трудности в адаптации.

Методика незаконченных предложений Д. Сакса и С. Леей (Sentence Completion Method) предназначена для выявления и оценки проблемных сфер личности, уровня их осознанности, типа отношения к ним, исследования уровня внутриличностной адаптации/дезадаптации.

Стимульный материал методики — 60 незавершенных фраз, которые разбиты на 15 тем (отношение к отцу, отношение к себе, страхи и опасения, отношение к друзьям, чувство вины и др.). Эти темы относятся к четырем областям отношений: семья, секс, межличностные отношения, самовосприятие.

Анализ полученной диагностической информации проводится с учетом как качественных, так и формальных (количественных) результатов. К количественным относятся средний латентный период ответов, средние латентные периоды по каждой из 15 тем, число проблемных завершений по критериям времени и конфликтности, процент внутриличностного неблагополучия. Итогом их анализа является выявление автономных аффективных комплексов и неблагополучных сфер отношений личности, дифференциация привычных и скрываемых неблагополучных сфер, оценка степени их значимости и осознанности, а также взаимосвязей между ними.

Проективные методики импрессии

К этой группе проективных методик можно отнести Методику косвенного исследования системы самооценок — КИСС (авторы — Е. О. Федотова, Е. Т. Соколова. Методика предназначена для диагностики некоторых аспектов самосознания индивидов. Стимульным материалом методики являются 10 схематических изображений человеческого лица. Из схемы лица был исключен рот, так как, по предположению авторов, линия рта сдвигает проекцию с относительно устойчивых на ситуативные характеристики личности, а ее отсутствие усиливает неопределенность стимульного материала. Диагностическая процедура заключается в ранжировании изображений лица по ряду критериев, задаваемых психологом. Первый критерий — степень приятности для субъекта (критерий "нравится").

Затем испытуемый должен был кратко описать самого приятного (ранг 1) и самого неприятного (ранг 10) человека. Некоторые названные при этом качества включались в состав критериев, но которым в дальнейшем проводится ранжирование. К обязательным критериям относятся "здоровье", "ум" и "доброта". В заключение испытуемого просят расположить карточки (проранжировать) по степени похожести на себя.

Обработка результатов заключается в подсчете коэффициентов ранговой корреляции между:

ранжированием по критерию "нравится" и ранжированием по качествам;

- ранжированием по критерию "похож на меня" и ранжированием по качествам;

- ранжированием по критерию "нравится" и ранжированием но критерию "похож на меня".

Первый ряд коэффициентов показывает сравнительную ценность каждого из качеств, использованных как критерии ранжирования. Второй ряд коэффициентов дает шкалу самооценок по этим качествам, а третий коэффициент отражает общую степень принятия себя.

Психометрические проверки проводились на группе в 50 человек (из них 20 здоровых) в возрасте 20—27 лет. Они показали удовлетворительную гомогенность и ретестовую надежность (на группе здоровых) при небольшом интервале между двумя диагностическими испытаниями (1—2 недели), а также валидность, полученную методом известных групп. Однако корреляции с методиками Дембо — Рубинштейн и ОСО В. В. Сталина и С. Р. Пантилеева не значимы, что возможно объяснить тем, что методика КИСС направлена на оценку неосознаваемых аспектов самосознания.




1 Оставить нужное