Файл: Теория абстрактных идей Дж. Локка 5 Заключение 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Оглавление


Введение 3

  1. Теория абстрактных идей Дж. Локка 5

Заключение 10

Список литературы 12



Введение


Особенно интересен XVII век - важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени развились основные идеи, присущие европейскому сознанию, которые и по сей день составляют общетеоретическую основу историко-философского учения. Произошел радикальный пересмотр взглядов на человека, который в последующие столетия сильно стимулировал развитие эмпирического естествознания.

В самой философии это превратилось в решающий сдвиг в сторону эмпиризма и сенсуализма. Выявлены реальные социальные факторы, определяющие пределы теоретических познаний, что открыло перспективы для развития моральной философии.

Англия была настоящим центром новаторских идей. Поэтому работы британских эмпириков того времени, особенно Джона Локка, заслуживают особого внимания. Имя Джон Локк занимает весьма почетное место не только среди великих философских имен современности, но и во всемирно-историческом и философском процессе. Философские концепции теории познания и морали английского мыслителя служили в XVII - XVIII веках своеобразным связующим звеном между философским и социально-этическим мышлением.

В истории философии Дж. Локк известен прежде всего как родоначальник эмпирико-материалистической теории познания Нового времени. Так его заслуга состоит в том, что он вывел концепцию либерализма, которая представляла ее как прогрессивную идею буржуазного общества, предшествующего эпохе монополизма. Не мало сделал Локк для защиты создания доктрин свободы совести и терпеливому отношению к вероисповеданию.

Дж. Локк был типичным представителем своей эпохи. В его творчестве нашло отражение критические социальные разногласия, драматические конфликты, которые начались в только что возникшем теоретическом естествознании, стычки новых философских идей с устаревающим средневековым мировоззрением. Философская мысль Дж. Локка оказало влияние на всю философскую мысль Европы в последующем столетии и на некоторых философов США. Его учение поспособствовало становлению философии материализма несмотря на то, что материализм значительно превзошел предшественницу. Личность Дж. Локка, как и его философская мысль,
представляют интерес и сегодня, что и обуславливает актуальность выбранной темы.

Однако в данной работе нас интересует теория абстрактных идей, рассмотрением которой мы и займемся. Это является целью работы. Задачи: на основе имеющихся материалов исследователь теорию абстрактных идей выдающегося английского философа. Для достижения поставленной задачи будут использованы необходимые учебные материалы, научные труды, а также материалы сети Интернет. В конце работы будет подведен краткий итог.


1. Теория абстрактных идей Дж. Локка


Философа XVII века, по праву считают основоположником позитивизма и предшественником ассоциативной эмпирической психологии.

Учение Локка и его последователей получило название эмпиризм, соответственно, в психологии – эмпирической психологией. Дж. Локк считал, что все знанияч у человека появляются исключительно опытным путем. Психика ребенка начинает формироваться с течением жизни. Иначе говоря, человек не имел врожденных идей. Все является следствием личного опыта. При условии, что идеи врожденные, это было являлась очевидным, и, соответственно, ребенка было бы проще обучить математике, родному или иностранным языкам, номам морали и пр. Однако всем известный факт, что обучить ребенка умению писать, чтению, и т.д. непростая задача, особенно если учесть тот факт, что дети усваивают материал по-разному. Другим доказательством отсутствия у людей врожденных идей являет то, что при наличии таких идей у человека, каждый член общества придерживался единых норм морали, политических убеждений и проч. Проще говоря, психика ребенка представляет собой чистый лист. Знания и идеалы не даны человеку в готовом виде, а являются итогом воспитания, формирующего из ребенка сознательную взрослую личность. В основе человеческой психики лежат чувственные образы, простые идея, которые являются фундаментом для образования более сложных образов. В состав опыта Дж. Локк включил две составляющие: ощущение и рефлексию. Вместе с идеями, источником которых являются органы чувств, появляются идеи, которые порождаются рефлексией «внутренним восприятием деятельности нашего ума». И те, и другие предстают перед судом сознания. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Локк полагал, что объектом сознания являются не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и пр.) в том виде, в котором они явлены «внутреннему взору» субъекта, который за ними наблюдает. Из этого наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии. Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида. Составляющими этого опыта, своего рода связующими нитями, составляющие структуру сознания, считались идеи, управляемые ассоциациями. Такая трактовка сознания создало толчок для развития последующих положений в психологии. Они были пронизаны духом дуализма, за которым стояли реалии социальной жизни, общественной практики. С одной стороны стоял научно-технический прогресс, связанные с серьезными

открытиями теорий в науках о физической природе, а также внедрением механизмов. С другой стороны, выступало самосознание человека как личности, которая хоть и взаимосвязано с замыслом Бога, имеет возможность опираться на собственный разум, сознание и понимание. Приведенные факторы позволили обусловить появление механодетерминизма, а также обращение к внутреннему опыту сознания. Эти векторы в совокупности и стали определяющими в психологии Нового времени, которые отличали ее от предыдущего опыта. Как и ранее, понимание психических явлений имело зависимость от знания об устройстве физического мира, а также сил, руководивших живым организмом. Речь шла именно о трактовке с научной точки зрения, так как в повседневном общении люди руководствуются обывательскими представлениями о мотивах поведения, умственных качествах, влиянии погода на настроение, зависимости характера от расположения планет на небе и пр.

В XVII веке в достаточной мере повысил планку критериев научности. Он преобразовал объяснительные принципы, доставшиеся ему от прежних веков. Изначально механистические представления о рефлексии, ощущении, ассоциации, аффекте, мотиве вошли в основной фонд научных знаний. Они возникли из детерминистской трактовки организма как «машины тела». Чисто умозрительная схема этой машины не могла пройти испытание опытом. Фактически опыт и его объяснение с рационалистических позиций определили триумф нового естествознания. Для ученых XVII века научное познание психики как познание причин ее явлений имело в качестве непреложной предпосылки обращение к телесному устройству. Однако эмпирические знания о нем были, как показало время, настолько невероятны, что предыдущие доказательства необходимо исключить из поля зрения.

Это направление избрали сторонники эмпирической психологии, которые понимали под опытом обработку субъектом содержания своего сознания. Ими были использованы термины «ощущение», «ассоциация» и пр. для определения внутреннего опыта. Истоки этих терминов кроются в открытии психической действительности, которая была открыта благодаря тому, что были отброшены устоявшиеся убеждения о том, что эта действительность называется «душа». С этих пор термин «душа» престал употреблять для определения законов и причин, которые действуют в реальном мире. Понимание явлений природы брало начало не их внутреннего опыта, наблюдающего за своим сознание субъекта, а наоборот, из общественно-исторического опыта, сформулированных в научных теориях Нового времени. Мышление эволюционирует, основываясь не на пассивном созерцании природы, а в процессе активного действия, которое раскрывает сокрытую внутреннюю логику вещей.


Проще говоря, английский ученый предложил различать два главных источника получения человеком знаний об окружающем мире: ощущения и рефлексия.

Соответственно, при условии отсутствия врожденного знания в абсолютном смысле, и речь идет исключительно в условном ключе, значит все наше знание исходит из полученного опыта. Как говорилось ранее, опыт бывает внешний и внутренний. Иде, исходящие из внешнего опыта или внешнего чувства мыслитель именует идеями ощущений. Идеи, появляющиеся в результате действия внутреннего чувства, Дж. Локк именует идеями рефлексии. Таким образом понятие «идея» используется философом самым широким образом. В понимании мыслителя идея, это то, что человек ощущает непосредственно перед собой. То это идеи, а не сами вещи. Философ придерживается представлении о дуплицированном мире. Идея ощущения появляется в душе посредством воздействия на человека внешних предметов.

Существует душа, на которую оказывают воздействие предметы. При этом происходит процесс запуска внутренних механизмов души. После чего она запоминает идеи, воспроизводит, сравнивает, разделяет, соединяет. Это и есть акты души, раскрываемые рефлексией.

Все идеи появляются в результате получения впечатлений в процессе их объединения и различного сочетания. Общие идеи, или иначе говоря, абстрактные понятия, являются результатом процесса абстракции, то есть отделения из простых идей одинаковых признаков и объединения их в новую идею. Иначе говоря, абстрактные понятия воспринимаются человеков не при помощи чувств, они не берутся из духовной сферы идеального. Сложная идея возникает как составной образ, в котором размыты собственные признаки объектов. Представления Дж. Локка об абстракции и объединении идей сделали возможным с точки зрения науки дать объяснение природы общих понятий, что было позже широко признано научным сообществом и на долгие годы предоставило базовую основу для школьной дидактики. Эта теория стала воплощением «принципа наглядности» обучения.

В природе представлены только отдельные предметы. Общность явлений появляется только в сознании человека при помощи рефлексии. Понимание Дж. Локка абстракции позволило трактовать содержание понятия как рожденного при помощи силы сознания, строящего понятия в соответствии со своей собственной природой.

Англичанин Д. Юм (1711-1776), логически «доразвил» концепцию Локка. Положил в основу объяснения психики ньютоновскую механику и также устранил из картины психики всякую активность субъекта. Отказался от локковского представления о рефлексии как активной силе сознания, преобразующей «идеи», и всё объяснил с помощью самодвижения и ассоциации «идей». Если у Локка активность субъекта посылалась субъекту откуда-то извне, то у Юма её место заняли ассоциации – связи между «идеями». Ассоциации являются собственным механизмом сознания, не зависящим ни от мозга, ни от внешнего мира. Ассоциации в сознании сходны с физическими силами Ньютона. «Идеи» взаимодействуют между собой подобно материальным телам, их сложные комбинации не зависели от реальной связи внешних материальных объектов. Учение о причинности, по мнению Юма, – не более, чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На
деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.

Заключение


В заключении необходимо подвести итог проделанной работы.

Нами были проанализированы необходимые материалы и основные труды английского философа XVII века.

В своей теории абстрактных идей Дж. Локк пытался дать объяснение происхождению общих идей. Как гласит его теория, опыт имеет большое количество вещей, которые, некоторым образом, похожи друг на друга по форме, по качествам и т.д. Это утверждения является фундаментом для возможности появления общих понятий, которые появляются в итоге выделения из структуры некоторого количества предметов таких признаков, являющиеся общими для всех, прочие же признаки не учитываются. Все отвлеченные общие идеи являются производными разума, в фундаменте которых лежит похожесть самих вещей.

Философское учение, а также политические взгляды Дж. Локка высоко ценились современниками мыслителя. Не секрет, что Дж. Локк является родоначальником концепции либерализма, которой вдохновлялись создатели конституции Соединенных Штатов Америки. Его политические и этические взгляды вылились в его труды: «Два трактата о государственном правлении (1690), «Письма о веротерпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1690), «Liberalis», что в переводе с латыни означает «свободный». Фундаментом концепции либерализма находиться мысль о свободе частного лица. Мыслитель представлял субъект политической воли отдельно взятого человека, который с рождения имеет «двойное право». Этими правами являются право на личную свободу, а также право на наследование и владение имуществом. Охрана жизни, свободы, а также имущества гражданина по мысли философа является «сохранением собственности», что, по мнению Дж. Локка являлось главной задачей государственных органов.

Философская мысль английского ученого является закономерным окончанием эмпиризма XVII в. в Англии. В то же время его учения представляет собой новый этап в становлении философии Нового времени.

Список использованной литературы


1. Бертран Рассел. История западной философии, и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней/ - М.: Наука, 2001.

2. Васильев, В. В. История философии: Учебник для вузов/ В. В. Васильев, А. А. Кротов. – М.: 2007.

3. Ганзен, В. А. Теория психологического исследования: Учебное пособие- СПб.: РИО СПб ГУ, 2005.