Файл: Реферат по дисциплине . Интеллектуальная собственность Тема интеллектуальная собственность в деятельности психолога, авторские права студент 1 курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Мариупольский государственный университет

Кафедра системного анализа и информационных технологий

РЕФЕРАТ

По дисциплине «. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

Тема «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА, АВТОРСКИЕ ПРАВА»

Выполнил: студент 1 курса

Заочной формы обучения

Специальности я «Практическая психология»

Веснина Наталья Сергеевна

Проверил: доцент

Кошельник А.В.


Мариуполь, 2023

Оглавление


Понятие "интеллектуальная собственность" 2

Понятия авторского права «произведения» 3

Признаки произведений, определяющие границы охраны психологических продуктов 4

Защищаемые и не защищаемые компоненты психологического продукта (психодиагностического инструмента) 6

Вновь создаваемые психологические продукты 7

Способы защиты авторских прав 9

Вывод: 10

Литература 11


Понятие "интеллектуальная собственность"


Понятие "интеллектуальная собственность" стало широко распространяться в мире со второй половины XX века, с момента учреждения в 1967 году Всемирной Организации Интеллектуальной собственности. В современной России охрану авторских прав по сути дела можно исчислять с момента вступления в силу в 1993 г. Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Однако только введение в действие с 01.01. 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации [ГК РФ, 2], включающем в себя в систематизированном виде все основные законы, определяющие судьбу интеллектуальной собственности, инициировало привлечение более пристального внимания психологов к охране авторских прав на психодиагностический инструментарий. Первое, что пришлось принять специалистам-психологам, - это отсутствие отдельных правовых норм об охране их специфических продуктов. Поэтому, с одной стороны, только понимание общего содержания норм об охране авторских прав позволит разработчикам психологических продуктов и пользователям-психологам использовать в регуляции своих взаимоотношений, возникающих в связи с созданием и использованием этих психологических продуктов. С другой стороны, анализ норм об охране авторских прав позволяет выявить неохраняемые авторским правом объекты и их отдельные части, которые на законных основаниях могут свободно использовать в своей деятельности разработчики психологических продуктов.


Понятия авторского права «произведения»


В качестве иллюстрации вышеописанного можно рассмотреть сущность и содержание ключевого понятия авторского права - и того, как оно может интерпретироваться в сфере психодиагностики.

В мировой истории авторское право охраняется уже более трёх веков: на государственном уровне - начиная со Статута королевы Анны (Англия, 1710 г.), на межгосударственном уровне - начиная с Бернской конвенции об охране литературной и художественной собственности (Швейцария, 1886 г.). Однако фактически до сих пор в законах не дано определение «произведения» как предмета авторского права. В ст. 1259 ГК РФ установлен лишь примерный перечень видов и признаков произведений.

Как и следовало ожидать, в этом списке психологические произведения не выделены в качестве отдельного вида произведения. Их можно отнести лишь к категории «другие произведения». Кроме того, очевидно, что психологические продукты являются чаще всего сложными, состоящими из нескольких элементов продуктов различных видов: «литературных произведений» (тексты опросников, руководств); «произведений изобразительного искусства» (фотографии, «чернильные пятна», картинки); «аудиовизуальных произведений» (видеосюжеты, компьютерные анимации и т. д.).

Важным аспектом понимания законов об охране авторских прав являются признаки произведений, защищаемых законами. Во-первых, любое произведение должно быть продуктом умственной творческой деятельности'. во-вторых, его содержание должно носить индивидуальный характер', в-третьих, оно должно восприниматься как специфиче­ский объект, имеющий объективную форму выражения.

Все эти признаки относятся ко всем видам произведений, защищаемым авторским правом, а именно: а) оригинальные авторские (исходные работы); б) производные (новые произведения, основанные на предшествующих работах); в) составные (составленные из нескольких исходных работ) и г) коллективные (продукт нескольких создателей).


Признаки произведений, определяющие границы охраны психологических продуктов


Некоторые из перечисленных признаков произведений, определяющих границы охраны психологических продуктов, до сих пор остаются дискуссионными и неоднозначными. Поэтому более подробно рассмотрим главные из них.

  1. Произведение должно являться результатом творческой деятельности автора. Категория «творчество» на первый взгляд может показаться достаточно простой для понимания, но в то же время в полной мере отразить ее в рамках единого понятия очень сложно. Как в дореволюционном и советском законодательстве, так и в современном понимании «творчество», «творческая деятельность» не нашли своего законодательного закрепления. В науке этот вопрос также вызывает дискуссии. Некоторые авторы под творчеством понимают сознательный и в большинстве случаев трудоемкий процесс, имею­щий своей целью достижение определенного результата. Другие рассматривают «творчество» преимущественно как результат создания чего-либо нового. Так, по мнению


Э.П. Гаврилова, творчество - это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. О.А. Красавчиков признавал творческой только самостоятельную деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной.

Представляется, что новизна не является неотъемлемым признаком творческого произведения. В большинстве случаев творческое произведение действительно будет новым, т.е. будет содержать ранее не существовавшие оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции. Произведение рассматривается в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы. Это имеет место, например, при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот, а также в случае использования чужого опубликованного произведения для создания нового творчески переработанного самостоятельного произведения. Подобным образом можно подходить и к психологическим продуктам. Если в результате создания нового теста будут использованы оригинальные подходы или те или иные элементы, переработанные пункты для новых тестов, то можно говорить о новизне психологического продукта, и, следовательно, о возможности его признания в качестве охраноспособного произведения.

Достаточно спорным является вопрос и о самостоятельности признака оригинальности произведения. Оригинальность произведения означает, что оно не должно быть скопировано с другого произведения и должно содержать значительный объем собственного творческого материала. В ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция и др.) оригинальность является обязательным признаком произведения. В России подобный признак объекта авторского права не находит отражения в законодательстве, но иногда закрепляется в судебной правоприменительной практике. На наш взгляд, нецелесообразно рассматривать «оригинальность» как самостоятельный признак, если принимать, что этот признак полностью охватывается понятием «творчество».

  1. Охране подлежат произведения, которые выражены в той или иной объективной форме. Объективность формы следует связывать преимущественно с тем, что произведе­ние способно восприниматься человеческими органами чувств. Именно в таком смысле и следует толковать высказывания о произведении как «объективно воспринимаемом» результате труда и как «существующего самостоятельно от автора». Несмотря на неразрывную связь произведения как объекта авторских прав с тем или иным материальным носителем, необходимо помнить, что произведениями всё-таки являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью». В связи с этим и психологические продукты могут охраняться авторским правом только в случае объективного выражения творческого содержания на том или ином носителе.

  2. В различных странах авторские права по-разному распространяются на психологические продукты в зависимости от способа их введения в оборот. В Америке, Англии и других англоязычных странах публичному обнародованию должна предшествовать процедура регистрации продукта (теста). При этом следует отметить, что в последние годы это требование становится необязательным.


В Европе и России авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изо­бражения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. При этом необходимо учитывать, что в законодательстве содержится лишь примерный перечень форм выражения произведений. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. в том числе проверки формальных критериев охраны в каком-либо государственном органе.

В отношении программных продуктов для ЭВМ и баз данных возможна их регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). Кроме того, по желанию автора психодиагностической методики она сама и её товарный знак могут также быть зарегистрированы в Роспатенте.

  1. Произведения науки, литературы и искусства охраняются независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения. При охране произведения недолжно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть оно применено, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще затрачивать на это произведение усилия. Не важным также является факт, может ли произведение соответствовать своему назначению либо оно вообще не имеет никакого практического назначения. Действующее законодательство четко исходит из того, что произведения охраняются независимо от их назначения и достоинства. Применительно к этому признаку авторско-правовой охране будут подвергаться (при условии выполнения первых трёх описанных выше признаков охраны произведений), по сути, любые экспериментальные и новаторские психодиагностические продукты (даже если они кому-то кажутся абсурдными или неперспективными, поскольку нельзя заранее предсказать возможность их практического применения). Это очень важно, поскольку любой конечный психологический продукт, прежде чем он начнет профессионально использоваться психологом, проходит ряд исследований и апробаций. При этом разработчик психологического продукта, например, вопросника из нескольких утверждений, может быть уверен изначально, что независимо от возможности использования его продукта, он охраняться законом.


Защищаемые и не защищаемые компоненты психологического продукта (психодиагностического инструмента)


Исходя из всех описанных признаков произведений, защищаемых авторским правом, а также сложившейся международной судебной практике, можно выделить несколько наиболее важных, специфичных для психодиагностики признаков произведений (тестов).

Защищаемые нормами об авторском праве признаки и компоненты психологического продукта (психодиагностического инструмента):

  1. Полный текст всего стимульного материала (вербальный, рисуночный, аудиовизуальный и т. д.).

  2. Индивидуальная конструкция каждого субъекта, раздела или шкалы, состоящая из полной совокупности пунктов (утверждений, заданий, картинок и т. п.).

  3. Отдельные пункты, имеющие индивидуальные и специфические признаки и являющиеся продуктом творчества автора (авторов).

  4. Руководство к методике как цельный и оригинальный текст.

  5. Компьютерные программы, включающие в себя содержание любого из предыдущих семи пунктов признаков.

Не защищаемые нормами авторского права признаки и компоненты психологического продукта (психодиагностического инструмента):

  1. Общенаучные понятия, теории, идеи и другие компоненты методологической основы продукта, а также всё, что относится к признакам метода, а не конкретной методики.

  2. Выбранные для диагностики черты, свойства, качества, включенные в конструкт.

  3. Тип заданий, вопросов, утверждений.

  4. Отдельные пункты - вопросы и задания, не содержащие в себе творческие компоненты.

  5. Бланки и формы для регистрации ответов, не содержащие сложных и (или) креативных графических элементов.

В случае соответствия психологического произведения всем указанным ранее критериям и перечисленным семи признакам и компонентам оно будет охраняться российским авторским правом, если оно определенным образом связано с гражданством Российской Федерации или территорией Российской Федерации. В силу положений ч. 1 ст. 1256 ГКРФ исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

  • на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

  • на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.