Файл: 1. Обоснуйте, как можно оценить эффективность бюджетной политики Опишите показатели, которые используются в качестве критериев оценки эффективности бюджетной политики в рамках каждого подхода.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
1. Обоснуйте, как можно оценить эффективность бюджетной политики? Опишите показатели, которые используются в качестве критериев оценки эффективности бюджетной политики в рамках каждого подхода. 3
2 Дайте определение дефицитов/профицитов, долга бюджета, приведите известные Вам источники финансирования этих характеристик. Приведите инструменты управления (регуляторы)сбалансированностью бюджетов. 5
3. Опишите основные направления и инструменты повышения эффективности бюджетных расходов согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов до 2024 г. 7
4. Опишите как в документе «Основные направлениях современной налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики РФ» определены приоритеты бюджетных расходов. 10
Список литературы 11
1. Обоснуйте, как можно оценить эффективность бюджетной политики? Опишите показатели, которые используются в качестве критериев оценки эффективности бюджетной политики в рамках каждого подхода.
Исчерпаемость природных ресурсов в недалеком будущем может привести не столько к потере конкурентоспособности национального производства, сколько к общему коллапсу экономики. По некоторым данным в недрах Земли к настоящему времени залегает не более 140 млрд т нефти, а к 2030 г. будет выкачено около 80 % этого запаса. Если ранее, по образному выражению русского ученого Д. И. Менделеева, сжигание нефти приравнивалось к сжиганию бумажных банкнот, то по прошествии более века мы обнаруживаем нечто, уже имевшее место в прошлом, а именно: продукция от клиринга нефти сгорает в топках котлов, двигателях внутреннего сгорания.
Проявление кризиса в России отмечается в реализации миграционной, демографической политики, в высоких показателях уровня коррумпированности российской экономики, старении производственного капитала и др., что напрямую демонстрирует связь с утратой качества производственного капитала. Перечисленные выше факторы обнаруживают высокую корреляционную зависимость с показателями экономического роста и дают основу критического осмысления адекватности применяемых методов оценки эффективности реализуемой в стране современной антикризисной политики.
Проблема кризисов, вопросы оценки эффективности антикризисной политики, социальных, экономических последствий кризисов разрабатывалась учеными с момента разрушительного по последствиям первого мирового финансового и товарного кризиса 1857-1858 гг., описанного еще К. Марксом и наиболее серьезно сказавшегося на экономике Великобритании, США, Франции, Германии [10]. Дальнейшее развитие теория кризиса и эффективности антикризисной политики получила в трудах российских и иностранных авторов [2-4; 9; 13; 15-18].
Убеждения о том, что современные рынки эффективны, основаны, скорее, на вере, а не на истине. Нестабильность становится врожденным качеством современных экономических систем, т. к. у них нет устойчивого состояния равновесия, поэтому постоянно формируются экономические, социальные, политические предпосылки разрушительных циклов спада и кризисов. При этом решающее значение финансовой нестабильности, по выводам Х. Мински, имеют такие факторы, как принятие экономических, политических решений в условиях неопределенности, циклический характер капиталистического производства и финансовые отношения развитой капиталистической системы [9].
В борьбе с кризисами в экономической деятельности следует, во- первых, различать причины и следствия. Во-вторых, сам кризис рассматривать как выхождение во вне, проявление сущности объективных экономических противоречий. При этом последние следует рассматривать как источники и движущие силы социально-экономического развития [11].
Из этого следует, что борьба с кризисами может иметь положительное содержание тогда, когда познаны причины нарастания кризисных явлений. Бороться же с противоречиями, которые рассматриваются как источник развития и всякого иного социально-экономического движения, лишено логики и смысла. Поэтому борьба с кризисами может рассматриваться как реализация эффективной антикризисной политики, позволяющей купировать риски падения темпов производства, нарастания диспропорций в экономике, падения покупательной способности денежной единицы, падения занятости и т. д. Инвестиции в экономику, социальную сферу способны снижать кризисные явления на рынке безработицы, но усиливают кризисные проявления в снижении покупательной силы денег.
При выборе метода оценки эффективности антикризисной политики в этом случае необходимо учитывать характер инвестирования в известной модели квалификации режимов финансирования. Так, следует выделять обеспеченное финансирование, когда будущие потоки доходов покрывают выплаты по процентам и погашение основного долга; спекулятивные инвестиции, когда краткосрочные потоки способны перекрывать только текущие платежи; и Понци-финансирование, когда краткосрочных поступлений уже недостаточно для погашения процентов, в результате сумма долга возрастает. Нестабильность экономики, нарастание потенциала кризисных явлений и формирование тенденций турбулентности происходит на тренде эволюции от преимущественно обеспеченного режима финансирования инвестиций к моделям с большей долей спекулятивных режимов и Понци-финансирования [9].
Следовательно, оценивать эффективность антикризисной политики, которая реализуется в обществе, необходимо с учетом вышеотмеченных методологических постулатов. В первую очередь, следует выработать критерии оценки эффективности антикризисного управления рыночным механизмом. Современные рынки приобрели такое качество, как турбулентность поведения отдельных показателей, например, индексов ценовой динамики финансовых активов, высокую волатильность и неопределенность поведения ключевых игроков финансового и товарного рынков. Если ранее намерения политических игроков не учитывались, то в настоящее время эти политические шоки формируют непрогнозируемое состояние как финансовых, так и политических рынков. Исключительно экономические критерии оценки антикризисной политики уже не могут обладать признаками достаточности в выборе модели антикризисной политики. Это обстоятельство еще в большей степени усиливает непрогнозируемость поведения субъектов антикризисной политики.
Саму экономику следует в этом случае рассматривать как открытую систему, в которой основные игроки могут реализовывать кооперированные модели теории игр. Более того, успех той или иной антикризисной политики будет предопределен решениями регуляторов, которые могут и должны привносить в антикризисную политику элементы справедливости, личной свободы, эффективности при разработке и выборе моделей, принимая выгоды и риски от результатов антикризисной политики всеми участниками, включая миноритариев и рядовых акторов.
Уроки кризисов, включая Великую депрессию, кризисы последних десятилетий, однозначно свидетельствуют о неспособности «свободного от государства рынка» разрешить кризисы. Понимая глубину и сложность экономических противоречий, опасность крайностей в реализации простых моделей, Хайман Мински сформулировал тезис «антиневмешательства», или Anti-Laissez-Faire Theme. Этот тезис понимается как необходимость для формирования видимости стабильности введения ограничений и осуществление интервенций в экономическую среду тогда и там, где и когда внутренняя динамика подразумевает нестабильность [19].
Если согласно канонам мейнстрима неоклассической экономической мысли в случае кризиса равновесия следует ограничить вмешательство государства в экономику, то более выверенными в современной анитикри- зисной политике будут решения, которые основаны на выводах Х. Мински. Именно рыночные инструменты, рыночные результаты, считающиеся «естественными», приводят к рассогласованности, порождая кризисы. Снижению остроты кризисов будут способствовать меры, направленные против предотвращения действий и последствий невмешательства, действий «невидимой руки» рынка.
Любое вмешательство в экономическую среду, преследующее цели достижения большей эффективности, справедливости в распределении производимого дохода, требует вложений, которые можно отнести к инвестициям в формирование более благоприятной социально-экономической среды. При этом следует исходить из того, что больший эффект для одних участников рынка не может достигаться за счет потери дохода, богатства другими участниками. Однако если на ранних этапах были допущены нарушения распределения богатства в обществе, то принцип справедливости в распределении богатства в будущем, позволяющем разрешить противоречия отношений собственности в обществе, уже не может соответствовать принципу оптимальности по Парето. Соблюдение принципа Парето-эффективности может частично снижать кризисные явления и остроту социальной напряженности в обществе. Проблема заключается в том, будут ли наиболее обделенные собственностью и доходами граждане удовлетворены частичными результатами, а следовательно, можно ли полагать, что реализуемая антикризисная политика удовлетворит все общество. Пока не решена принципиальная проблема оптимального соотношения в координатах эффективность-справедливость - если игнорируются принципы справедливости распределения богатства в обществе, вряд ли поиск моделей экономической эффективности имеет смысл.
Частичным разрешением противоречий распределения собственности может стать модель антикризисной политики, суть которой сводится к опережающему росту доходов наиболее бедных слоев гражданского общества по сравнению с богатыми. В этом отношении кризисные явления в России в последние десятилетия, которые проявляются в непропорционально больших темпах роста доходов наиболее богатых слоев общества по сравнению с наиболее бедными, следует признать несоответствующими Конституции России в части построения социально ориентированного государства. Данный кризис относится к формационному кризису, который проявляется одновременно как социальный, политический. Свидетельством последнего становится потеря легитимности самой власти.
Наращивание же силового принуждения граждан к соблюдению социального порядка может вести только к латентным формам сопротивления власти политических элит, накапливанию взрывоопасного потенциала общегражданского неповиновения. Последнее уже влечет риски силового разрешения социальных противоречий в гражданском обществе.
2 Дайте определение дефицитов/профицитов, долга бюджета, приведите известные Вам источники финансирования этих характеристик. Приведите инструменты управления (регуляторы)сбалансированностью бюджетов.
Строго говоря, есть государственный внутренний долг и государственный внешний долг. Первый включает в себя государственные заимствования внутри страны, обеспеченные правительством. А внешний долг страны - это ее долговые обязательства перед иностранными кредиторами: не только перед правительствами, но и перед резидентами иностранных государств, а также перед международными фондами (например, МВФ).
Сумма этих двух составляющих = капитальная / общая задолженность государства (госдолг). Обычно сюда же включаются проценты по кредитам. Если правительство занимает много денег у своего населения, то внутренняя задолженность может оказаться больше внешнего долга.
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру - сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
-
военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии; -
неустойчивый курс национальной валюты; -
снижение ВВП; -
неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства); -
недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.
На сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы.
К внешним факторам относятся степень централизации доходов в федеральном бюджете и децентрализации расходных полномочий, механизм межбюджетных отношений, а также параметры, характеризующие бюджетный потенциал территории: структура экономики, финансовое состояние организаций, социально-демографическая структура, уровень занятости населения и личных доходов, уровень налоговой задолженности и т.д.
Среди внутренних факторов можно выделить сбалансированность разделения полномочий и ответственности между бюджетными уровнями, уровень самостоятельности бюджетов, формы организации межбюджетного перераспределения доходов