Файл: Понятие о психологической защите, ее разновидности. Понятие о копинг поведении, его разновидности.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сложность же состоит в том, что имеющиеся у пациента со спинальной травмой умения и навыки по решению проблемных ситуации (ситуаций, которые нельзя структурировать привычным образом) подвергаются серьезному испытанию. Эта проблема усугубляется еще и тем, что большинство пациентов со спинальной травмой получают ее в молодом возрасте и имеютограниченный (их жизненным опытом) потенциал совладания.
Основной вопрос в исследовании копинг-процесса пациентов с разными видами патологии и инвалидности — это понимание того, почему люди отличаются столь сильно между собой в ответе па похожие жизненные события и как эти различные реакции влияют на результат приспособления.
Рис.1. Функционирование стилей реагирования (Haan, 1977)
Haan отметил, что активное копинг-поведение и защита основываются на тождественных процессах, но отличаются разной направленностью.
Копинг-процессы берут начало с восприятия стрессора. В ситуации новых для личности требований, при которых существующий до этого ответ оказывается неподходящим, начинается копинг-процесс.
Если новые требования непосильны для индивидуума, то копинг-процесс может принимать форму защиты. Защитные механизмы позволяют устранить психическую травму за счет искажения действительности.
Существует несколько методик исследования копинг-стратегий и механизмов психологической защиты: опросники Лазаруса, Индекс Жизненного Стиля, методика Хейма. Методика Е. Heimпозволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы.
Механизмы совладения с ситуацией более пластичны, чем психологические защиты, но требуют от человека большей затраты энергии, большего когнитивного, эмоционального и поведенческого вклада. Однако Lazarus и Folkman возражают против трактовки копинга в качестве более эффективного, чем психологические защиты, механизма приспособления. По их мнению, необходимо учитывать при этом особенности личности, контекст и случайные события.
Выявление адаптивных возможностей пациента со спинальной травмой становится важным звеном восстановительного процесса и делает возможной сфокусированную на психологических проблемах пациента работу. Эффект реабилитации в значительной степени зависит от вклада пациента в процесс и его кооперации с персоналом. Психолог помогает увидеть ограничения и потенциальные возможности пациента.
Karp выделяет три типа поведения, которые мешают достижению хорошего результата реабилитации:
-
Пассивно-агрессивное поведение, которое выражается в безразличии к предложениям и перекладывании ответственности за результат на других людей. -
Выраженная зависимость –– пациент неактивен и теряет шанс чего-то достигнуть. -
Выраженное антисоциальное поведение, в котором» пациент представляет опасность для себя и других.
Одним из факторов, определяющих позитивный характер приспособления (и совладения с ситуацией), является чувство внутренней согласованности (Antonovsky, приведено по Lustig), влияющее на способность к продуцированию смыслов. Оно облегчает приспособление в сложной ситуации за счет повышения вероятности того, что индивидуум будет:
-
верить, что решение проблемы будет зависеть от его усилий, -
воспринимать стрессовый фактор как брошенный ему вызов в большей степени, чем как несчастье, -
делать усилия, изменяя ситуацию.
Исследования Antonovsky (приведено по Lustig) были сфокусированы на поиске общих ресурсов, которые помогают индивидуумам управлять стрессом. Эти «общие ресурсы сопротивления» облегчают позитивное приспособление к напряжению, связанному со стрессорами.
Автор заметил, что такие факторы как деньги, вера в Бога, семья и социальная поддержка, являясь ресурсами сопротивления, обеспечивают индивидуума опытом, который характеризуется последовательностью, балансом стимулов и участием в формировании результата. Это поддерживает убежденность индивидуума в том, что он может порождать порядок в своей жизни.
Заключение
Такой упорядоченный мир, в котором живет индивидуум, является постижимым, управляемым и осмысленным. Те индивидуумы, которые имели хорошо выраженное чувство внутренней согласованности, были способны управлять стрессом успешнее.
Постижимость — это степень, в которой индивидуум воспринимает мир как предсказуемый, упорядоченный и объяснимый.
Управляемость представляет собой степень, в которой индивидуум верит, что имеет ресурсы для того, чтобы справиться с требованиями ситуации.
Осмысленность рассматривается как вера в то, что требования ситуации являются вызовом, достойным вклада и свершений. Она обеспечивает индивидуума мотивацией к поиску порядка в мире, используя имеющиеся и находя новые ресурсы для управления ситуацией.
Общие ресурсы сопротивления стрессу помогают развивать чувство внутренней согласованности и являются копинг-ресурсами, которые помогают индивидууму справляться со стрессорами. Так последовательность опыта формирует основу для ощущения постижимости мира.
Убеждение индивидуума в том, что ресурсы являются подходящими для ситуации, дает основание для ощущения своего контроля над ситуацией. Опыт участия в формировании результатов своих действий приводит к ощущению осмысленности происходящею.
Чувство внутренней согласованности не является особой разновидностью копинга. Индивидуум с выраженным чувством внутренней согласованности, уверенный в том, что он понимает проблему, и рассматривающий ее как брошенный ему вызов, выбирает наиболее подходящее копинг-поведение для самых разных проблем
Список используемой литературы
1. Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психол. журнал. 2016. № 5. С. 79-86.
2. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б., Беспалько И. Г., Аристова Т. А. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. – СПб., 2018. – 48 с.
5. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2014. – 507 с