Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологический эксперимент представляет собой намеренное изменение независимой переменной с целью наблюдения изменений зависимой.
Такое общее определение обусловливает его достоинства и преимущества:
1. выбор момента начала событий,
2. повторяемость изучаемого события,
3. изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными,
4. «жизненная близость» (экологичность), которая состоит не в количественных соотношениях показателей реальных и лабораторных условий, а в том, что эксперимент в лаборатории моделирует реальные условия и явления. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - С.237.
В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи - научные и практические; по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до» и «после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - С.21.
Кроме того, как метод исследования в психологии эксперимент оказался по сравнению с другими методами этичнее (поскольку участвуют лишь добровольцы), экономичнее и практичнее. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - С.237.
Методы, о которых шла речь до сих пор, являются исследовательскими - с их помощью учёный может установить важные для научного познания факты, открыть наличие тех или иных закономерностей, обнаружить интимный механизм психических явлений. Другими словами, предмет исследований, осуществляемых посредством этих методов, совпадает с предметом психологии как науки.
Более того, психологические методы могут быть использованы не только для целей исследования, но и для целей испытания. Такими методами являются тесты.
Тестирование - это система заданий, позволяющих определить уровень развития определённых психических качеств, состояния, процесса и свойства человека.
Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определённых способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности. Задача теста - определить, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, или объективно сравнить между собой различных испытуемых. Стандартизация достигается за счёт того, что тестом то или иное испытание становится после многократной его проверки на большом количестве людей.
Тесты делятся на три вида:
1. тесты способностей, которые измеряют уровень развития психических свойств;
2. тесты успешности измеряют степень навыков готовности к опред
3. проективные тесты выявляют наличие определённых психических свойств у человека.
Недостаток тестов состоит в том, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, особенно если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.
Краткое определение психологического теста даёт В.В.Столин, который считает, что тест - это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств. Сухов А.Н. Социальная психология: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. - М.: Издат.центр «Академия», 2009. - С.208.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных, в психологии широко применяются различные методы их обработки, логического и математического анализа.
Важно также подчеркнуть, что в современной психологии широко используются приёмы математической статистки, без которых невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях.
Итак, любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Психология не является исключением.
Заключение
Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но её основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой.
Бурное развитие психологического знания в современном обществе обусловлено реальными потребностями этого общества, необходимостью его развития, обеспечения благоприятных условий для жизни и деятельности людей.
Психологические знания проникают в различные области жизни и деятельности человека: государственные и силовые структуры, производство, политику, бизнес, здравоохранение и образование.
В результате проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
1. Психология наших дней - не только теоретическая дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания.
2. Психология - единая научная дисциплина. Единство психологии, несмотря на разнообразие отраслей, определяется единым предметом и единым методом. Разные отрасли и парадигмы разрабатывают различные аспекты единого предмета психологии, используя различные методики в соответствии с единым методом. Психология обладает научным статусом потому, что ее объяснительные принципы и метод находятся в соответствии с общенаучными знаниями. Принципы взаимодействия, детерминизма и целостности имеют фундаментальное значение для всех конкретных научных дисциплин.
3. Предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины обладает собственной спецификой, отличающей его от предметов изучения в других дисциплинах. Специфика предмета психологии такова, что не допускает ни редукции вниз - к нейрофизиологии, ни вверх - к социологическим наукам, обладающим собственными предметами исследования, но требует согласования с ними.
4. В то же время психология разделяет общенаучные объяснительные принципы, общенаучный метод. Важнейшие проблемы психологии не могут быть ни поставлены, ни решены вне контакта с другими дисциплинами.
5. В данной работе нами было показано, что психология действительно обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования. Наряду с этим каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для её изучения.
6. К тому же становится очевидным, что психологические знания имеют свои особенности. Первой особенностью является то, что это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому человеку. Каждый имеет ощущения, память, чувства, и мы не только чувствуем, видим, мыслить, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Кроме того, психологические знания характеризуются несовпадением их житейского и научного смысла. И третья особенность заключается в том, что они очень важны для формирования мировоззрения и самосознания личности.
Резюмируя всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что роль психологии в жизни человека действительно существенна. Развитие современного российского общества с его всё возрастающими темпами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека, в какой бы области он ни работал. Необходимо также чётко понимать и помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования. Установлено, что в последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен - ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
И сегодня мы являемся свидетелями всё возрастающей актуальности психологии как науки, как сферы жизни, в которую включён каждый человек современного общества. Психология - это отрасль науки, поэтому к ней относятся все требования, предъявляемые к научному исследованию, и она отвечает эти требованиям.
Список использованных источников
1. Герасимова В.С. [текст] Методика преподавания психологии: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 144с. - ISBN 5-98534-553-X.
2. Константинов В.В. [текст] Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. - 272с. - ISBN 5-469-01340-5.
3. Леонтьев С.Л. [текст] Критерии выделения научных психологических школ и центров развития психологического знания// Научный диалог. Журнал научных публикаций. - 2012. - №1. - С.13-17. - ISSN 2227-1295 (Online).
4. Маклаков А. Г. [текст] Общая психология - СПб: Питер, 2008. - 583с. - ISBN 978-5-272-00062-0.
5. Мальцева Л.Л. [текст] Современная наука: проблемы социальной ценности// Вузовская наука - региону: Материалы восьмой Всероссийской научно-технической конференции. - Вологда: ВоГТУ, 2010. - Т.2. - 491с. - ISBN 978-5-87851-401-9.
6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. [текст] Большой психологический словарь. - Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 409с. - ISBN 978-5-17-0556494-6.
7. Немов Р.С. [текст] Общая психология. Том 1. Введение в психологию. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - ISBN 978-5-9916-1385-9.
8. Отческая И.Б. [электронный ресурс] Учебное пособие по «Общей психологии»: Подготовка к ПГК. - Усть-Каменогорск, 2010 г. - 90 с.
9. Петрова Н.Н. [текст] Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова. - 4-е изд. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 320с. - ISBN - 978-5-7695-5248-9.
10. Соснин В.А., Красникова Е.А. [текст] Социальная психология: учебник. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009, - 336с. - ISBN 978-5-91134-145-9 (ФОРУМ), ISBN 978-5-003110-1 (ИНФРА-М).
11. Сухов А.Н. [текст] Социальная психология: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. - М.: Издат.центр «Академия», 2009. - 240с. - ISBN 978-5-7695-6660-8.
12. Худяков А.И. [текст] Экспериментальная психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2008. - 320с. - ISBN 978-5-91180-929-4.