Файл: Курсовой проект по дисциплине Рынок ценных бумаг на тему ipo цель проведения, этапы. Андеррайтинг..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Воронежский государственный технический университет



Факультет экономики менеджмента и информационных технологий



Кафедра цифровой и отраслевой экономики


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Рынок ценных бумаг»

на тему:

«1. IPO Цель проведения, этапы. Андеррайтинг. »
«2. Международный рынок ценных бумаг. Мировой рынок ценных бумаг. Индекс Dow Jones»
Выполнила: студент гр. ЗБЭПО - 181

Колесникова Ю.К

Проверил: к.э.н., доц. Околелова

Воронеж 2022 г.

Введение


1. IPO Цель проведения, этапы. 1

1.1 Выбор площадки для IPO 2

1.2 Формирование команды по размещению 3

    1. Подготовка компании к публичному статусу

    2. Совершенствование корпоративного управления

    3. Формирование синдиката андеррайтеров

2. Международный рынок ценных бумаг 4

2.1 Мировой рынок ценных бумаг 5

2.2 Индекс Dow Jones 6

Заключение

Список литературы

Введение


  1. IPO Цель проведения, этапы.

IPO (англ. Initial Public Offering) – сделанное впервые, публичное предложение инвесторам стать акционерами компании. Это сложный комплекс организационных, юридических и финансовых процедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множество посредников.

Цель проведения IPO

Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая:

1. Привлечение капитала в компанию: проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов.

2. Наличие акций, торгуемых на рынке капитала, дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров или ориентир для сделок слияния и поглощения.

3. Учредители компании получают возможность продать все или часть своих акций и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании.


4. Ликвидность капитала учредителей после проведения IPO также резко повышается, например, банки гораздо охотнее выдают кредиты под залог акций котируемых (публичных) компаний, чем закрытых (частных) компаний.

5. В российских реалиях наличие большого количества инвесторов после проведения IPO служит также в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.

После проведения IPO компания становится публичной, отчётность – прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.

Этапы IPO

IPO включает в себя следующие этапы:

1. Предварительный этап – на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала [18].

2. Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом по- 49 ложительно, то процесс IPO переходит на новый этап — подготовительный, во время которого: – подбирается команда участников IPO (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO; – принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг); – создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.); – запускается рекламная кампания (в том числе «гастроли» (роад-шоу) – рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.

3. Основной этап – во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг

, прайсинг – определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).

4. Завершающий этап (aftermarket) – начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося IPO [23].

Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:

 инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;

 юридических компаний в качестве консультантов, организаторов и/или эмитентов;

 аудиторских компаний;

 коммуникационных агентств в качестве PR/IR-консультантов размещения.

IPO обычно предшествует road-show – серия встреч представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных показателей её деятельности и характеристик размещения акций. Ещё один элемент, предшествующий IPO, – публичное объявление о размещении.

Актуальность проблематики IPO для эмитента в основном сосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки (страны), на которой будет проводиться размещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него.

Главные цели компании в IPO – привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO. 50 Главная цель потенциального инвестора – получение максимального дохода в будущем при минимальном риске, диверсификация инвестиционного портфеля. Поэтому во время подготовки и проведения IPO для инвестора наиболее важным является круг проблем, связанных с точной оценкой перспектив компании, рыночных рисков, связанных с ее деятельностью, и специфических рисков, связанных с проведением сделок при IPO – как финансовых, так и юридических [23, 38].

Основной посредник между компанией и инвесторами – андеррайтер. Главная цель андеррайтера – проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Основные задачи андеррайтера – выбор схемы IPO, анализ эмитента, подготовка и осуществление всех юридических процедур, информационное сопровождение, привлечение инвесторов, организация работы других посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO. Ключевой момент в деятельности андеррайтера – определение цены предложения акций. Почти для любого посредника финансовый результат при IPO предопределен, поэтому зачастую основным результатом для любого посредника становится репутация надежного партнера [22].


Возможность взаимодействия этих основных групп участников во многом определяется нормативно-законодательной базой, деятельностью регуляторов, уровнем развития рыночной инфраструктуры. От того, насколько успешно будут взаимодействовать между собой эти группы участников, во многом зависит развитие финансового рынка в стране и экономики в целом.

1.1 Выбор площадки для IPO

У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE, NASDAQ).

Часто высказывается мнение, что некоторые особенности российского законодательства по рынку ценных бумаг делают IPO на российских биржах столь юридически сложным и длительным процессом, что гораздо проще и быстрее размещаться за рубежом. Однако если брать в расчет издержки размещения, то оценки показывают, что при размещении в России затраты компании окажутся на порядок ниже, чем при размещении за границей.

Для некрупных компаний это может оказаться решающим фактором. Кроме того, вверяя свои акции иностранным акционерам, компания принимает на себя страновые риски – в случае потери доверия к стране иностранные акционеры будут избавляться и от акций компании, что может резко снизить ее капитализацию [22, 36].

Многие российские компании вполне обоснованно опасаются, что российский рынок из-за недостатка инвесторов не способен аккумулировать большие средства для покупки предлагающихся акций по «справедливой» цене, без большой премии за размер размещения.

Результат IPO в этом случае будет слишком сильно зависеть от рыночной конъюнктуры. Называются и другие факторы, влияющие на процесс выбора страны размещения – долгосрочные цели стратегического развития компании, отраслевая принадлежность, страна (регион) основной деятельности, вопросы престижа и т.д. Кроме того, любая компания заинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка своих акций, это также немаловажно при выборе площадки для IPO [27].

1.2 Формирование команды по размещению

Состав команды по размещению, как правило, следующий:

 инвестиционный банк;


 юридическая фирма;

 аудиторская фирма;

 PR–агентство;

 консультант.

Ядром команды по размещению является сама компания – действующие акционеры, которые и принимают решение об IPO, а также топ-менеджмент, отвечающий за подготовку информации о компании и непосредственно взаимодействующий с остальными участниками командами. Однако ведущая роль в команде принадлежит лид-менеджеру (андеррайтеру), в качестве которого обычно выступает крупный инвестиционный банк.

Андеррайтер готовит аналитические материалы, разрабатывает план и схему IPO, координирует работу всех членов команды, взаимодействует с регулирующими органами, формирует книгу заявок, гарантирует размещение, поддерживает рынок после IPO и т.д. Правильный выбор андеррайтера во многом определяет успех IPO.

Важную роль в процессе подготовки к IPO играет юридическое сопровождение проекта. Роль аудитора номинально сводится к подтверждению достоверности финансовой отчетности эмитента в информационном меморандуме и проспекте эмиссии, причем для IPO российской компании, ориентированной на западных инвесторов, необходима отчетность как по российским стандартам, так и по МСФО. Несмотря на номинальную роль аудитора, от уровня доверия инвесторов к аудиту во многом зависит успех IPO.

Привлечение финансового консультанта для IPO в России сейчас носит добровольный характер, хотя иностранные биржи требуют, чтобы в команде присутствовал специальный советник, с которым взаимодействует биржа. Информационная кампания (взаимодействие с инвесторами и СМИ, презентации и road show) может осуществляться как силами привлеченного профессионального PR-агентства, так и при помощи PR, IR-отделов самого потенциального эмитента или андеррайтера размещения [21, 36, 38].

Каждый участник команды по размещению может преследовать свои локальные цели, задача заключается в том, чтобы подчинить все их действия 52 главной цели – успешному проведению IPO. От этого зависит профессиональная репутация всех участников размещения.

1.3 Подготовка компании к публичному статусу

Публичный статус компании подразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании (due diligence), это необходимое условие успешного проведения IPO. Процедура формирования объективного представления требует усилий от самого эмитента.