Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Имплицитная агрессия, связанная с завуалированным выражением соответствующего иллокутивного намерения (косвенные речевые акты, непрямые предикации, иронические инвективы).
Например, высказывание: «Дядя, дай десять копеек! Может быть, тебе ещё ключи от квартиры, где лежат деньги?» В рассматриваемом примере адресат свой отказ, реализуемый косвенным речевым актом, сопровождает иронией.
Таким образом, виды речевой агрессии можно классифицировать по различным основаниям, что объясняется многообразием, как самих агрессивных высказываний, так и речевых ситуаций, в которых они будут работать. Определённой системы классификации видов речевой агрессии не существует, поэтому решить, какая из них лучше, невозможно. Все проанализированные виды речевой агрессии будут признавать, что агрессия считается неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека и потому представляется значимым объектом изучения.
2.Способы преодоления речевой агрессии в коммуникативных ситуациях
Коммуникативная деятельность является сложной системой взаимосвязи людей, главный источник которой речь. Лингвист Ахманова О. С., отмечает: «речь – деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» [1].
Иногда результат речевого взаимодействия может иметь и конфликтный характер, – когда участники применяют такую модель общения, как вербальная агрессия. Речевая или вербальная агрессия стала заметна в постперестроечный период русского литературного языка, когда в речи даже образованных людей стали нередко употребляться «сквернословие, срамословие, высказывания с установкой на прямое оскорбление адресата с нарочитым употреблением бранной лексики (инвективный стиль речевого взаимодействия» [2].
Связано это с социальной средой, в которой не было способов сдерживания агрессии. Под определением речевой агрессии в стилистическом словаре понимается использование средств для выражения неприязни, враждебности, манера речи, оскорбляющее чье-либо самолюбие, достоинство [5].
Седов К.Ф. с точки зрения психолингвистики рассматривает речевую агрессию как «целенаправленное коммуникативное действие, ориентирование на то, чтобы вызывать негативное эмоционально-психологическое состояние у объекта речевого воздействия» [3].
Социальный статус, культура, характер, темперамент и ситуация – это внеречевые источники, которые определяют выбор языковых единиц адресантом. Но реакция адресата на словесно-агрессивное действие адресанта может быть выражена в виде обиды, раздражительности или угрозы. Психологический словарь рассматривает вербальную агрессию как форму поведения агрессивного, в которой используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонентов речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний [4].
Немалую роль в проявлении речевой агрессии играют темперамент, возрастной и половой признак, национальная принадлежность, социальная среда, уровень образования и общая культура человека. В ряде общественных факторов могут быть выделены этнолингвокультурные нормы.
Существуют способы противостояния речевой агрессии: игнорирование, переключение внимания, использование правил речевого этикета, юмор. Суть игнорирования заключается в том, чтобы «не замечать» враждебного настроя со стороны собеседника и не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание или отказ от продолжения общения. Такие приемы в большинстве случаев не способствуют развитию беседы в воинствующем ключе.
Переключение внимания – состоит в том, чтобы отвлечь собеседника от его агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, переведя разговор на другую тему с помощью внезапного вопроса, уводящего в сторону предложения, обращению к предыдущему опыту. Как отмечает Щербинина Ю.В., речевой этикет устанавливает правила речевого поведения в самых различных, в том числе конфликтных, ситуациях [6].
Выделим следующие приемы речевого этикета, которые помогают преодолеть речевую агрессию.
1. Употребление обращений. Обращения создают и сохраняют контакт между собеседниками. Вежливое и уместное обращение – залог вежливого отношения к человеку.
2. Вежливая просьба. Вежливую просьбу необходимо выражать, соблюдая спокойную, доброжелательную интонацию, а также использовать этикетные формулы (пожалуйста, извините и др.).
3. Вежливый отказ. Слова отказа следует произносить спокойным, ровным, доброжелательным тоном. Интонация не должна содержать вызов, или пренебрежение к адресату. Во-вторых, соблюдая нормы русского речевого этикета, объяснить причину отказа (Я не готов этого сделать, потому что…; Не могу выполнить твою просьбу по причине…).
В смягчении отказа помогут этикетные формулы: извинение (Извини, пожалуйста, но я никак не могу…); сожаление (К сожалению, не могу…; Мне очень жаль, но…; Сожалею, однако…); выражение личного суждения (Я бы с огромным удовольствием сделал это, но…; Был бы очень рад, однако…); обещание выполнить просьбу в другое время, в другой ситуации (Непременно сделаю это завтра!; С радостью смогу помочь, если…; Непременно выполню просьбу, когда…).
В повседневном общении часто возникают и обратные ситуации, требующие вежливо отказать в выполнении просьбы.
4. Вежливое несогласие. Вполне очевидно, что неодобрение или несогласие можно выразить, используя этикетные высказывания. Основные примеры таких выражений: предположение о наличии несовпадающего взгляда (Полагаю, что это, возможно, не совсем так; Данная позиция полемична; Об этом можно спорить); вежливое сомнение (Сомневаюсь в абсолютной истинности этого суждения; Неужели это так и есть?); выражение неуверенности (Не уверен, что это вполне справедливо); выражение опасения (Боюсь, это не совсем точно); выражение непонимания (Мне это сложно понять; Это выше моего понимания); предложение совместного действия (А не подумать ли нам о…?); отправка к источнику информации (По имеющимся у меня данным…; Насколько мне известно…); совет; сожаление. Среди эффективных способов устранения речевой агрессии выделяют юмор.
Так, Щербинина Ю.В. считает: «Улыбка обезоруживает и защищает. Это своеобразная маска, броня. Улыбка демонстрирует, что хамские выпады не принимаются всерьез, не вызывают смятения и растерянности» [6].
Таким образом, можно сделать выводы, что вербальная агрессия рассматривается с точки зрения лингвистики, а также с точки зрения совокупности других сфер: психолингвистики, психологии и права. Для ее преодоления существуют различные приемы. Важно подчеркнуть, что данная модель общения существует у представителей разных наций и в каждой стране мира. Необходимо только выявить причины и не допустить подобную форму коммуникации.
Заключение
В ходе выполнения данной работы рассмотрено явление речевой агрессии, поэтому цель реферата может считаться выполненной.
Существует три вида силы воздействия человека (сила мысли, сила слова, сила действия), из которых, благодаря развитию средств коммуникации, в современном мире особенно развита сила слова.
Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом. Но не только изучение данной проблемы должно производиться для уменьшения последствий речевой агрессии, но и законодательное регулирование речи в средствах массовой информации.
Без правового обеспечения данного вопроса не будет существовать рычагов воздействия на средства массовой информации в сфере речевой культуры.
Список литературы
-
Гусева Е.М. Речевая агрессия и способы ее преодоления в коммуникативных ситуациях // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 15 (33). С. 489-491. -
Емельяненко А.Р., Постоенко В.А. Использование коммуникативных тактик речевой агрессии в рамках коммуникативного дискурса //В сборнике: Наука и мир в языковом пространстве. Сборник научных трудов V Международной научной конференции. 2019. С. 287-293. -
Закоян Л.М. Речевая агрессия как предмет лингвистических научных исследований / Л.М. Закоян // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – С. 46-5. -
Кондратьева С.А., Чернова И.С. Виды речевой агрессии // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 (121). -
Михеева Н.Ф. Прямое выражение агрессии в речевом поведении // Вопросы иберо-романистики. 2008. № 7. С. 32-35.Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления / Ю.В. Щербинина – М.: Флинта, 2004. – 324 с -
Седов К.Ф. Речевая агрессия в повседневной коммуникации / К.Ф. Седов // Речевая агрессия в современной культуре. – Челябинск, 2005. С. 32 − 37. -
Тихонова Е.В. Языковые средства проявления речевой агрессии в условиях коммуникации в мультиэтничных социумах // В сборнике: Коммуникация в современном поликультурном мире: этнопсихолингвистический анализ. Ответственный редактор Т.А. Барановская. Москва, 2013. С. 165-174. -
Фоменко Т.А. Речевая агрессия как проблема языковой инвективности // Современное гуманитарное образование и иностранный язык. 2016. С. 59.