ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Мысли К.И.Чуковского о детском языке 4
2. Современные учёные о детском словотворчестве 7
Заключение 13
Список литературы 14
14
Введение
Актуальность. Речь детей вызывает большой интерес у исследователей, так как дает представление о закономерностях развития языка в целом. Знание процессов речевого развития в ходе онтогенеза позволяет понять особенности детской речи, диагностировать ее нарушения, разработать методики развития речи, которые приведут к успеху в работе как с нормотипичными детьми, так и с детьми, имеющими различные варианты нарушений развития.
Ещё с ХХ века отечественные онтолингвисты (А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, н.и. Лепская, Н.А. Рыбников, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский и др.) проявляли внимание к изучению детской речи. При этом наибольшее внимание ученых привлекал процесс создания детских неологизмов. Их исследования показали, что с 2 до 5 лет словарь детей достаточно быстро пополняется новыми словами за счет активного словотворчества.
Цель работы – рассмотрение взглядов различных ученых на детское словотворчество.
Задачи:
-
изучить взгляд К.И. Чуковского на детский язык; -
охарактеризовать мнение различных современных ученых о детском словотворчестве.
Объект – научная литература.
Предмет – детское словотворчество в научной литературе.
Методы: анализ, синтез, изучение литературы по теме, обобщение, сравнительный, дедукция, индукция.
Структура: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Мысли К.И.Чуковского о детском языке
Первая глава «Детский язык» книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» состоит из 9 частей, в каждой из них автор высказывает свои мысли по поводу детского словотворчество и раскрывает процесс появления новых слов в сознании ребенка. Так он приводит многочисленные примеры из повседневной жизни как своих детей, так и других детей. Автор выделяет первоисточники, такие как пословицы, фразеологизмы и тд, которые используют родители, бабушки, дедушки и иные взрослые рядом с ребенком, а дети в силу того, что не понимают значение большинства слов, но сами фразы запоминают, в будущем полностью меняя значение и порядок слов
, начинают повторять всем известные фразы на свой лад, это один из методов детского словотворчества [2].
Вот один из смешных примеров такой детского перефраза «народной этимологии»:
«Мать причесывает четырехлетнюю Люду и нечаянно дергает ее волосы гребнем. Люда хнычет, готова заплакать. Мать говорит в утешение: — Терпи, казак, атаманом будешь!
Вечером Люда играет с куклой, причесывает ее и повторяет: — Терпи, коза, а то мамой будешь!»
В своей книге автор приводит многочисленные примеры из высказываний разных детей. С помощью этих примеров, начинаешь понимать, что для детей, в возрасте от 2 до 5 лет, когда закладываются основы языкознания в детском сознании, которое еще не знакомо с грамматической составляющей языка, приходиться каждый день узнавать массу новых слов и соответственно этот трудоемкий процесс приводит к появлению новых фраз. Так, автор отмечает: «Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что гусеница - жена гуся, а муж стрекозы - стрекозел»
С самого начала Чуковский рассуждает о том, как приходят в наш язык новые слова. Откуда они берутся, кто их приносит, как они приживаются и все ли приживаются. Ворчит о словах-новичках, с которыми бывает трудно примириться людям старшего поколения.
Так, он вспоминает прошлый век, когда, например, князю Вяземскому низкопробными, уличными казались слова бездарность и талантливый, а сейчас мы можем видеть, что эти слова вплотную вошли в нашу жизнь. А слова факт, результат, ерунда повергли в ужас многих представителей былых поколений.
Отдельно автор выделяет «детские неологизмы». Слова, созданные детьми, К.И.Чуковский делил на две группы - уже имеющиеся в языке и отсутствующие в нём. К первой группе относятся, например, слова пулять, никчемный, обутки и т.п. Изобретая их, ребёнок не подозревает, что они уже имеются в языке. Он пересоздаёт их заново. Однако большую часть детских слов составляют подлинные неологизмы - слова, отсутствующие в языке, в этом случае и появляются «детские неологизмы» [5, с. 132].
Детский словообразовательный неологизм - это новое слово, созданное ребёнком. В книге «От двух до пяти» можно обнаружить три разновидности детских словообразовательных неологизмов. Их можно назвать этимологическими, омонимическими и аналогическими.
-
Этимологические неологизмы.
Уже маленький ребёнок способен к словообразовательному анализу. Но иногда не все слова детскому сознанию удается осмыслить. Тогда ребенок действует так же, как и взрослые, использующие механизм народной этимологии: вазелин превращает в мазелин, помаду - в помазу, компресс -в мокресс.
-
Омонимические неологизмы.
Иногда ребёнок создаёт слова, которые случайно совпадают по своей звуковой форме со словами, уже имеющимися во взрослом языке. Иначе говоря, сам того не ведая, он создаёт слова-омонимы. Вот какие примеры мы находим в книге К.И.Чуковского: гусеница вместо гусыня, любовница (Бабушка! Ты моя лучшая любовница!), распутница (Мама, я такая распутница! И показала верёвочку, которую ей удалось распутать).
Аналогические неологизмы. Данный вид детских словообразовательных неологизмов является самым многочисленным. Стоит выделить три группы - существительные, прилагательные и глаголы.
Существительные: почтаник (почтальон); сердитки (морщинки); смеяние (Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния); тормозило (тормоз); ползук (червяк, по аналогии с жук или паук); обувало (обувь); учило (учебник); сольница (солонка) и т.д.[3]
Прилагательные: никовойная (Я мамина и больше никовойная); пахлая, духлая (Лялечку побрызгали духами: «Я вся такая пахлая. Я вся такая духлая»); баюльная (колыбельная, от баю); окошный (Какой окошный дом!) и т.д.
Глаголы: налужить (о дожде); распакетить; отсониться (Погоди, я ещё не отсонилась); залошадить (Весь мост залошадило»); высолить; вытрудить; отпомнить; отпачкать; расгащиваться; притонуть, вытонуть (о кукле в ванне); отмухиваться (Я сижу и отмухиваюсь!) и т.д.
Трепетное отношение Корнея Ивановича к слову ребёнка звучит в каждом предложении его книги. Он подмечал изысканную пластику и тонкий смысл детских мыслей, и яростно защищал маленького человека и его особенный склад перед теоретиками, которые твердили, «будто ребёнок без раздумья копирует взрослую речь, не внося в нее никакого анализа».
2. Современные учёные о детском словотворчестве
Т.Н. Ушакова под детским словотворчеством понимает «спонтанное создание незаимствованных языковых форм на определенном этапе речевого развития ребенка» [3]. Активность детей в создании собственных слов свидетельствует о развитии у них грамматической стороны речи в целом и становлении системы словообразования в частности. Его механизм связывается с усвоением тех словообразовательных моделей, речевых образцов, которые дают детям окружающие взрослые.
Рассматривая феномен детского словотворчества не как самостоятельное явление, а в контексте общего речевого развития, можно сделать вывод, что оно основано не на особых творческих способностях ребенка, а на стереотипной работе мозга. Главным механизмом выступает выработка речевых шаблонов и их активное использование. При этом образец для создания нового слова может быть усвоен ребенком как ранее, так и в момент речевого общения, но он есть всегда [6].
Исследование процесса создания новых слов не теряет своей актуальности и сейчас, поскольку словотворчество отражает те постоянные изменения, которые происходят в словарном составе языка в связи с особенностями общественной жизни и деятельности человека (И.О. Ковалевич, Д.С. Мокренцов, Н.С. Овсепян, Г.М. Первова, О.П. Пилипенко, А.А. Рубанова, Е.С. Рычагова, Н.В. Черникова и др.) [8]
В результате изучения детских неологизмов лингвисты выделили различные основания для классификации вариантов словообразования.
Так, Т.Д. Гридина классифицирует группы детских инноваций по индексу их уникальности. Автор отмечает среди детских неологизмов слова-гибриды (абрикничка - «йогурт с абрикосом и клубничкой»); потенциальные слова, демонстрирующие продуктивность соответствующей словообразовательной модели (ванничать «купаться в ванной»); реноминацию (голодильник - «пустой холодильник»); синонимическое словообразование (вытиралка - «полотенце»): парадоксальную мотивацию готовых слов и омонимическое словообразование (бабай - «старый дед» (по ассоциации с баба); слова-«губки» (висюлька - «цветы на березе»); структурные варианты узуальных слов (вратарист - «вратарь», закрывало - «покрывало») [1].
При этом Т.А. Гридина указывает на то, что дети либо создают новые слова «по аналогии» с уже усвоенными, либо переиначивают уже существующие с целью более точного обозначения того, что эти слова называют [1].
К.В. Тихонова выделяет следующие варианты создания детьми новых слов: прибавление к корневой части слова типичных приставок, суффиксов и окончаний (ногтик). При этом она отмечает, что чаще всего новые слова создаются именно суффиксальным способом или путём усечения основы; замена префиксов и суффиксов в исходных лексемах на другие (непокушанная); сложение основ или целых слов (сумасошлатая тетя); подбор антонимов, образованных путём усечения или добавления префикса к первому слову антонимичной пары (множко от «немножко»); неправильная интерпретация значения производного слова (лодырь - тот, кто делает лодки).
T.H. Ушакова отмечает в качестве наиболее продуктивных словообразовательных моделей следующие: прибавление к корню одного слова аффикса или флексии другого; использование части слова, как целого; образование нового слова посредством комбинации двух других [3].
Представим анализ некоторых детских неологизмов, зафиксированных нами в результате дневниковых записей. Наблюдения проводились за Марией Р. в период с 1 года до 6 лет.
Опираясь на выделенные Т.Н. Ушаковой словообразовательные модели, мы можем отметить, что наибольшее число зафиксированных в дневнике неологизмов составлены на основе присоединения к корню слова «чужого» аффикса или флексии.
Среди образованных таким образом лексем можем отметить следующие:
Продуктор (продавец) (2 г. 11 мес.) - стремление ребенка обосновать имя, данное им предмету. На вопрос: «Кто такой продуктор?». Отвечает: «Тот, кто продает продукты». По модели: танцор, архитектор, скульптор.
Это моя брилка (бритва) (3 г. 8 мес.) - образовано от слова «брить» по модели: вешать - вешалка, мести - метелка, зажигать - зажигалка.
Ты, когда зубы почистишь, позови меня, я смою твои выплюютки (3 г. 8 мес.) - образовано от слова «плевать» по модели: думать - выдумка, вешать - вывеска [8].
Я думала, моя мама хорошая, а моя мама ругалка (3 г. 11 мес.) - образовано от слова «ругать» по модели: вешать - вешалка, мести - метелка, зажигать - зажигалка.
Плавочник (пловец) (5 л. 1 мес.) - «усовершенствование» существующего слова с целью более точного обозначения того, что это слово называет (тот, кто плавает); образовано от слова «плавать» по аналогии: охранять - охранник, охотиться - охотник [7].
Добавление к понятной корневой части слова типичного суффикса со значением принадлежности к профессии.
Кораблист (капитан корабля) (5 л. 1 мес.) - создание более емкой конкретной номинации (капитан на корабле) при помощи продуктивного суффикса со значением принадлежности к профессии; образовано от слова «корабль» по аналогии: журнал журналист, трактор - тракторист, шахматы - шахматист.
Описанные выше примеры являются иллюстрацией применения наиболее продуктивной словообразовательной модели, основанной на использовании понятных детям суффиксов.
Реже дети пользуются приставочным способом словообразования. Имеющиеся в литературе сведения подтверждаются и нашими наблюдениями.
Давай она как будто умерла. Всё, а теперь она отмерла (4 г. 6 мес.) - неправильная интерпретация значения производного слова. Отмереть - утратить жизнеспособность, омертветь, засохнуть (о части какого-л. организма, растения) [3].
Значение во фразе ребенка: отмерла - ожила. Антоморфемы у- и от- (по модели: уговорить - отговорить).
Также использованием в слове ненормативных морфем объясняется употребление ряда глагольных форм. Но следует отметить, что в данном случае более верно будет говорить о «формотворчестве».