ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При употреблении глаголов наиболее распространенной ошибкой детей является образование глагольных форм по образцу той, которая наиболее понятна и обычно уже усвоена ребенком. Такие формы не являются «изобретением» ребенка: он, признавая в словах, произнесенных взрослыми, некоторые закономерности грамматической формы слов, берет их в качестве образца, так как ему проще использовать стандартную глагольную форму, чем несколько. Нами были зафиксированы такие варианты употребления глаголов:
Пылесос не сосает (2 г. 5 мес.) - образовано от слова «сосать» по модели: играть - играет, гулять - гуляет.
Не смеись (4 г. 5 мес.) - создано от слова «смех» по модели: лень - не ленись [6].
Гораздо меньше было замечено неологизмов, образованных посредством комбинации двух других. В качестве примеров можем привести следующие:
Поварник (половник) (4 г. 3 мес.) - составлено из частей двух слов: повар и половник с целью более точного обозначения того, что это слово называет.
Папа, включи ототепление (4 г. 2 мес.) - составлено из частей двух слов: отопление и тепло с целью более точного обозначения того, что это слово называет.
Также нами были отмечены случаи создания неологизмов на основе использования части слова как целого. Проиллюстрируем этот прием словообразования следующими примерами:
Льзя (2 г. 8 мес.) - слово образовано путем усечения антонимичной пары «нельзя» по аналогии: не хочу - хочу.
Экспериментиц (химик) (5 л. 1 мес.) - составлено от слова «экспериментатор» путем усечения. Стремление ребенка обосновать имя, данное им предмету (от слова эксперимент) [4].
День отечного защитника (День защитника Отечества) (2 г. 6 мес.) - от слова «отечественного» путем усечения.
Особый интерес представляет понимание использование детьми фразеологизмов. Под влиянием примера взрослых фразеологические сочетания начинают входить в речь детей, но дети дошкольного возраста зачастую неверно интерпретируют такие обороты. Приведем пример неверной интерпретации устойчивого сочетания слов, зафиксированный нами в речи ребенка:
-Маш, пойдем в другую сторону, а то там собака. -Даш, да она на поводу (6 л.)
- стремление употребить выражение из речи взрослых, но неправильная его интерпретация. Фразеологизм «идти на поводу» имеет следующее значение: действовать по чьей-либо указке Значение во фразе ребенка: идти на поводке рядом с хозяином. Также можно отметить исключение одного из компонентов фразеологизма: компонент «идти» оказался пропущенным.
С.Н. Цейтлин пишет о возможном «буквальном понимании» фразеологизмов, которое связано с вхождением в его состав обыкновенных слов. Автор отмечает, что в данном случае фразеологизм «как бы прекращает свое существование в качестве самостоятельной лексической единицы и начинает функционировать как свободное сочетание слов, каждое из которых имеет свое собственное значение» [8].
Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы:
Первая глава «Детский язык» книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» состоит из 9 частей, в каждой из них автор высказывает свои мысли по поводу детского словотворчество и раскрывает процесс появления новых слов в сознании ребенка. Так он приводит многочисленные примеры из повседневной жизни как своих детей, так и других детей. Автор выделяет первоисточники, такие как пословицы, фразеологизмы и тд, которые используют родители, бабушки, дедушки и иные взрослые рядом с ребенком, а дети в силу того, что не понимают значение большинства слов, но сами фразы запоминают, в будущем полностью меняя значение и порядок слов, начинают повторять всем известные фразы на свой лад, это один из методов детского словотворчества.
Словообразование представляет собой один из наиболее сложных для освоения детьми разделов языковой системы. Детские неологизмы не являются прямым указанием на отклонение от нормы речевого развития, ведь этап словотворчества проходит каждый ребенок при овладении родным языком. Со временем, когда ребенок прочно усваивает грамматические формы языка и свободно их использует, неологизмы уходят из его речи. Но если к концу дошкольного возраста словотворчество не начинает угасать, то можно говорить о нарушении усвоения грамматического строя языка и необходимости проведения специальной коррекционно-развивающей работы.
Пылесос не сосает (2 г. 5 мес.) - образовано от слова «сосать» по модели: играть - играет, гулять - гуляет.
Не смеись (4 г. 5 мес.) - создано от слова «смех» по модели: лень - не ленись [6].
Гораздо меньше было замечено неологизмов, образованных посредством комбинации двух других. В качестве примеров можем привести следующие:
Поварник (половник) (4 г. 3 мес.) - составлено из частей двух слов: повар и половник с целью более точного обозначения того, что это слово называет.
Папа, включи ототепление (4 г. 2 мес.) - составлено из частей двух слов: отопление и тепло с целью более точного обозначения того, что это слово называет.
Также нами были отмечены случаи создания неологизмов на основе использования части слова как целого. Проиллюстрируем этот прием словообразования следующими примерами:
Льзя (2 г. 8 мес.) - слово образовано путем усечения антонимичной пары «нельзя» по аналогии: не хочу - хочу.
Экспериментиц (химик) (5 л. 1 мес.) - составлено от слова «экспериментатор» путем усечения. Стремление ребенка обосновать имя, данное им предмету (от слова эксперимент) [4].
День отечного защитника (День защитника Отечества) (2 г. 6 мес.) - от слова «отечественного» путем усечения.
Особый интерес представляет понимание использование детьми фразеологизмов. Под влиянием примера взрослых фразеологические сочетания начинают входить в речь детей, но дети дошкольного возраста зачастую неверно интерпретируют такие обороты. Приведем пример неверной интерпретации устойчивого сочетания слов, зафиксированный нами в речи ребенка:
-Маш, пойдем в другую сторону, а то там собака. -Даш, да она на поводу (6 л.)
- стремление употребить выражение из речи взрослых, но неправильная его интерпретация. Фразеологизм «идти на поводу» имеет следующее значение: действовать по чьей-либо указке Значение во фразе ребенка: идти на поводке рядом с хозяином. Также можно отметить исключение одного из компонентов фразеологизма: компонент «идти» оказался пропущенным.
С.Н. Цейтлин пишет о возможном «буквальном понимании» фразеологизмов, которое связано с вхождением в его состав обыкновенных слов. Автор отмечает, что в данном случае фразеологизм «как бы прекращает свое существование в качестве самостоятельной лексической единицы и начинает функционировать как свободное сочетание слов, каждое из которых имеет свое собственное значение» [8].
Заключение
Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы:
Первая глава «Детский язык» книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» состоит из 9 частей, в каждой из них автор высказывает свои мысли по поводу детского словотворчество и раскрывает процесс появления новых слов в сознании ребенка. Так он приводит многочисленные примеры из повседневной жизни как своих детей, так и других детей. Автор выделяет первоисточники, такие как пословицы, фразеологизмы и тд, которые используют родители, бабушки, дедушки и иные взрослые рядом с ребенком, а дети в силу того, что не понимают значение большинства слов, но сами фразы запоминают, в будущем полностью меняя значение и порядок слов, начинают повторять всем известные фразы на свой лад, это один из методов детского словотворчества.
Словообразование представляет собой один из наиболее сложных для освоения детьми разделов языковой системы. Детские неологизмы не являются прямым указанием на отклонение от нормы речевого развития, ведь этап словотворчества проходит каждый ребенок при овладении родным языком. Со временем, когда ребенок прочно усваивает грамматические формы языка и свободно их использует, неологизмы уходят из его речи. Но если к концу дошкольного возраста словотворчество не начинает угасать, то можно говорить о нарушении усвоения грамматического строя языка и необходимости проведения специальной коррекционно-развивающей работы.
Список литературы
-
Гридина, Т.А. Объяснительный словарь детской речи: лексикографический проект [Электронный ресурс] / Т.А. Гридина // Филологический класс. - 2013. - № 2(32). - С. 7-12. -
Даниленко В. П. Типология детских неологизмов (на материале книги К. И. Чуковского от двух до пяти ) // Вестник ИГЛУ. 2010. №3 (11). С. 80-85. -
Первова Г. М. Из истории филологического образования дошкольников: на материале знаменитой книги "от двух до пяти" // Вестник ТГУ. 2019. №178. С. 20-26. -
Рубанова, Д. Д. Словотворчество в детской речи / Д. Д. Рубанова // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров) : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Грозный, 23 ноября 2022 года. – Махачкала-Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, Издательство "АЛЕФ", 2022. – С. 568-574 -
Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2: От двух до пяти; Литература и школа: Статья; Серебряный герб: Повесть; Приложение / Сост., коммент. Е. Чуковской. -2-е изд., электронное, испр. - М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2012. - 640 с. -
Тихонова, К.В. Детское словотворчество или "Как понять вашу грамматику?" [Электронный ресурс] / К.В. Тихонова // Язык. Культура. Общество: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 ноября 2018 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - С. 235-240. -
Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики [Электронный ресурс] / Т.Н. Ушакова; под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - С. 300-301. -
Цейтлин, С.Н. Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы [Электронный ресурс] / С.Н. Цейтлин // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2010. - №11.