ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра туризма, гостиничного и ресторанного сервиса
ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РФ
Раздел 2. «Природно-рекреационные территории в туризме»
Доклад на тему
Национальные парки РФ
Уфа 2023
Оглавление
Доклад на тему 1
Национальные парки РФ 1
Уфа 2023 1
Оглавление 2
Введение 3
На всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, однако некоторые территории и объекты имеют особый режим. 3
Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них - экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные. 3
1.Правовой режим особо охраняемых природных территорий (на примере национальных парков в РФ 5
2.Проблемы функционирования национальных парков 10
Заключение 15
Список использованной литературы 18
Введение
На всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, однако некоторые территории и объекты имеют особый режим.
Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них - экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.
Круг интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий, - Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", другими актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Национальные парки в России, в отличие ряда других стран, - относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в 80-е годы прошлого века. Первые национальные природные парки в России - "Лосиный остров" (Москва, Московская область) и "Сочинский" (Краснодарский край) - были созданы лишь в 1983 г. В США национальные парки стали создаваться в XIX веке.
Одновременно при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение особенных общественных интересов.
С учетом специфики рассматриваемого вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
- заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
- особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
- познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
- рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
- охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
- обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
- хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Предмет исследования: национальные парки РФ как особо охраняемые природные территории.
-
Правовой режим особо охраняемых природных территорий (на примере национальных парков в РФ
Согласно ст.12 ФЗ Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"[2] национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, водные объекты (до внесения Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ изменения использовалось понятие "воды"), недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Федеральными законами не устанавливаются какие-либо особенности предоставления в пользование (владение) земли, водных объектов, недр, растительного и животного мира именно такой категории особо охраняемой природной территории, как национальные парки.
Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, могут передаваться в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. При этом подлежат применению положения гл. IX "Возникновение, осуществление, ограничение, прекращение и защита права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия" Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. При этом предусмотрено исключительное право национальных парков на приобретение указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Среди таких запрещенных источников следует назвать, прежде всего, доходы, полученные преступным путем. На защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направлен Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ), на что и указано в его статье 1.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Как предусмотрено при этом, здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления [7].
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, т.е. Минприроды России.
В качестве примеров утвержденных положений о национальных парках необходимо упомянуть, в частности, следующие:
Положение о государственном учреждении "Национальный парк "Угра", утверждено МПР России 10 февраля 2001 г.;
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Валдайский", утверждено МПР России 19 февраля 2001 г.;
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Таганай", утверждено МПР России 12 марта 2001 г.;
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Шушенский бор", утверждено МПР России 12 марта 2001 г.;
Положение о федеральном государственном учреждении "Сочинский национальный парк", утверждено МПР России 12 апреля 2001 г.;
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Югыд ва", утверждено Приказом Минприроды России от 14 января 2010 г. N 3;
- и многие другие.
Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Основные задачи, возлагаемые на национальные парки:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, т.е. Минприроды России[6].
Исходя из природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков на их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в т.ч.:
а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
г) рекреационная, в т.ч. предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
Пункт 2 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает запрет осуществления на территориях национальных парков любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. При этом непосредственно определен перечень видов такой запрещенной деятельности:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам (до внесения упомянутым выше Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ изменения говорилось о сплаве леса);
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;