Файл: Национальные парки рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. Кроме того, предусмотрено, что на специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

Запрещается пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, в отсутствие разрешений этих органов или дирекций национальных парков [5].

Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Организация рекреационной деятельности на территории национального парка должна осуществляться с соблюдением режима особой охраны национальных парков. При этом в данной норме определено, что к рекреационной деятельности относится в т.ч. физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.


  1. Проблемы функционирования национальных парков



Национальный парк – это особо охраняемая природная территория, на которой деятельность человека ограничена. Преимущественно выражается в виде массива соснового леса, находящегося на территории определенной области. Кроме климатических условий, организмов, населяющих и взаимодействующих друг с другом на определенной местности, и других составляющих биоценоза, для леса важным является также геологические объекты самой местности и ее ландшафт [5, 90].

Например, по своим качествам степь является очень агрессивной средой с жесткими климатическими условиями, отличающимися резкими изменениями с переменой времен года. Соответственно, для лесного массива с его большим разнообразием флоры и фауны и, как следствие, хрупкости всей системы биоценоза, такие условия являются невыполнимыми и непригодными для долгосрочного существования. Вопреки этому, национальный парк существует и живет очень длительное время, отличается численным и качественным набором редких видов животных и растений. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [2], а также п. 1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации [3], особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.


На сегодняшний момент на территории нашей страны правовой статус особо охраняемой природной территории в виде национального парка имеет 51 исторически сложившаяся экологическая система.

В юридической науке неоднократно обращались к вопросу режима национальных парков в Российской Федерации и его отдельных особенностей. Е. Н. Ильенко отмечала, что, несмотря на сформированную законодательную базу для регулирования правового положения национальных парков, требуется дальнейшее ее совершенствование [4, 346]. Как показывает анализ судебной практики, многие споры связаны с полномочиями национальных парков по распоряжению земельными участками на территории национальных парков, порядком передачи земельных участков во владение и (или) пользование третьим лицам, а также правовым положением земельных участков, которые включены в границы национальных парков без их изъятия из хозяйственной эксплуатации. Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности научного исследования правового режима национального парка [5, 160]. Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной указанным федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Федеральным законом от 30.12.2020 № 505-ФЗ были внесены значительные изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ, в частности, в ст. 12 данного закона. До 2020 года п. 2 указанной статьи звучал так: «Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности». После внесенных изменений п. 2 ст. 12 имеет следующее содержание: «Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков» [6, 79].



При этом в Закон в ст. 15 был введен п. 2.1, согласно которому в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, допускается следующая деятельность:

- предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

- строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

- разведка и добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения и технического водоснабжения;

- заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, а также сбора гражданами других недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

- движение и стоянки механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогона домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест и некоторая другая деятельность.

В соответствии с законодательством земли лесного фонда, принадлежащие национальному парку, были переведены в земли особо охраняемых территорий. Однако это не касается недр, находящихся под национальным парком. В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации «О недрах» недра могут предоставляться для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение [7].

Между особо охраняемыми геологическими объектами и особо охраняемыми природными территориями можно провести соответствие и связь, опираясь на особенности биогеоценоза национального парка. Однако, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» такой вид территорий, как геологический объект, не установлен, в связи, с чем возникает правовой пробел в регулировании этих объектов, недра не привязаны к конкретной природной территории.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в Российской Федерации сформировалась законодательная база, регулирующая правовые аспекты организации и функционирования национальных парков в Российской Федерации. На наш взгляд, говорить о том, что внесенные изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ приведут к ухудшению экологической обстановки на территории национальных парках преждевременно, так как поправки были приняты в конце 2020 года. Необходимо следить за ситуацией по приватизации, уполномоченные органы должны контролировать законность производимых с землями национальных парков процедур, чтобы не допустить ухудшения окружающей среды в национальных парках. К тому же, стоит отметить, что нововведения имеют, безусловно, положительный эффект: возможность приватизировать земли национальных парков позволит решить ряд важных проблем, в частности обеспечить соблюдение конституционных прав граждан, проживающих на таких территориях..

Заключение


На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

С учетом того что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

Что касается порядка образования национальных парков, то он отличается от порядка образования государственных природных заповедников. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Решение об их образовании принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств,
используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого на территории природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территории природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Список использованной литературы




  1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.

  2. 2. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14.03.1995 № 33- ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

  4. Антонова С.Л., Белозеров А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (постатейный) - М.: Юрайт, 2020. 480с.

  5. Вагина О.В. К вопросу о выборе формы возмещения экологического вреда // Бизнес, Менеджмент и Право. 2021. N 2. С. 78 - 82.

  6. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2020

  7. Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: Юристъ, 2020.

  8. Жлоба А. А. Становление и развитие правового понятия национальных парков / А. А. Жлоба // Журнал Белорусского государственного университета. Право. – 2021. – № 1. – С. 88-96

  9. Жуйков В.М. Правовое обеспечение единой государственной экологической политики // Журнал российского права. 2018. N 6. С. 141

  10. Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: Автореф. докт. дис. М., 2021.

  11. Шабунько Ю. А. Проблемы приватизация земельных участков, находящихся в границах национальных парков / Ю. А. Шабунько // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-75. – С. 159-161.

  12. . Устьянцева Е. Н. Проблемы создания национальных парков / Е. Н. Устьянцева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2022. – Т. 1. – № 2(37). – С. 77-80