Файл: Конспект 1 стандартизация 1 Основные направления развития и виды стандартизации 1 Эффективность любого вида человеческой деятельности в значительной мере обусловлена степенью ее упорядочения и единством измерения..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ





Версия шаблона

1.1

Вид учебного занятия

Штудирование

Название дисциплины

Метрология, стандартизация и сертификация

Тема

Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг

Фамилия

Кравцов

Имя

Владислав

Отчество

Андреевич

ID (номер контракта)

280813030221090001


Конспект



1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ 1.1 Основные направления развития и виды стандартизации 1.1.1 Эффективность любого вида человеческой деятельности в значительной мере обусловлена степенью ее упорядочения и единством измерения. В равной степени это относится и к коммерческой, и к познавательной, и к любой другой деятельности. Среди множества ее разных видов необходимо выделить стандартизацию как особый вид деятельности, целью которой является упорядочение во всех областях, а также метрологию, целью которой является обеспечение единства измерений с необходимой точностью. Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления и применения обязательных требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Основные цели стандартизации: - повышение уровня безопасности для жизни, здоровья граждан, имущества физических, юридических лиц, государства и окружающей среды; - безопасность объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера; - обеспечение конкурентоспособности и качества продукции; - обеспечение единства измерений; - взаимозаменяемость технических средств (машин, оборудования, их составных частей, материалов); - техническая и информационная совместимость продукции, работ, услуг; - рациональное использование ресурсов; - сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; - проведение анализа характеристик продукции (работ, услуг); - исполнение государственных заказов; - добровольное подтверждение соответствия; - содействие соблюдению требований технических регламентов; 7 - создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества; - содействие проведению работ по унификации. Основными задачами стандартизации являются: - обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, способствующих поддержанию ее безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц; - установление требований к объектам стандартизации на добровольной основе; - согласование и увязка показателей продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; - унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий; - нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений) и оценки соответствия продукции; - установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для
обеспечения применения малоотходных технологий; - создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации; - нормативное обеспечение национальных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов; - содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации. Основными направлениями развития стандартизации являются: - совершенствование действующих и разработка новых стандартов, устанавливающих требования на добровольной основе и обеспечивающих достижения требований технических регламентов; - гармонизация национальной системы стандартизации России с международными, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации других стран; - международное сотрудничество в области стандартизации путем участия в работе региональных и международных организаций по стандартизации; - обеспечение качества продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности благодаря установлению в стандартах требований, отвечающих запросам работодателей. В зависимости от широты охвата регионов земного шара различают следующие уровни стандартизации: - международная; - региональная; - национальная. 8 Международная стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик объектов, в которой принимают участие страны мира из разных регионов. Региональная стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик объектов при участии стран определенного региона мира. Национальная стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик объектов внутри страны. 1.1.2 Объект стандартизации - продукция, работа, процесс, услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Классификация объектов стандартизации представлена на рис. 1. Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях (ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»). К материальной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты, а к нематериальной – информация: производственная, научная, нормативно-правовая, товарная, управленческая и др., программные средства и др. Не является объектом стандартизации бытовая информация, а также информация о запросах потребителей. Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Услуга может иметь материальный или нематериальный результат. Рисунок 1. Классификация объектов стандартизации 9 Например, результатом услуги общественного питания могут быть кулинарные изделия (материальный результат) и/или обслуживание (нематериальный результат). Услуга как объект стандартизации подразделяется на бытовые услуги для населения и производственные услуги для организаций, изготавливающих готовую продукцию, сырье, полуфабрикаты или комплектующие изделия или предоставляющие услуги. Продукция и услуги подразделяются на определенные классификационные группировки (рис. 2). Рисунок 2. Классификационные группировки продукции и услуг Процесс - устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определённой технологии преобразуют входы в выходы для получения заранее определённых продуктов, результатов или услуг, представляющих ценность для потребителя. Например, при производстве потребительских товаров сырьевые ресурсы: сырье, материалы и полуфабрикаты в результате производственных процессов на выходе превращаются в готовые изделия. Различают следующие процессы: - проектирования (включая изыскания); - производства; - строительства; - монтажа и наладки; - эксплуатации; - хранения; - перевозки (транспортирования); - реализации; - утилизации. Процессы проектирования – деятельность по разработке проектов (моделей) новых видов продукции, услуг или работ, а также процессов производства и/или обслуживания, необходимых для получения этих видов готовой продукции или оказания услуг, или выполнения работ. Например, проектирование модельерами одежды или обуви в соответствие с требованиями современной моды, разработка нового фирменного блюда поваром ресторана. Процессы производства – процессы, предназначенные для изготовления готовой продукции, или оказания услуги, или выполнения работы. 10 Примером может служить производство пищевых продуктов, пошив одежды, обуви на швейных или обувных фабриках, или в ателье, или в обувной мастерской; производство или доработка стройматериалов при выполнении строительных или ремонтных работ. Процессы строительства – деятельность по возведению новых зданий, сооружений и других объектов. Эти процессы чаще относятся к выполнению работ, хотя результатом их выполнения становится готовая продукция - недвижимость, которая может стать товаром (например, строительство коттеджей для их последующей реализации) или быть использована для личных или семейных целей (например, дом построен строительной организацией по заказу его будущего владельца). Монтаж – деятельность по сборке готовой к эксплуатации продукции или зданий, сооружений из комплектующих изделий. Наладка – деятельность по доведению продукции до состояния полной готовности к эксплуатации, включая проверку этой готовности. Эксплуатация – деятельность по использованию продукции в соответствии с её назначением. Эксплуатация имеет два периода: рабочий (активный), когда продукция используется (например, стиральная машина или холодильник работают) и нерабочий (пассивный), когда они не работают (стиральная машина не стирает, холодильник, достигнув заданной температуры, временно отключается). Хранение – процесс, предназначенный для обеспечения сохраняемости продукции с наименьшими потерями. Хранение производится только для продукции и не свойственно услугам и работам, которые не сохраняются. Могут храниться лишь материальные результаты услуги (например, кулинарная продукция как материальный результат услуги общественного питания). Хранятся все виды товаров: продовольственные, непродовольственные, фармацевтические, нефтепродукты благодаря их свойству – сохраняемости. Процесс хранения начинается с момента изготовления продукции предприятием-производителем и завершается полным использованием (например, продукты питания, парфюмерия, косметика) или утилизацией (одежда, обувь, бытовая и производственная техника). Процессы перевозки (транспортирования) – деятельность по перемещению материальной продукции (груза) из пункта отправки в пункт назначения. Услуги и работы, а также нематериальная продукция не перевозится. В отношении информации применяется термин передача. Перевозки осуществляются различными видами транспорта: автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным. Перемещение грузов ручным способом без использования средств механизации называется переноска грузов (например, переноска мешков или ящиков грузчиками). Процессы реализации – деятельность по передаче продукции (товара) от продавца покупателю (приобретателю). В зависимости от этапа товародвижения различают следующие виды реализации: сбыт (реализация товара торговому посреднику) и распределение товаров по каналам распределения, причем иногда с отсрочкой платежа. 11 Утилизация – деятельность по промышленной вторичной переработке или уничтожению использованной материальной продукции. Например, при утилизации из отходов бумаги делают макулатурный картон, из отходов полимеров – полимерную крошку, из которой затем можно изготавливать изделия из пластмассы; отходы древесины, бумаги и других горючих материалов используют в качестве топлива. Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. В отличие от производственных процессов, которые носят внутренний характер, работы, проводятся по заказу сторонних лиц. Персонал – совокупность физических лиц, объединенных принадлежностью к определенной организации. Персонал является составным элементом оказания услуги или выполнения работ. Объекты стандартизации: продукция, услуги, персонал, их классификация и кодирование регламентируются Общероссийскими классификаторами (ОК). Например, ОК продукции (ОКП), ОК услуг населению (ОКУН), ОК профессий и специалистов и т.п. Другие аспекты объектов (требования к качеству, процессам, обеспечивающим их формирование, сохранение и др.) устанавливаются нормативными документами по стандартизации (стандартами, техническими регламентами и т.п.), а также нормативно-техническими документами (техническими условиями и др.). Объекты

стандартизации подразделяются на стандартизированные, подвергшиеся стандартизации, и нестандартизированные, подлежащие стандартизации. В зависимости от соблюдения или несоблюдения установленных требований продукция и услуги могут быть стандартными или нестандартными. 1.2 Субъекты стандартизации 1.2.1 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии действует на основании Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294. Основные задачи Росстандарта: - реализация функций национального органа по стандартизации; - обеспечение единства измерений; - осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов; 12 - создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию; - осуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд; - организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов; - организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества; - оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии. 1.2.2 Международные организации по стандартизации. Этот уровень стандартизации представлен целым рядом международных организаций, среди которых важнейшими являются: - ИСО (Международная организация по стандартизации, ISO). Создана в 1946 году. Имеет неправительственный характер. Главная цель ИСО - содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов. Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации. Главными структурными подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельности - разработку международных стандартов; - МЭК (Международная электротехническая комиссия, IEC). Создана в 1906 году. Цель деятельности - содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. В отличие от ИСО, МЭК состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации. Между ИСО и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности. Бюджет ИСО и МЭК складывается из взносов стран и от продажи международных стандартов; - ЕОК (Европейская организация по качеству, EOQ). Создана в 1957 году. Хотя по названию она является региональной, но фактически представляет собой мировую международную организацию. Цель деятельности - как межотраслевые проблемы качества (система управления качеством, методы оценки качества и др.), так и проблемы качества применительно к отрасли (авиационная, автомобильная, пищевая и др.); - СЕН (Европейский комитет по стандартизации, CEN). Создан в 1961 году. Основная цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN). Другие цели: единообразное применение в странах-членах СЕН международных стандартов ИСО и МЭК, сотрудничество со всеми европейскими организациями по стандартизации, предоставление услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам). Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. 13 Кроме того, разработкой международных стандартов и других нормативных документов занимаются Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Международная торговая палата (МТП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Комиссия по продовольствию при ООН (ФАО ООН) и др. Деятельность этих организаций направлена на обеспечение международного сотрудничества в области стандартизации. Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются: - гармонизация национальных стандартов с международными, региональными и передовыми национальными стандартами других стран; - совершенствование фонда документов в области стандартизации с учетом международных и региональных систем стандартизации, а также достижений научно-технического прогресса; - улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества разных стран мира и рационализация их участия в международном разделении труда; - содействие международной торговле; - сближение уровня качества товаров из разных стран происхождения; - ускорение научно-технического прогресса в странах-участниках международных организаций; - взаимный обмен научно-технической информацией; - обеспечение взаимозаменяемости элементов сложно-технических товаров; - обеспечение единства измерений при взаимодействии разных стран; - обеспечение соблюдения обязательных требований, в первую очередь
безопасности при международном сотрудничестве; - разработка международных, региональных и межгосударственных стандартов на основе национальных стандартов РФ на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии; - обмен опытом и информацией по стандартизации на межправительственном (международном, региональном, межгосударственном) уровне; - улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с другими странами; - обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами; - привлечение представителей промышленности и других отраслей экономики к разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов. 1.3 Принципы и методы стандартизации 1.3.1 Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами: - добровольного применения документов в области стандартизации; - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; - применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям 14 Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; - недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо; - недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; - обеспечения условий для единообразного применения стандартов. 1.3.2 Метод стандартизации - способ достижения оптимальной степени упорядочения. Классификация методов приведена на рис. 3. Рисунок 3. Методы стандартизации и их взаимосвязь Унификация – метод, основанный на выборе оптимального числа объектов стандартизации или их размеров, с целью приведения их к единой системе, форме, к единообразию. Унификация относится к числу наиболее распространенных методов, широко применимых в различных отраслях народного хозяйства. Этот метод положен в основу принципа управления многообразием. Разновидностью метода унификации является типизация. Типизация - отбор оптимального числа объектов стандартизации по их главному параметру. Типизация представляет способ отбора или разработки каких-либо объектов стандартизации (продукции, процессов, услуг, работ, предприятий и т.п.) на основе общих для них характеристик, признаков. Конечным результатом применения этого метода является выделение определенных типов объектов (разрядов, категорий), объединенных общностью каких-то существенных признаков. Например, типизация гвоздей производится по их длине, тары - по объему (вместимости), крупы риса - по длине, диаметру и стекловидности зерна. Систематизация - совокупность методов, при которых упорядочение достигается за счет классифицирования, ранжирования или отбора объектов стандартизации по определенным признакам. Систематизация относится к числу общенаучных методов и широко применяется в различных областях науки, техники и технологии. Систематизация тесно связана с принципами управления многообразием и эффективностью. Разновидностями метода является классификация, селекция, симплификация, агрегатирование. Примером систематизации могут служить классификаторы (ОКП, ОКВЭД, ОКУН и др.), в которых всё многообразие объектов классифицировано и закодировано по определенным признакам. 15 Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию признаков. Например, стандарты подразделяются на виды по объектам стандартизации. Приведенные выше деления принципов и методов стандартизации осуществлено с помощью метода классификации. Более подробно этот метод рассматривается в дисциплине «Теоретические основы товароведения». Селекция - установление и позитивный отбор объектов стандартизации по наиболее существенным, перспективным признакам. Селекция основывается на принципах управления многообразием, эффективности и перспективности. Характерной особенностью селекции является положительный отбор объектов по заранее определенным перспективным признакам. Методом селекции отбираются в стандарты наиболее значимые для производителей и потребителей показатели (например, у пищевых продуктов - органолептические, физико-химические и микробиологические показатели), а малозначимые показатели исключаются методом симплификации. Симплификация - установление и отбор объектов стандартизации с целью их исключения или замены по признакам неперспективности, не имеющим существенного значения для удовлетворения основных потребностей. Хотя симплификация является прямой противоположностью селекции, но она основывается так же на принципе отбора с той лишь разницей, что производится негативный отбор объектов, предназначенных для исключения. Так, повышение требований к качеству пищевых продуктов со стороны потребителей вызвало необходимость исключения ряда малозначимых допусков или показателей. Например, у вареных колбас – это вязка батонов, у семечковых плодов – допускаемых отклонений по повреждению их щитовкой и долгоносиком. При этом применение симплификации не должно затрагивать важных для потребителей показателей качества. Агрегатирование - упорядочение объектов стандартизации путем их комплектования в отдельные узлы, агрегаты, комплектующие изделия, предназначенные для сборки готовой продукции. Этот метод основан на принципах комплексности, совместимости и эффективности, так как отдельные комплектующие объекты должны быть совместимы, а их комплектование производится с целью достижения оптимальной эффективности. Агрегетирование применяется при производстве комплектующих изделий для сложнотехнических товаров, корпусной мебели, некоторых видов упаковки и т.п. Оптимизация - метод упорядочения, предназначенный для выбора наилучшего варианта из множества возможных и достижения рациональной степени эффективности. Этот метод основывается на принципах эффективности, экономичности, перспективности и взаимовыгодности. Довольно часто он применяется в сочетании с методами унификации и систематизации. Так, оптимизация номенклатуры показателей качества в стандартах и их значений позволяет учесть интересы производителей и потребителей, обеспечить конкурентоспособность продукции и услуг. Метод оптимизации применяется при установлении наилучших условий, сроков хранения товаров, а также определения значений показателей их качества в стандартах. 16 1.4. Средства стандартизации 1.4.1 Средствами стандартизации служат нормативные документы. В то же время эти документы являются одним из результатов деятельности в области стандартизации, а их применение способствует достижению упорядочения других видов деятельности.
Нормативные документы по стандартизации - документы, содержащие правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов. Виды нормативных документов в области стандартизации: - национальные стандарты; - стандарты организаций; - правила, нормы и рекомендации по стандартизации; - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - свод правил. Общероссийские классификаторы - это нормативные документы, распределяющие техникоэкономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией. Правила (нормы) стандартизации – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации. Рекомендации по стандартизации – документ, содержащий советы организационнометодического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте. Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и/или описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукций и который применяется на добровольной основе. Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключённым в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Назначение Технического регламента – установление минимально-необходимых обязательных требований, обеспечивающих 17 безопасность объектов, единства измерений, их характеристик, а также электромагнитную совместимость, объекты - продукция и процессы. Содержание Технического регламента включает обязательные составные элементы: - перечень и описание объектов технического регулирования; - обязательные требования к характеристикам объектов; - правила идентификации объектов Технического регламента; - правила и формы оценки соответствия. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, в связи с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами, или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, принимаемые в целях предотвращения иного ущерба, связанного с распространением вредных организмов. Разработчиком Технического регламента может быть любое лицо. При разработке проекта Технического регламента уведомление об этом должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. 1.4.2 Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию. Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации. Национальный стандарт (Российской Федерации) – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Эти стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны происхождения продукции и других факторов. ГОСТ Р разрабатывается на организационно-технические и общетехнические требования, на важнейшие виды продукции, процессов и услуг, на методы контроля (испытаний, анализа и оценки). Действие ГОСТ Р распространяется на все юридические и физические лица независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Предварительный стандарт (предстандарт) – документ ограниченного консенсуса, который принят национальным органом по стандартизации на ограниченный срок, не превышающий пяти лет, и доведен до широкого круга пользователей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта для разработки национального стандарта. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы и правила их разработки и применения представляют Систему стандартизации в Российской Федерации. 18 В зависимости от объектов стандартизации и содержания стандартов их подразделяют на виды и подвиды. Основополагающие стандарты - вид стандартов, устанавливающий организационнотехнические