Файл: Берназ Валентина Сергеевна группа лтм9311 Введение.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные средства оценивания результатов обучения иностранным языкам (письменный контроль)

Берназ Валентина Сергеевна группа ЛТМ931-1

Введение

  • В ХХ веке в нашей стране при обучении иностранным языкам преимущественно использовался устный контроль.
  • С введением ЕГЭ шире стали использоваться письменные формы контроля.
  • Контроль – это не только процесс выявления отклонения от определенных стандартов, он предполагает отслеживание самих норм. Это значит, что механизм корректировки образовательных целей и путей их достижения, иными словами, необходим контроль за качеством знаний.
  • Контроль в обучении иностранным языкам является составной частью учебно-воспитательного процесса.
  • Ведущей задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение контроля заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.

ОЦЕНИВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

  • Контроль и оценивание письма и письменной речи на уроке иностранного языка приобретают в современных условиях внедрения ФГОС особое значение — они должны стать инструментом оценивания достижений учащимися учебных целей с учетом затраченных усилий, способов решения и уровня сложности письменных заданий. Целью оценивания письменных умений является в том числе коррекция процесса обучения каждого учащегося.
  • Оценке и отметке подлежат не только предметные результаты — создание письменного текста в правильном лексико-грамматическом оформлении на соответствующем уровне решения языковой и коммуникативной задач, но и метапредметные результаты — дискурсивная компетенция, познавательные и регулятивные умения, индивидуальность авторского решения.
  • Письмо как вид речевой деятельности является одновременно целью и средством общения и может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности — письменная речь и средство обучения смежным языковым умениям.
  • Письмо как средство обучения смежным языковым умениям предполагает контроль сформированности графических, орфографических и лексико-грамматических умений в письменной речи.
  • Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности предполагает порождение четко структурированного письменного текста:
  • 1) развернутого характера (автобиография, резюме, доклад, отчет);

    2) коммуникативно-прагматического характера с соблюдением правил речевого этикета (открытка, благодарность, извинение, приглашение, письменное согласие и отказ, личное и деловое письмо, объявление, заметка, записка, рецепт, заполнение бланков и формуляров);

    3) обслуживающего характера (составление плана, тезисов уст-ного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста; изложение содержания прочитанного текста в тезисах и обзорах);

    4) письменное творчество (написание статьи, сочинения, эссе, развернутого письменного высказывания филологического уровня, ведение дневниковых записей, стихосложение);

    5) описание событий/фактов/явлений, в том числе с выражением собственного мнения/суждения.


Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы) оцениваются по пяти критериям, показанным в таблице ниже:


№п\п

Критерий оценки

Что оценивается

1

Содержание

Соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости

2

Организация работы

логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы

3

Лексика

словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку)

4

Грамматика

использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5

Орфография и пунктуация

отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых
  • критериальная оценка (на основании критериальных шкал для письменного высказывания в КИМ ЕГЭ);
  • балльно-рейтинговая оценка (на основании перевода баллов в отметки с учетом установленного перечня элементарных базовых умений в письменной речи);
  • накопительная и рефлексивная оценка (сбор письменных текстов в личном портфолио достижений);
  • поуровневая оценка созданного текста (в соответствии с таксономией Блума).

Заключение

Таким образом, в продуктивной письменной речи на разных этапах обучения оцениванию подлежат следующие предметные и метапредметные результаты:

  • владение навыками грамотного письма с точки зрения графики, орфографии и пунктуации;
  • владение словом на уровне лексических и речевых единиц (лексическая сочетаемость, многозначность, словообразование, коммуникативный контекст, средства выразительности);
  • владение средствами лексической и грамматической связи в соответствии с требованиями примерных программ;
  • владение разнообразными и сложными грамматическими структурами, правильность их употребления;
  • продуктивные письменные умения: создание текстов разного жанра, формата и стиля, организация текста в соответствии с планом и коммуникативной задачей;
  • раскрытие содержания и смыслообразование как решение коммуникативной задачи (ответы на поставленные вопросы и простейшая аргументация, личный опыт, собственное мнение).

  • Контроль письма проводится только в письменной форме путем выполнения различного рода письменных речевых работ (диктанты, упражнения, списывание, проверка орфографических навыков).
  • Как правило, при проверке письменных речевых и условно-речевых упражнений учитывается в первую очередь содержание, а также лексическая и грамматическая правильность, так как письмо является лишь средством, а не целью обучения иностранному языку в средней школе

Спасибо за внимание!