Файл: 7 Обособленность как фундаментальное свойство бс 3 21 Жесткие и гибкие системы управления 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
j при различном соотношении коэффициентов пополнения и списания и зафиксированном сроке службы автомобиля tсп. Это так называемое дискретное списание.
При этом наблюдается три характерных этапа:
I – от t = 0 до t = tсп – рост парка, вызванный поставкой новых автомобилей при отсутствии списания (кроме аварийного), т.е. r > 0; b = 0
II – от t = tсп до момента окончания производства (или приобретения данной фирмой) автомобилей определенной модели (tk). На этом этапе зависимости от соотношения r и b может наблюдаться относительный рост парка r > b (I, рис. 1), его стабилизации r = b (II, рис.1) или при r < b – сокращении размера (III, рис. 3. 5);
III – от tk до tk + tсп (III, рис. 3. 5) постепенная ликвидация парка данных автомобилей (r = 0, b > 0).
Рис. 1 Схема изменения размера (а) и реализуемого показателя качества (б) парка:
Аi – размер парка; - реализуемый показатель качества (коэффициент технической готовности αТ).
Схема изменения реализуемого показателя качества (например, коэффициента технической готовности) при r = b на втором этапе приведена на рис. 3. 5, б.
Следует различать регулирование и управление возрастом и возрастной структурой парков.
Регулирование ВС проводится на общегосударственном уровне и сводится к установлению такой амортизационной, налоговой, таможенной и лизинговой политики, которая способствует или препятствует быстрому обновлению парков.
Управление ВС проводится на уровне конкретных предприятий и фирм и сводится к регулированию процессов списания, пополнения и соотношений в парке изделий разных возрастных групп при условии обеспечения требуемого (заданного) для парка объема транспортной работы при минимальных затратах или максимальной прибыли.
При изменении сроков службы меняются эксплуатационные затраты и капиталовложения. Так, при сокращении установленных сроков службы уменьшаются затраты на ТО и ремонт, потребность в персонале и ПТБ для ТО и ремонта, потребность и затраты на запасные части. Но одновременно увеличивается поставка новых автомобилей, т.е. растут амортизационные отчисления для АТП и капиталовложения в промышленность для расширения производства автомобилей (табл.2.5).
Из приведенных в табл.2.5 данных следует, что сокращение сроков службы грузовых автомобилей с 10…12 до 5...7 лет позволяет при том же объеме выполненной транспортной работы:
При этом годовые поставки новых автомобилей должны быть увеличены в 1,5…1,9 раза, что требует существенных инвестиций.
Таблица 1 Оценка влияния срока службы грузовых автомобилей большой грузоподъемности на необходимый размер парка и его ресурсное обеспечение
Необходимость «омоложения» автомобильных парков диктуется безопасностью движения, экологическими и экономическими требованиями. Кроме того, сокращение сроков службы позволяет интенсифицировать процесс внедрения новых конструкций автомобилей, т.е. способствует НТП.
Некоторые практические рекомендации по формирования возрастной структуры парка.
Прогноз изменения возрастной структуры парка рекомендуется проводить, как минимум, ежегодно. Для внутрихозяйственных расчетов возрастные группы, особенно при различных условиях эксплуатации, целесообразно формировать с меньшим шагом, например, квартал или полгода.
Как правило, на этих предприятиях в той или иной организационно-производственной форме функционирует инженерно-техническая служба, которая располагает определенной производственной базой, ресурсами и производственными подразделениями, составляющими ее организационно-производственную структуру и осуществляющими:
· хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;
· постовые работы ТО и текущего ремонта, производимые непосредственно на автомобиле;
· работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправных агрегатов, узлов и деталей, выполняемые в специализированных цехах и участках;
работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов, узлов и деталей на промежуточном и центральном складах, перегон автомобилей в производственных зонах и т.д.;
работы по содержанию, реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической базы.
Инженерно-техническая служба (ИТС) - одно из главных функциональных подразделений организационной структуры управления АТП. Инженерно-техническая служба систематически анализирует состояние автомобильной техники, ведет учет отказов и неисправностей, выявляет конструктивно-технологические недостатки и своевременно информирует о них автомобильные заводы, устраняет выявленные недоработки. Это способствует повышению надежности, улучшению эксплуатационной технологичности, дальнейшему совершенствованию подвижного состава.
Успешное выполнение инженерно-технической службой своих функций зависит от следующих факторов: типа, возраста и условий эксплуатации подвижного состава, состояния производственной базы предприятия, обеспеченности запасными частями и материалами, удовлетворения потребности в КР автомобилей и агрегатов по внешней кооперации, уровня квалификации ремонтно-обслуживающего персонала и инженерно-технических работников, совершенствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей, уровня организации управления производством.
Средний возраст и возрастная структура парков достаточно стабильны для отрасли и объединений, но для отдельных АТП могут существенно изменяться за небольшие промежутки времени, что не может не отразиться на показателях эффективности работы парка в целом, потребных ресурсах, коэффициенте технической готовности, производительности, потребности в рабочей силе, ПТБ. Другими словами, возрастная структура парка влияет на работу ИТС и автомобильного транспорта в целом. Поэтому необходимо во-первых, уметь правильно определить существующую возрастную структуру парка во-вторых, ее прогнозировать с учетом объема поставки новых и списания старых автомобилей в-третьих, управлять возрастной структурой парков в-четвертых, использовать автомобили с учетом возраста и условий эксплуатации.
При этом наблюдается три характерных этапа:
I – от t = 0 до t = tсп – рост парка, вызванный поставкой новых автомобилей при отсутствии списания (кроме аварийного), т.е. r > 0; b = 0
II – от t = tсп до момента окончания производства (или приобретения данной фирмой) автомобилей определенной модели (tk). На этом этапе зависимости от соотношения r и b может наблюдаться относительный рост парка r > b (I, рис. 1), его стабилизации r = b (II, рис.1) или при r < b – сокращении размера (III, рис. 3. 5);
III – от tk до tk + tсп (III, рис. 3. 5) постепенная ликвидация парка данных автомобилей (r = 0, b > 0).
Рис. 1 Схема изменения размера (а) и реализуемого показателя качества (б) парка:
Аi – размер парка; - реализуемый показатель качества (коэффициент технической готовности αТ).
Схема изменения реализуемого показателя качества (например, коэффициента технической готовности) при r = b на втором этапе приведена на рис. 3. 5, б.
Следует различать регулирование и управление возрастом и возрастной структурой парков.
Регулирование ВС проводится на общегосударственном уровне и сводится к установлению такой амортизационной, налоговой, таможенной и лизинговой политики, которая способствует или препятствует быстрому обновлению парков.
Управление ВС проводится на уровне конкретных предприятий и фирм и сводится к регулированию процессов списания, пополнения и соотношений в парке изделий разных возрастных групп при условии обеспечения требуемого (заданного) для парка объема транспортной работы при минимальных затратах или максимальной прибыли.
При изменении сроков службы меняются эксплуатационные затраты и капиталовложения. Так, при сокращении установленных сроков службы уменьшаются затраты на ТО и ремонт, потребность в персонале и ПТБ для ТО и ремонта, потребность и затраты на запасные части. Но одновременно увеличивается поставка новых автомобилей, т.е. растут амортизационные отчисления для АТП и капиталовложения в промышленность для расширения производства автомобилей (табл.2.5).
Из приведенных в табл.2.5 данных следует, что сокращение сроков службы грузовых автомобилей с 10…12 до 5...7 лет позволяет при том же объеме выполненной транспортной работы:
-
на 20…25% сократить инвентарный состав парка; -
на 8…15% уменьшить потребность в капитальном ремонте основных агрегатов; -
на 20…30% сократить инвентарный состав парка; -
на 23…40% уменьшить расход запасных частей; -
на 14…20% уменьшить приведенные затраты.
При этом годовые поставки новых автомобилей должны быть увеличены в 1,5…1,9 раза, что требует существенных инвестиций.
Таблица 1 Оценка влияния срока службы грузовых автомобилей большой грузоподъемности на необходимый размер парка и его ресурсное обеспечение
Показатели | Срок службы автомобиля до списания, лет | ||||
3 | 5 | 7 | 9 | 11 | |
Необходимый размер парка, % | 93 | 100 | 109 | 117 | 124 |
Среднегодовая производительность списания автомобиля, % | 113 | 100 | 74 | 71 | 65 |
Годовая поставка новых автомобилей к парку, % | 33 | 20 | 14 | 11 | 9 |
Годовая потребность в капитальном ремонте комплекта основных агрегатом к поставке новых автомобилей, % | 29 | 100 | 137 | 175 | 202 |
Годовая потребность в капитальном ремонте комплекта основных агрегатов, % | 44 | 100 | 108 | 115 | 117 |
Потребность в рабочей силе на ТО и ТР в АТП, % | 91 | 100 | 111 | 117 | 131 |
Потребность в запасных частях, % | 44 | 100 | 119 | 145 | 142 |
Затраты на запасные части к стоимости поставки новых автомобилей, % | 16 | 27 | 37 | 54 | 60 |
Общие приведенные затраты на перевозки, % | 110 | 100 | 105 | 109 | 120 |
Необходимость «омоложения» автомобильных парков диктуется безопасностью движения, экологическими и экономическими требованиями. Кроме того, сокращение сроков службы позволяет интенсифицировать процесс внедрения новых конструкций автомобилей, т.е. способствует НТП.
Некоторые практические рекомендации по формирования возрастной структуры парка.
-
Возрастная структура парка оказывает существенное влияние на все показатели работы парка и инженерно-технической службы (ИТС), которая обязана анализировать возрастную структуру парка и разрабатывать предложения по ее управлению.
Прогноз изменения возрастной структуры парка рекомендуется проводить, как минимум, ежегодно. Для внутрихозяйственных расчетов возрастные группы, особенно при различных условиях эксплуатации, целесообразно формировать с меньшим шагом, например, квартал или полгода.
-
Изменение возрастной структуры парка зависит от исходной структуры, темпов списания и пополнения, а также установленного срока службы автомобилей. Поэтому применительно к управлению возрастной структурой парков недопустимо планирование по достигнутому уровню (размеров списания в предыдущие периоды). -
В разные периоды существования парков они обладают разными провозными способностями, т.е. для выполнения одинаковой транспортной работы количественный состав парков должен изменяться. Для выполнения равной транспортной работы размер парка при его старении должен увеличиваться. -
Увеличение сроков службы автомобилей до списания без изменения их надежности приводит к существенному ухудшению показателей эффективности парка – средней производительности автомобиля, доходов, коэффициента технической готовности, потребности в рабочей силе, ПТБ, запасных частях. -
Существенного и устойчивого улучшения показателей работы парка можно добиться в результате его омоложения, т.е. своевременного списания автомобилей, выработавших установлен-ный ресурс. -
Увеличение темпов обновления парка способствует улуч-шению показателей эффективности и повышает интенсивность внедрения автомобилей новых конструкций.
82 Оценка работы ИТС
Как правило, на этих предприятиях в той или иной организационно-производственной форме функционирует инженерно-техническая служба, которая располагает определенной производственной базой, ресурсами и производственными подразделениями, составляющими ее организационно-производственную структуру и осуществляющими:
· хранение и в ряде случаев заправку автомобилей;
· постовые работы ТО и текущего ремонта, производимые непосредственно на автомобиле;
· работы по восстановлению снятых с автомобиля неисправных агрегатов, узлов и деталей, выполняемые в специализированных цехах и участках;
работы по обеспечению подготовки производства, запаса агрегатов, узлов и деталей на промежуточном и центральном складах, перегон автомобилей в производственных зонах и т.д.;
работы по содержанию, реконструкции и техническому перевооружению производственно-технической базы.
Инженерно-техническая служба (ИТС) - одно из главных функциональных подразделений организационной структуры управления АТП. Инженерно-техническая служба систематически анализирует состояние автомобильной техники, ведет учет отказов и неисправностей, выявляет конструктивно-технологические недостатки и своевременно информирует о них автомобильные заводы, устраняет выявленные недоработки. Это способствует повышению надежности, улучшению эксплуатационной технологичности, дальнейшему совершенствованию подвижного состава.
Успешное выполнение инженерно-технической службой своих функций зависит от следующих факторов: типа, возраста и условий эксплуатации подвижного состава, состояния производственной базы предприятия, обеспеченности запасными частями и материалами, удовлетворения потребности в КР автомобилей и агрегатов по внешней кооперации, уровня квалификации ремонтно-обслуживающего персонала и инженерно-технических работников, совершенствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей, уровня организации управления производством.
Средний возраст и возрастная структура парков достаточно стабильны для отрасли и объединений, но для отдельных АТП могут существенно изменяться за небольшие промежутки времени, что не может не отразиться на показателях эффективности работы парка в целом, потребных ресурсах, коэффициенте технической готовности, производительности, потребности в рабочей силе, ПТБ. Другими словами, возрастная структура парка влияет на работу ИТС и автомобильного транспорта в целом. Поэтому необходимо во-первых, уметь правильно определить существующую возрастную структуру парка во-вторых, ее прогнозировать с учетом объема поставки новых и списания старых автомобилей в-третьих, управлять возрастной структурой парков в-четвертых, использовать автомобили с учетом возраста и условий эксплуатации.
Список литературы
-
Зорин, В.А Основы работоспособности технических систем. Учебник для вузов / В. А. Зорин М.: ООО «Магистр-Пресс», 2005. – 536 с. -
Краткий автомобильный справочник под редакцией Артюхина В.Г. М.: НИИАТ Трансконсалтинг, 1994. -
Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобиля. Учебник для вузов, М.: Транспорт, 1991. -
Кузнецов, Е.С. Управление техническими системами. Учебное пособие. М.: МАДИ, 1997.