Файл: Отчет по практической работе 2 на тему Анализ надежности солнечных батарей.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Филиал «ВОСХОД»
Кафедра КиИЛА | Утверждаю |
Доцент____________О.Л. Шестопалова | |
| «___» __________ 2022 г. |
ОТЧЕТ
по практической работе № 2
на тему: «Анализ надежности солнечных батарей»
по дисциплине: Учебно-исследовательская работа студента
Студент гр. ДЛ4-46 _________Д.Б.Шынгысов
«___» __________ 2022 г.
Байконур 2022 г.
Цель практической работы
Целью работы является построение прогнозной модели, вычисление текущих и краткосрочных прогнозных данных с учетом динамики сезонных отказов при помощи линейного тренда.
Оглавление
1 Теоретическая часть 4
1.1 Основы понятия прогнозирования 4
1.2 Планирование 6
1.3 Классификация прогнозов 7
1.4 Этапы прогнозирования 9
1.5 Методы математического моделирования 10
2 Составление прогнозной модели 14
Вывод 27
1 Теоретическая часть
1.1 Основы понятия прогнозирования
Прогноз – это количественное, вероятностное, научно-обоснованное суждение о возможном будущем состоянии системы или явления и (или) о возможных альтернативах и сроках их реализации. Таким образом, прогнозирование является способом научного предвидения, в рамках которого применяется как сформированный ранее опыт, так и текущие предположения для определения будущих событий.
Сущность процесса прогнозирования состоит в том, что ученый - прогностик с помощью определенного инструментария и специальных методов исследует и анализирует имеющиеся в его распоряжении данные об изучаемом явлении в текущий момент, о возможных, наблюдавшихся ранее, динамических закономерностях для исследуемой системы, о контексте и окружающей среде объекта. Он ставит своей целью превратить полученную информацию в систему знаний о поведении объекта или его будущем состоянии с определенной степенью достоверности. Всё это позволяет выявить тенденции или оценить возможные изменения в социально-экономических, экономических процессах, их вероятность и альтернативы. Наука, которая изучает способы и законы прогнозирования, называется прогностикой. Также существует термин предвидение, который расширяет понятие прогнозирования – это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от характера воздействия и степени конкретности на ход изучаемых процессов и явлений можно выделить четыре понятия предвидения, которые упорядочены по степени конкретности:
1) гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории, закономерности;
2) предсказание – это предвидение таких событий, количественная характеристика которых невозможна или затруднена;
3) прогноз по сравнению с гипотезой имеет большую определенность и позволяет характеризовать будущее также и с количественной стороны;
4) план – это постановка точно определенных целей и предвидение конкретных детальных событий исследуемого объекта. В плане зафиксированы пути и средства достижения поставленных задач.
Прогнозы являются обоснованными суждениями о вероятности наступления одного или нескольких событий (о возможных состояниях процесса, явления). Так как предмет предположения может быть реализован только в будущем, невозможно сделать прогноз со 100%-ной гарантией (надежностью). Естественно, практически невозможно учесть все возможные изменения прогнозного фона (окружающей среды) в одном прогнозном предположении, поэтому причины возможных ошибок в прогнозах полностью исключить нельзя. Он является не только вероятностным, но и многовариантным. В случае, когда имеется несколько путей развития событий, создается несколько возможных сценариев. Сценарий – это описание будущего, составленное с учетом правдоподобных положений относительно определенной совокупности условий будущего развития. Обычно прогноз включает несколько сценариев: например, пессимистический, оптимистический и оптимально-реалистический.
Основными функциями прогнозирования социально-экономических и экономических систем являются:
1) анализ процессов и тенденций;
2) исследование связей социально-экономических явлений в развитии объекта прогнозирования в конкретных условиях в определенном периоде;
3) оценка объекта прогнозирования;
4) выявление объектов прогнозирования;
5) оценка последствий принимаемых решений;
6) накопление научного материала для обоснованного выбора решений.
1.2 Планирование
Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой предпосылкой плановых расчетов. Главная характерная особенность планирования – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. В общем виде планирование можно определить как процесс принятий решений, который предшествует будущему действию. Можно сказать, что планирование представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения, конечным результатом которого являются плановые решения, лежащие в основе целенаправленной деятельности органов управления различных уровней. План − документ, который содержит систему показателей и комплекс мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения. Таким образом, наибольшую конкретность и определенность предвидение приобретает при написании планов.
План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга понятия, но отождествлять их нельзя. Характер прогноза является, в первую очередь, информационным и познавательным, тогда как план носит сугубо определенный, детерминированный характер. В прогнозе нет обязательных показателей и адресатов, а также он не предполагает обязательных действий или решений. План же требует предварительного обоснования целей, анализа доступных ресурсов, разработки очных норм. Он также обычно состоит из набора обязательных заданий, для которых устанавливаются ответственные за их исполнение. Прогнозирование может существовать отдельно от планирования, хотя часто является составной его частью. Большинство социально-экономических процессов не всегда поддается планированию, но является объектом прогнозирования.
1.3 Классификация прогнозов
Выделяют следующие типы квалификации прогнозов:
1) по направленности:
а) поисковые – прогноз нацелен на определение всего диапазона возможных изменений прогнозного объекта (рис. 1.1);
Рисунок 1.1 – Поисковый прогноз
б) нормативные – прогноз отражает необходимое или желаемое состояние прогнозного объекта, определенные нормы и идеальные представления тех или иных параметров (рис. 1.2.);
Рисунок 1.2 – Нормативный прогноз
2) по времени упреждения:
а) дальнесрочные – свыше 15 лет;
б) долгосрочные – свыше 5 лет;
в) среднесрочные – 3-5 лет;
г) краткосрочные – 1-3 года;
д) текущие – до 1 года;
е) оперативные – до 1 месяца;
3) по используемым методам:
а) экспертные;
б) модельные;
в) экстраполяционные;
4) по содержанию:
а) социально-политические;
б) естественно-научные;
в) финансово-экономические;
г) технико-технологические;
д) психологические и т.п.;
5) по степени включенности прогнозов в систему управления восприятием:
а) активные – прогнозные оценки встроены в процесс принятия решения на предприятии;
б) пассивные;
6) по степени детализации:
а) общие;
б) детализированные;
7) по степени вероятности будущих событий:
а) вариантные – описываются несколько вариантов будущего развития событий (рис. 1.3);
б) инвариантные – вероятность прогнозируемого события велика, и прогноз включает только один вариант развития событий;
Рисунок 1.3 – Вариантный прогноз
8) по способу представления результатов:
а) точечный – такое представление будущего содержит единственное значение исследуемого показателя;
б) интервальный – это такой прогноз, в котором определяется некоторый диапазон значений (интервал) изучаемого показателя (рис. 1.4);
Рисунок 1.4 – Точечный и вариантный прогнозы
9) по характеру прогнозных оценок:
а) количественные – результат численного моделирования;
б) качественные – словесное описание, рисунки, графики;
в) структурные – взаимосвязи и взаимозависимости;
10) по сложности объема прогнозирования:
а) сверхсложные – следует учитывать взаимосвязи между всеми переменными;
б) следует учитывать взаимосвязи и совместное влияние нескольких переменных;
в) простые – следует учитывать парные взаимосвязи;
г) сверхпростые – отсутствуют существенные взаимосвязи между переменными;
11) по периодичности проведения:
а) дискретные – разовые;
б) непрерывные – постоянно корректируются;
12) по масштабности объекта:
а) глобальные – общие тенденции в мировом масштабе;
б) макроэкономические – общие тенденции для экономики страны в целом;
в) структурные – межрегиональные и межотраслевые;
г) региональные – прогноз для регионов;
д) отраслевые.
1.4 Этапы прогнозирования
Практически для любой разновидности прогнозов можно выделить типовые этапы процесса прогнозирования:
1) предпрогнозная ориентация. На этом этапе формулируется и описывается объект прогнозирования; выделяется предмет; выполняется постановка проблемы и определяются цели и задачи прогноза;
2) первичное моделирование предполагает построение некоторой начальной модели предмета исследования как системы количественный, качественных и структурных показателей. Также на этом этапе выдвигаются рабочие гипотезы, определяется ретроспектива (время начала прогнозирования) и перспектива (время упреждения прогноза), выбирается метод, структура и способ организации прогнозного исследования
;
3) информационный этап заключается в сборе данных об изменениях в прогнозном фоне, выявлении плюсов и минусов прогнозируемой системы, сборе и накоплении статистики по развитию изучаемой системы и систем- аналогов;
4) аналитический этап подразумевает диагностику текущего состояния системы и определение перспектив и тенденций ее развития, анализ проблем и выявление основных противоречий внутри системы, оценку возможностей системы и ее чувствительности к колебаниям прогнозного фона, анализ альтернативных путей развития системы, оценку необходимых ресурсов и их источников (при необходимости);
5) вторичное моделирование включает построение нормативной и/ или поисковой модели прогнозируемой системы;
6) этап контроллинга предполагает верификацию (проверку надежности) результатов, их сопоставление с иными моделями и предположениями экспертов;
7) итоговый этап заключается в разработке рекомендаций по управлению и планированию изучаемой системы, оформлении результатов в виде отчета и т.д.
1.5 Методы математического моделирования
Модель – это упрощенное представление системы (процесса или теории), предназначенное для улучшения нашей способности понимать, предсказывать и возможно контролировать поведение системы. Качество или количество информации, которая содержится в каждой модели, сильно различается, однако их общей характеристикой является то, что они помогают оценить результаты действий в реальной жизненной ситуации без совершения действий по изменению ситуации (то есть без экспериментов над реальной системой).
Математические модели – это набор математических и логических взаимосвязей между различными элементами системы. Наиболее часто для прогнозирования социально-экономических процессов используются статистические и эконометрические методы. Статистические наблюдения в социальных и экономических исследованиях обычно делаются регулярно через равные отрезки времени и представляются в виде временных рядов.
Статистические и эконометрические методы предполагают построение и испытание многих моделей для каждого временного ряда, их сравнение на основе статистических показателей качества и отбор лучшей для прогнозирования. Среди этих методов следует выделить прогнозную экстраполяцию трендом, метод огибающих кривых, адаптивные методы, регрессионные методы, методы анализа временных рядов.
Рассмотрим подробнее понятие прогнозной экстраполяции тренда, ее применение для оперативного и текущего прогноза.