ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бры КС ен Ко в А. А.

История развития радиосвязи на Севере (уроки истории)
B R Y K S E N KOV A . A .

The history of radio communications at the North (historical lessons)
Сведения об авторе:

БрыксенковАндрейАлександрович,заместительдиректораПредставитель-стваРоссийскогогосударственногогидрометеорологическогоуниверситетавМо-скве(Москва)

ets-spb@mail.ru

Author:

BryksenkovAndreyAlexandrovich,DeputyDirectoroftheRepresentativeOfficeoftheRussianHydrometeorologicalUniversityinMoscow(Moscow)

ets-spb@mail.ru
Аннотация

Большая часть территории Российской Федерации находится в северных широ- тах и в азиатской части. При этом значительная часть этой территории находит- ся в районах вечной мерзлоты, занимающих более 11 млн кв. км, что составляет около 65 % территории страны. В начале XX в. развитие хозяйственного ком- плекса северных регионов, заселение ранее пустынных территорий Сибири, до- быча природных ресурсов выдвигали требование о развитии Северного морско- го пути. Осуществление этой сложной задачи было бы невозможно без развития средств связи. И в настоящее время необходимость освоения обширных терри- торий, включая приполярные и полярные области, в которых часто отсутствует какая-либо наземная телекоммуникационная инфраструктура, требует решения задач обеспечения связью и информационной безопасности.

Abstract

A huge part of the territory of the Russian Federation is located in the Northern lat- itudes and in Asia. At the same time, a significant part of this territory is located in permafrost regions, occupying more than 11 million square kilometers, which is about 65 % of the country's territory. At the beginning of the 20th century the development of the economic complex of the Northern regions, the settlement of previously deserted



territories of Siberia, the extraction of natural resources are demanded the develop- ment of the Northern sea route. This challenge would not have been possible without the development of communications. And currently, the need for development of vast territories, including sub-polar and polar regions, which are currently often no ter- restrial telecommunications infrastructure, requires the solution of tasks of providing communication and information security.
Ключевые слова:

cвязь, телекоммуникации, история освоения Арктики, развитие Арктики, Север- ный морской путь.

Keyword:

communications, telecommunications, history of Arctic exploration, Arctic develop- ment, Northern Sea Route.


В
настоящее время условия развития информационно-телекомму- никационной инфраструктуры в Российской Федерации характе- ризуются высоким уровнем развития сетей связи в крупных насе- лённых пунктах и низким уровнем проникновения услуг связи в малых и удалённых населённых пунктах, в т. ч. расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). На арктических же территориях западных стран сначала строятся дороги, появляется связь, и только потом уже приходит бизнес, развивается туризм, селят- ся люди (в качестве примера – территориальное покрытие Норвегии сигналом 4G составляет порядка 91 %, а в Архангельской, Мурманской

области порядка 2 %). Такому же подходу учит история.

Историю развития радиосвязи на Севере можно разделить на ряд этапов, основными из которых являются: 1) зарождение радиосвязи на Севере; 2) развитие знаний в вопросах формирования, распростра- нения и применения радиоволн; 3) появление новых технологий в ра- диосвязи; 4) появление и развитие спутниковой связи; 5) переход от аналоговой к цифровой связи.

Начало создания радиосвязи на Севере России


В начале XX в. массовое заселение Сибири и развитие её хозяйственно- го комплекса, развитие промыслов в северных морях, попытки исполь- зования минеральных ресурсов всё настойчивее выдвигали требование об освоении Северного морского пути. Осуществление этой сложной задачи в начале столетия облегчалось прогрессом промышленности,
развитием транспортной техники и средств связи. Особую актуаль- ность вопрос об использовании Северного морского пути приобрёл во время Русско-японской войны. «Острая нужда в увеличении перевозок военных грузов на восток», по признанию министра путей сообщения князя М. И. Хилкова, застала водные пути Сибири «совершенно непод- готовленными для выполнения такого рода задачи»1.

Специально созданная комиссия, в состав которой вошли началь- ник Технического отделения Главного управления почты и телеграфа (ГУПиТ) Б. Г. Евангулов, главный механик Санкт-Петербургского по- чтово-телеграфного округа В. М. Нагорский и помощник начальника Главного гидрографического управления генерал-майор А. И. Виль- кицкий, в заседаниях 8 и 12 марта 1905 г. признала, что «Северный мор- ской путь к устьям рек Енисея и Оби через Карское море находится в настоящее время в неудовлетворительном состоянии»2. Для безопас- ности судовождения было признано целесообразным устройство четы- рёх радиостанций в
проливах Маточкин Шар, Карские Ворота, Югор- ский Шар и в устье реки Печоры; для соединения радиостанции в устье Печоры с телеграфной сетью империи требовалось провести к ней воздушную телеграфную линию от телеграфной станции в селе Усть- Цильме. Исходя из общей экономической обстановки, ни Министер- ство внутренних дел, ни Главное управление торгового мореплавания и портов не вышли в законодательные учреждения с ходатайством о финансировании предполагаемого проекта, и он был отложен до более благоприятных времён.

Вернулись к его реализации только в 1911 г. Местами располо- жения радиостанций были выбраны: в Югорском Шаре – восточ- ный берег материка у мыса Лаккерзали против о. Сокольего, в Кар- ских Воротах о. Вайгач напротив о. Оленьего и о-вов Новосильцева, в Байдарацкой губе – устье р. Маре-Яга на мысе Маре-Сале полуо- строва Ямал. Под строительство мощной радиостанции в Архангель- ске был выбран участок казённой земли в семи верстах от города и в двух верстах от железнодорожной станции Исакогорка (рис. 1). Мощ- ность радиостанций в Архангельске и Югорском шаре должна быть 8 кВт, в Карских Воротах и на мысе Маре-Сале 1,5 кВт. Кроме того, для связи первых двух станций с судами в Белом и Карском морях на них предусматривалась установка радиостанций с мощностью передатчи- ка в 1,5 кВт. Организация сбора и передачи
результатов наблюдений




  1. Цит. по: Глущенко А. А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900– 1917 гг.). СПб., 2005. Ч. 3. С. 376.

  2. Там же. С. 378.


предусматривала передачу сведений с Вайгача и Маре-Сале в Югор- ский Шар, откуда с помощью мощного радиопередатчика они переда- вались в Исакогорку, радиостанция которой имела связь с телеграф- ной сетью империи. По итогам рассмотрения результатов конкурса на поставку и установку радиостанций в заседании технической под- комиссии ГУПиТ 23 и 28 декабря 1911 г. предпочтение было отдано проекту Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (выделено 112 273 руб. 4 коп.). 16 августа 1913 г. работы на Архангель- ской радиостанции были закончены, установлена связь с Югорским Шаром. Станция была признана действующей. 15 сентября 1913 г. со- стоялось её освящение.

Условия службы на первых радиостанциях были тяжёлые. Побы- вавший в августе 1917 г. на ледокольном пароходе «Владимир Руса- нов» на Вайгаче и в Югорском Шаре инженер Архангельского почто- во-телеграфного округа 12 октября докладывал, что все стены зданий покрыты трещинами в 1–1,5 дюйма; часть стен лежит всецело на двер- ных косяках, в некоторых местах превращённых в щепу. Из-за осадки фундамента началось разрушение потолка из бетонных плит. Особен- но подверглись разрушению внутренние стены зданий. Дымоходы пе- чей были забиты сажей, из-за чего дым проникал в помещения стан- ций, придавая им «вид кузницы», а не жилого дома1.

Таким образом, несмотря на трудности