Файл: СевероКавказский федеральный округ является одним из наиболее сложных регионов России, который характеризуется национальным и культурным многообразием, а также социальноэкономическими проблемами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


 

Северо-Кавказский федеральный округ является одним из наиболее сложных регионов России, который характеризуется национальным и культурным многообразием, а также социально-экономическими проблемами.

В связи с этим, правительство Российской Федерации разработало программу «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», которая ставит своей целью устойчивое социально-экономическое развитие региона. Она была разработана с учетом особенностей региона и охватывает многие аспекты жизни населения, включая экономику, образование, науку, транспортную инфраструктуру, укрепление государственного управления и т.д.

В курсовой работе рассматриваются основные направления программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», а также меры, предусмотренные в рамках каждого направления.

Данная работа имеет практическую значимость, так как позволяет рассмотреть конкретные меры по устойчивому социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа. Результаты и выводы, полученные в ходе выполнения курсовой работы, могут быть использованы при разработке планов и программ по улучшению жизни населения региона.

Цель исследования – изучение социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в рамках программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и определение эффективности мер, принятых в рамках программы.

Задачи исследования:

– исследовать виды, цели и задачи государственных программ РФ;

– охарактеризовать реализацию государственных программ в субъектах РФ: программный блок «Сбалансированное региональное развитие»;

– изучить цели, задачи и мероприятия программы Развитие Северо-Кавказского федерального округа»;

– проанализировать перечень государственных программ Республики Северная Осетия-Алания;

– внести предложения по повышению эффективности реализации государственных программ.

Предметом исследования является социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа в рамках программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".

Объектом исследования являются государствнные программы.


Глава 1. Государственные программы РФ: понятие и виды 

1.1. Виды, цели и задачи государственных программ РФ




Государственная программа является механизмом решения наиболее важных государственных проблем.

Государственная программа Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики по соответствующим направлениям социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1.

В Положении о системе управления государственными программами Российской Федерации выделены следующие типы государственных программ2:

– государственная программа Российской Федерации, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики, в том числе национальных целей, в рамках конкретной отрасли или сферы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

– государственная программа Российской Федерации, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики межотраслевого и (или) территориального характера, в том числе национальных целей, затрагивающих сферы реализации нескольких государственных программ.

Цель государственной программы отражает конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации программы, характеризующие ее достижение. При всей важности описательного характера цели государственной программы, задачи ее практического воплощения требуют формализованного описания в виде показателя. Поскольку универсального показателя нет, цель государственной программы не может быть выражена одним показателем и требует формирования системы показателей. Из числа целевых показателей отбираются контролируемые из них, значения которых планируются к достижению. По фактическим значениям контролируемых показателей определяют степень достижения цели.



В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации показатель государственной программы – количественно измеримый показатель, характеризующий достижение целей государственной программы и отражающий конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации государственной программы3. Следовательно, отобранные показатели, формирующие совокупность показателей государственной программы развития промышленности, увязываются с целями программы. Цели государственной программы, выраженные показателями, должны быть актуальными, конкретными, достижимыми, измеримыми и ограниченными во времени4.

Чтобы отобранные показатели представляли собой систему, они должны отвечать таким требованиям5:

– показатели должны всесторонне охватывать рассматриваемый процесс или явление и быть увязаны между собой в единой комплексной системе;

– набор показателей должен быть лаконичным, но охватывать все стороны процесса или явления;

– показатели системы должны дополнять, но не дублировать друг друга; система показателей - это не сумма отдельных ее частей, а качественно новое образование, которое несет информацию о том новом, что появляется в результате их взаимодействия;

– частные показатели в системе должны быть увязаны с обобщающими показателями, должна быть создана возможность интеграции показателей в одну комплексную обобщенную характеристику.

В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации в число показателей государственных программ включаются6:

– показатели, характеризующие достижение целей государственных программ;

– показатели приоритетов социально-экономического развития и обеспечения государственной безопасности.

Цели государственной программы и цели приоритетов социально-экономического развития формулируются с указанием целевых значений показателей, отражающих конечный социально-экономический эффект.

Индикаторы государственных программ выводятся из первичных показателей и представляют собой относительные удельные или структурные показатели. Индикаторы, характеризующие целевой результат, являются целевыми индикаторами. Индикаторы привязаны к показателям и к тем целям, которые эти показатели описывают в формализованном виде.


Инструментарий разработки и оценки программы выстраивается в систему, структурно состоящую из нескольких компонентов, связанных между собой последовательностью формирования (рис. 1).


Рисунок 1 – Система инструментария разработки и оценки государственной программы
Среди всех показателей развития разработчиками программы должны быть выбраны те индикаторы, которые качественно характеризуют ход ее реализации, решение основных задач и выполнение целей [9, с. 489-490]. Индикаторы могут быть статистическими показателями, но могут и рассчитываться на базе статистических показателей.

Индикаторы могут применяться не только в виде частных показателей, но и в интегральном виде, в частности, в виде индексов - безразмерных относительных величин7.

Применительно к программе критерий оценки можно рассматривать как признак, на основе которого осуществляется оценка вклада программы в реализацию поставленной цели. Критерий должен быть один, однако, это удается лишь в исключительно простых случаях. В подавляющем большинстве случаев, в том числе в программе развития промышленности, задача связана с необходимостью учета множества требований - экономических, социальных, инновационных, экологических, интеграционных, каждое из которых может характеризоваться одним или несколькими критериями. Задача становится многокритериальной. Многокритериальная задача завершается конструированием одного обобщающего или интегрального критерия, позволяющего оценить близость полученного результата реализации программы к ее цели.

Обобщающий (интегральный) критерий с помощью системы показателей, которые он интегрирует, всесторонне описывает цель, а затем степень достижения цели оценивается с помощью этого же критерия. Оценивание по критерию есть оценивание по ожидаемому результату, в качестве которого выступает цель, а результатом оценивания является степень достижения цели. Для того, чтобы интегрировать показатели в критерий и сравнивать значения показателей с критерием, они должны быть безразмерными.

1.2. Реализация государственных программ в субъектах РФ: программный блок «Сбалансированное региональное развитие» 


  

Сбалансированное территориальное развитие является одним из национальных приоритетов, утвержденных российскими властями. Существует множество объяснений понятию «сбалансированность». В любом случае сбалансированное развитие – это цель каждого территориального образования страны по обеспечению достойного уровня жизни и экономического роста для своих граждан. Для этого необходимо соблюдать
баланс федеральных и региональных интересов, обеспеченность бюджета субъекта, качественное управление финансами и потребности населения. Таковы цели, изложенные в блоке плана «Сбалансированное региональное развитие», опубликованном на официальном портале госпрограмм Российской Федерации. Блок включает в себя шесть статусных программ:

1) «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и региона озера Байкал»;

2) "Социально-экономическое развитие Арктического региона Российской Федерации";

3) «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»;

4) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года»;

5) «Социально-экономическое развитие Калининградской области»;

6) «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".

Этот список наглядно демонстрирует одну из важнейших стратегических целей российской национальной политики - развитие приоритетных геополитических территорий. К ним относятся северные, южные, западные и дальневосточные регионы Российской Федерации. Для страны сбалансированное развитие здесь - это, главным образом, экономический рост регионов, имеющих приоритетное значение для будущего страны. Однако не все так просто. Многие вопросы по-прежнему актуальны. Дело в том, что даже если гипотетический баланс территориального развития будет достигнут, между регионами могут возникнуть существенные различия. Причины: различия в темпах экономического развития, недооценка исторических особенностей экономической специализации, просчеты или ошибки в планировании и управлении в период реформ. В результате экономический рост в некоторых регионах замедлился, а уровень жизни населения и производительность труда снизились.

1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

2 Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 (ред. от 28.12.2022) «О системе управления государственными программами Российской Федерации»

3 Приказ Минэкономразвития России от 17.08.2021 № 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»

4 Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 (ред. от 28.12.2022) «О системе управления государственными программами Российской Федерации»