ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
1.Клинические методы исследования рефракции 4
2.Дальнозоркость (гиперметропия) 7
Заключение 9
Список использованных источников 10
Введение
Зрение - величайшая ценность для каждого из нас. Мы получаем 80% информации об окружающем мире через зрение. Именно поэтому способность видеть является одним из главных качеств человека.
Наши глаза различают порядка 10 млн оттенков света и около семи миллионов оттенков цветов. В то же время человек, чтобы видеть, одновременно использует глаза и мозг. Для этого недостаточно простой аналогии с фотоаппаратом. Глаз посылает в мозг более миллиарда нервных импульсов за секунду, что составляет около 75% от всего потока нашей информации.
И человек воспринимает окружающий мир через свои чувства: зрение, слух, обоняния и ощущения. Хотя все эти чувства очень важны, говорить о том, что они одинаково значимы для каждого человека было бы неправильно. Именно поэтому, по мнению специалистов, до 90% информации об окружающем нас мире мы воспринимаем с помощью зрения. Оставшиеся 10% (или около того) делятся остальными каналами восприятия внешнего мира.
Безусловное утверждение о том, что здоровье глаз и ясность видения оказывают наибольшее влияние на качество нашей жизни. Отсюда очевидна необходимость самого внимательного и бережного отношения к нашим глазам.
Цель работы: рассмотреть основы физиологической оптики.
Задачи:
-
Рассмотреть клинические методы исследования рефракции; -
Изучить гиперметропию.
-
Клинические методы исследования рефракции
Субъективное определение рефракции заключается в подборе корригирующего стекла под контролем проверки остроты зрения, при этом каждый глаз исследуют отдельно. Если острота зрения без коррекции равна 1,0, то это чаще указывает на эмметропию или гиперметропию слабой степени. Однако если нормальной является острота зрения более 1,0, то суждение о виде и степени рефракции может быть иным.
Для уточнения клинической рефракции, как правило, необходимо перед исследуемым глазом ребенка поставить двояковыпуклое стекло силой в +0,5 D. При эмметропии фокус лучей соберется перед сетчаткой — зрение ухудшится [4].
Если же с приставлением собирательного стекла силой в 0,5 D отмечается улучшение зрения, то это указывает на наличие гиперметропии, при которой это стекло уменьшает напряжение аккомодации и приближает главный фокус к сетчатке.
Если же острота зрения меньше 1,0, то исследование рефракции также начинают с приставления слабого (0,5 D) собирательного стекла. Это стекло исключает импульс к аккомодации и дает возможность получить четкий ответ об ухудшении или улучшении зрения.
Если собирательное стекло улучшило зрение, то у ребенка гиперметропия; далее, приставляя более сильные собирательные стекла, находят такое, с которым обследуемый дает наилучшую остроту зрения. Приставление нескольких следующих стекол может не изменить остроты зрения. Наконец, более сильное стекло, поставленное перед глазом, ухудшает остроту зрения. На степень гиперметропии укажет наиболее сильное стекло, с которым получена наилучшая острота зрения.
Рисунок 1 – Определение гиперметропии [3]
В случае слабого рассеивающего стекла зрение ухудшается, нужно поставить перед глазом слабое отражающее стекло. Улучшение остроты зрения будет свидетельствовать о наличии близорукости, а также указывать на наличие у обследуемого дальнозоркости. Затем накладывают более сильные стекла и затем устанавливают такие, при которых у обследуемого наблюдается самая высокая острота зрения. Поэтому стекло более сильной степени может быть использовано для того чтобы сделать зрение еще острее. Как правило, при миопии степень ее будет определяться наименьшим стеклом, с которым получена лучшая острота зрения. Небольшие по площади отражающие стекла перемещают фокус лучей на сетчатку и включают рефлекторную реакцию, чтобы нейтрализовать появившуюся гиперметропию. Когда миопом аккомодация постоянно включена, у человека возникают неприятные субъективные ощущения (атмосфера астении) и поэтому степень миопии определяет самое слабое рассеивающее стекло, с которым достигается наивысшая острота зрения.
Сферические стекла, преломляющие одинаково во всех направлениях, не могут при астигматизме совместить различно расположенные фокусы главных меридианов на сетчатке.
У детей для определения рефракции широкое применение нашли объективные методы: скиаскопия, рефрактометрия и офтальмометрия; последний метод позволяет выявить астигматизм роговицы.
Рефракцию чаще определяют скиаскопическим методом. Исследованию рефракции предшествует определение остроты зрения. Затем необходимо добиться у ребенка паралича аккомодации. С этой целью назначают закапывание в конъюнктивальный мешок 1% раствора атропина в течение 7—10 дней по 2 капли 2 раза в день. В некоторых случаях при одинаковых скиаскопических данных, полученных после однократного закапывания атропина и после 3-дневной атропинизации, можно считать их достаточно точными [2].
Скиаскопия — теневая проба, проводится в затемненной комнате. Лампочка, которая освещает помещение – это матовая электрическая лампочка 60-80 ватт. Её располагают слева от больного ребенка и несколько позади него. При осмотре врач садится напротив пациента, освещая его плоским зеркалом офтальмоскопа, который он держит перед своим правым глазом. Луч света от глаза, обследуемого попадает в глаз исследуемого, а зрачок светится красным цветом. Поворачивая офтальмоскоп вверх или налево, врач может заметить затемнение — тень в зрачке с одного края и постепенно распространяющаяся на весь глаз. В направлении перемещения этого движения тени зависит от вида зеркала (плоское или вогнутое), расстояния, на котором находится исследователь и положения дальнейшей точки ясного зрения обследуемого. Это положение рефракции у него также есть при его анализе. Как правило, более четкая тень получается при плоском зеркале и предпочтительнее расстояние 1 м. Поэтому направление движения тени указывает на вид клинической рефракции в целом. Например, при исследовании на расстоянии 1 м плоским зеркалом (со стороны наблюдателя) зрачок затемняется также слева направо (со стороны наблюдателя). Также и в случае поворота его справа налево со стороны исследователя (рис. 2).
Рисунок 2 – Движения тени в зрачке при скиаскопии
а — одноименное с движением плоского зеркала; б — разноименное с движением плоского зеркала — при миопии, большей 1,0 D.
Это указывает на то, что у больного гиперметропия, эмметропия или миопия меньше 1,0 D. Если тень перемещается в противоположном движению зеркала направлении, т. е. справа налево, то это характерно для миопии больше 1,0 D. В тех случаях, когда при повороте зеркала тени нет, а также если зрачок остается красным или при сильном повороте затемняется весь, у обследуемого имеется миопия в 1,0 D.
После того как решен вопрос о виде клинической рефракции, методом нейтрализации уточняют степень рефракции. Для этого перед глазом ребенка ставят стекла, которые нейтрализуют его рефракцию до миопии в 1,0 D, что определяется по исчезновению движения тени. Так, при эмметропии, гиперметропии и миопии меньше 1,0 D приставляют собирательные стекла, постепенно увеличивая их силу, пока не подберут стекло, с которым тень исчезает, т. е. исследуемый станет миопом в 1,0 D. При миопии приставляют рассеивающие стекла до исчезновения тени. Эти стекла вмонтированы в скиаскопические линейки.
Иногда трудно уловить момент исчезновения тени. В таких случаях следует остановиться на том последнем стекле, при котором тень движется в сторону, характеризующую рефракцию.
-
Дальнозоркость (гиперметропия)
При гиперметропии изображения предметов, расположенных близко к глазу, фокусируется не на сетчатке, а за ней. При этом зачастую (хотя не всегда) предметы на удалении видятся четко и без затруднений. Отсюда термин дальнозоркость. Этот вид аметропии, по сути, прямо противоположен миопии и вызывается либо тем, что глаз сжат вдоль оси зрения, либо рефракция (преломляющая сила) роговицы и хрусталика недостаточна. Коррекция гиперметропии заключается в помещении перед глазом собирающей линзы, которая обеспечивает фокусировку изображений точно на сетчатке. Оптическая сила линзы для коррекции дальнозоркости зависит от степени гиперметропии и выражается в диоптриях со знаком «+» (плюс) [1].
Особенно значимо ранее выявление дальнозоркости в детском возрасте, так как её развитие без должного лечения может самым драматическим образом сказаться на качестве жизни пациента. Обычно дети рождаются с дальнозоркостью около +3D. В процессе роста ребенка формируется и меняет свою форму глазное яблоко. В результате к возрасту от 2 до 4 лет у большинства детей зрение становится нормальным.
Однако не редки случаи, когда динамика этого процесса не соответствует норме и очень важно, как можно раньше распознать это несоответствие. У детей с развивающейся гиперметропией начинают проявляться повышенная утомляемость, раздражительность, сопровождающаяся, зачастую, головными болями и даже тошнотой.
Гиперметропия, так же, как и миопия, обязательно нуждается в коррекции. Какой она должна быть - с помощью очков, контактных линз или же необходимо хирургическое вмешательство – должен установить врач–офтальмолог. Различают следующие степени выраженности гиперметропии :
от 0 до + 2D - слабая
от + 2D до + 5D - средняя
свыше + 5D - сильная
Заключение
Глаз человека представляет сложную оптическую систему.
Особенности рефракции приводят к снижению остроты зрения, что приводит к ограничению выбора профессии для молодых людей.
С целью сохранения нормальной зрительной функции нужно обеспечить, чтобы все преломляющие среды глаз были прозрачными и изображения от объектов в поле зрения формулировались на сетчатке. Работа зрительного анализатора должна нормализоваться. Нарушение любого другого пункта, как правило, ведет за собой слепоту или глухоту.
Список использованных источников
-
Аветисов, С.Э. Зрительные функции и их коррекция у детей / С.Э. Аветисов. - М.: Медицина, 2020. - 405 c. -
Офтальмогериатрия. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2021. - 304 c. -
Проблемы клинической офтальмологии. - М.: Алма-Ата, 2018. - 256 c. -
Розенблюм, Ю. З. Оптометрия / Ю.З. Розенблюм. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2018. - 200 c.