Файл: 1. Современные концепции личности. 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





ПЛАН


Введение 3

1. Современные концепции личности. 5

2. Изучение теоретической основы психологии личности с помощью сетевых ресурсов 8

3. Практическая реализация исследований психологии личности на сетевых ресурсах 12

Сайт Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования URL: http://migtik.narod.ru. 13

Сайт JungLand - аналитическая юнгианская психология - URL: http://jungland.indeep.ru 14

Описание: Библиотека статей спортивно-двигательной терапии. 15

Описание: изложение и объяснение различных психологических терминов, в том числе по психологии личности. 16

Заключение 18

Список использованной литературы 19

14. Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования URL: http://migtik.narod.ru. 19

15. JungLand - аналитическая юнгианская психология - URL: http://jungland.indeep.ru 19


Введение



Психология личности – это теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

Данная область психологии обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе - в этнических общностях), подходов к индивидуальному и групповому консультированию, экспертизе процессов принятия решения, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности.

Понятие личности складывается еще в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, одеваемую актером древнего театра, затем - самого актера и его роль в представлении. Впоследствии этим термином стали обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология личности интересуется индивидуальными различиями людей. Исследователи личности изучают целостную индивидуальность, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто дает больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и следовательно нужно понимать их именно в таком качестве. Таким образом, понятие личности является основополагающим понятием в психологии.


Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии ее тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций).

1. Современные концепции личности.



Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала ученых, возникали и развивались все новые теории. В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Различные теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Основные функции теорий личности:

1. Обеспечение понятийной основы, для объяснения каких-либо классов наблюдаемых, взаимосвязанных явлений;

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех известных в психологии концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева; Б.Ф. Ломова; А.В. Петровского; А.Г. Ковалева; С.Л. Рубинштейна; Е.В. Шорохова; К.Л. Абульханова; В.Н. Мясищева. Также проблемой личности занимались такие психологи как: Л.А. Бодалев; А.В. Брушлинский; В.В. Давыдов; В.П. Зинченко; И.С. Кон; А.Ф. Лазурский; В.С. Мерлин; К.К. Платонов; Н.И. Рейнвальд; В.В. Рубцов; Д.И. Фельдштейн.



Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, и никак не зависят от жизни в обществе. В том числе во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Среди многих российских работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

- темперамента (структуры природных свойств),

- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.


В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

По концепции динамической структуры личности (К.К. Платонов) наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек);

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память);

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Первый и второй пункты - социально обусловлены, третий и четвертый - обусловлены генетически. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

2. Изучение теоретической основы психологии личности с помощью сетевых ресурсов


Взгляды и теории классиков психологии, а также современных психологов по данному вопросу традиционно отражены в литературе, в печатной продукции. Однако сегодня, наряду с традиционными, существуют новые возможности глобальной сети – интернет. Здесь в полном объеме публикуются книги известных авторов, статьи современных психологов, их выводы и исследования по вопросам психологии личности, а также консультации пользователей по интересующим вопросам, предложения новых методик, тестирования и специализированная психологическая направленность в смежных областях (например, в медицине, спорте и т.д.).

Сайт Психологическая наука и образование (Журнал) - URL:
http://www.psyedu.ru/main.php; Новости: http://www.psyedu.ru/news.php.

Описание: Разработки в области психологической диагностики, модели психологических служб в Москве и регионах. Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией. Архив статей за 1996-2003 гг. Обзоры новейшей психологической литературы.

Сайт посвящен публикациям научных исследований по общей, педагогической, возрастной, специальной психологии. Например, статья В.В. Бойко «Подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность» рассматривает десять основных личностных подструктур (интеллектуальная, ценностно-ориентационная, этическая, эстетическая, эмоциональная, сенсорная (чувственная), энерго-динамическая, алгоритмическая, характерологическая, функциональная), образующих целостную личность.

Сайт IVSoftware Psychology OnLine - Материалы по психологииURL: http://www.psychology-online.net/ Новости: http://www.psychology-online.net/news/news.html.

Описание: Библиотека, тесты, портретная галерея классиков психологии. Коллекция ссылок. Доска объявлений по психологии "Психологический форум".

Сайт содержит публикации известных российских и зарубежных психологов. Библиотека сайта раскрывает основные зарубежные теории личности:

Психоанализ. З. Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Его стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность по Фрейду - способная и стремящаяся создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".

Индивидуальная психология. А. Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке и для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо это проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.