Файл: Личностные особенности психолога консультанта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочнная



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Психоконсультирование»
На тему: «Личностные особенности психолога консультанта »

Группа ММ19П191
Студент
Г.М. Романюта

Преподаватель
Т.Я.Решетова
МОСКВА 2023 г.

Содержание



Введение 3

1. Личностные особенности психолога – консультанта 6

1.1 Общая характеристика личных особенностей, как психических черт 6

1.2 Личностные особенности психолога-консультанта в трудах по психологии 8

2. Исследование личностных особенностей психолога-консультанта 30

2.1 Организация исследования 30

2.2 Анализ результатов исследования 32

Заключение 40

Список использованной литературы 42



Введение



Актуальность темы. Тема «Личностные особенности психолога-консультанта» является актуальной и востребованной современностью, в связи с расширением сферы услуг в области психологии. За последние годы в нашей стране произошло резкое увеличение общего числа специалистов, которые считают себя психологами. К сожалению, многие из них всего лишь владеют документами, подтверждающими их квалификацию, но не дающие гарантию получения качественной психологической помощи. В силу ряда причин за этот же промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем. Реализация научных знаний в различных областях практики, возросшая степень влияния современной психологической науки на социальные, экономические, и другие процессы, повысили ее значение для общества в целом. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое.


Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта междунормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта.

Цель работы: описание и анализ личностных особенностей психолога-консультанта.

Задачи исследования:

  1. Построение гипотез о личных особенностях психолога-консультанта, на основе теоретического анализа.

  2. Выдвинуть две группы испытуемых: студенты факультета психологии и студенты факультета информатики и математики.

  3. Изучить личностные особенности студентов факультета психологии.

  4. Изучить личностные особенности студентов информатики и математики

  5. Сопоставить данные, полученные в ходе изучения личностных особенностей студентов факультета психологии, и студентов факультета информатики и математики.

Гипотеза исследования:

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы такие методы:

- Анализ и систематизация научных данных (при исследовании научно-теоретических положений относительно личностных особенностей психолога-консультанта)



- Тестирование «Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105)»

- Тестирование «Методика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко)»

- t-критерия Стьюдента

В исследовании принимали участие студенты-выпускники факультета психологии и управлении человеческими ресурсами, и студенты-выпускники факультета информатики и математики БФУ им.Канта, в возрасте от 22 до 29 лет, (40 % юноши, 60% девушки).

Практическое значение полученных результатов заключается в возможности их использования при:

- подготовке будущих психологов-консультантов в высших учебных заведениях.

- выработке рекомендаций по организации учебного процесса на факультетах психологии, направленного не только на повышение уровня знаний, умений и формирования навыков, но и развитие личностных особенностей студентов-психологов.


1. Личностные особенности психолога – консультанта

1.1 Общая характеристика личных особенностей, как психических черт


эмпдент психолог консультант

Для начала определим, что представляют из себя личные особенности. Из-за того, что категория «личностных особенностей» довольно абстрактна и не в абсолютной мере соответствует традиционному понятийному аппарату психологии, оговоримся, что под личными особенностями в предоставленной работе мы имеем в виду не что другое, как психологические качества, в частности черты личности.

Возьмем, к примеру, Маклакова А.Г., он разграничивал психологические качества на классы:

1) направленность – набор стойких мотивов, ориентирующих работу личности и сравнительно независящих от ситуации;

2) характер – набор персональных психологических качеств, складывающихся в работе и проявляющихся в обычных для предоставленного человека методик работы и формах поведения;

3) способности – индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием удачного выполнения продуктивной деятельности;

4) характер – индивидуально - своеобразные качества психики, отражающие динамику психологической работы человека, и проявляющиеся автономно от его целей, мотивов и содержания.

Немов Р.С. писал, что психологические качества - это устойчивые образования, обеспечивающие конкретный качественно-количественный степень работы и поведения, обычный для предоставленного человека.

Общая классификация психологических качеств:

1) психологические личные черты – качества характера и нрава, а еще мотивационные черты;

2) возможности, между которых различают совместные, частные (модальные) и особые (умения);

3) качества сознания и самосознания;

4) общественные установки и межличностные отношения–называемые «социально-психологические свойства личности».

Одно из психологических качеств – личные черты.

В новом психическом словаре личные черты ориентируются, как «устойчивые, повторяющиеся во всевозможных обстановках особенности поведения индивида»

Дж. Адамс приглашает определение личной черты: «Это особенная элементарная единица личности, описывающая конкретные предрасположенности человека в отношении его вида мыслей, чувств и поведения… говоря о личности человека, мы в действительности называем набор черт, описывающих сплошное назначение дум, чувств и поведения человека.


Также стоит упомянуть диспозициональную концепцию личности Г. Олпорта. В ней личностная черта содержит 8 критериев определения:

1) черта личности – это не только номинальное обозначение. Черты личности считаются реальной и актуально необходимой частью существования человека;

2) черта личности –обобщённое качество, чем привязанность. Черты личности обусловливают относительно постоянные и общие особенности поведения человека;

3) черта личности – определяющий элемент поведения;

4) жизнь черт возможно вывести эмпирически;

5) черта личности только сравнительно независима от других черт. Черты личности имеют все шансы высоко коррелировать между собой;

6) черта личности не считается синонимом моральной или же общественной оценки. Черты личности считаются настоящими особенностями индивидуума;

7) черту личности, возможно, рассматривать или в контексте личности, у которой она была выявлена, или по её распространённости в обществе;

8) то, что действия и привязанности не согласуются с чертой личности, не считается подтверждением недоступности предоставленной черты. Во-1-х, не у всякого человека черты имеют схожий уровень интегрированности. Во-2-х, индивид может владеть противоречивыми чертами. В-третьих, в кое-каких случаях наружные обстоятельства в большей мере, чем личные черты, считаются детерминантами определённого поведения.

Г. Олпорт проводил различия между персональными и общими чертами:

• общие черты (называемые еще измеряемыми или же узаконенными) – всевозможные свойства, свойственные некому численности людей в границах предоставленной культуры;

• индивидуальные черты (называемые еще морфологическими) – эти свойства индивида, которые появляются уникально у всякого определенного человека и отражающие более буквально его личностную структуру.

В исследовании личных особенностей психолога-консультанта,я использовала 16-ти факторный личностный опросник Р.Кеттела.

1.2 Личностные особенности психолога-консультанта в трудах по психологии



После того как мы обусловились с совместной чертой личных особенностей, возможно перейти к личным особенностям психолога-консультанта. Основная масса людей понимают о том, что психологи-консультанты и психоаналитики обязаны владеть некоторым количеством профессиональных свойств, но в последнее время всё чаще подымается вопрос о личных качествах специалиста по психологии –консультанта. Обязан ли учащийся ВУЗа психического факультета владеть некими особыми качествами? Или же довольно приобретенных познаний, чтобы дать нуждающемуся клиенту высококачественную помощь? Для того что бы ответить на эти вопросы я обратилась к уже имеющимся в психологии познаниям о данном.