Файл: Расчет системы управления электроприводом с подчиненным регулированием координат.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Российской федерацииФедеральное агентство по образованиюСаратовский государственный технический университетБалаковский институт, техники, технологии и управленияРАСЧЕТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ С ПОДЧИНЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КООРДИНАТМетодические указания к выполнению практической работы по курсу «Электромеханические системы» для студентов специальности 210100 всех форм обученияОдобрено редакционно-издательским советом Балаковского института техники, технологии и управленияБалаково 2009ВВЕДЕНИЕПри проектировании систем управления электроприводом нижнего уровня, формирующим свойства собственно электропривода, используются различные способы управления. Наибольшее распространение получили системы, выполненные по принципам подчиненного регулирования. Отличительная особенность этого принципа – каскадное включение регуляторов, количество которых соответствует количеству контролируемых параметров электропривода, таких как ток и напряжение якоря, скорость вращения двигателя, положение вала приводного механизма. Цель работы: расчет двухконтурной системы управления электроприводом постоянного тока с подчиненным регулированием координат.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯНа рис.1 изображена обобщенная структурная схема системы подчиненного регулирования. Объект регулирования представлен в виде трех составляющих W1(p), W2(p), W3(p). Каждая из них характеризуется относительно "большой" постоянной времени и выходной координатой, по которой и организована обратная связь. Рис.1. Обобщенная структурная схема многоконтурной системы подчиненного регулирования На схеме регуляторы Wр1(p), Wр2(p), Wр3(p) включены каскадно, причем на входе регулятора каждого из контуров сравниваются сигналы, пропорциональные заданному и действительному значениям выходной координаты данного контура, а выходное напряжение регулятора служит задающим сигналом для последующего контура. Поскольку каждый последующий контур получает задание (подчинен) от предыдущего контура, то системы, построенные по этому принципу, получили название систем подчиненного регулирования.В ряде практических случаев реальные контуры регулирования могут быть сведены к простейшим контурам, которые настраивают по техническому (модульному) или симметричному оптимуму. На рис.2 представлена функцио­нальная схема электропривода с подобной системой регулирова­ния. Двигатель Д с обмоткой возбуж­дения ОВД получает питание от управляемого тиристорного преобразователя ТП. Рис.2. Функциональная схема двухконтурной системы управления электроприводомСогласование номинальных значений напряжения питающей ТП сети

Составили: Мефедова Юлия Александровна

Власов Вячеслав Викторович

Рецензент Т.Н. Скоробогатова

Редактор Л.В.Максимова

Корректор А.М.Рогачева


То есть в качестве регулятора скорости при настройке на симметричный оптимум используется ПИ-регулятор.

В физических системах регулятор, как правило, реализуются на операционных усилителях (рис.7), передаточная функция которых определяется как отношение операторных сопротивлений обратной связи к входному сопротивлению:

.

(17)



Рис.7. Принципиальная схема ПИ-регулятора
Выражение (17) показывает, что ПИ-регулятор состоит из параллельного соединения усилительного и интегрирующего звеньев, параметры которых определяются уравнениями:

, ,

(18)

где kП – коэффициент усиления регулятора;

ТИ – постоянная времени интегрирования регулятора.

Задавшись одним из параметров, например емкостью, по заданным значениям kП и ТИ определяются резисторы сопротивления. Причем емкость С следует выбирать такой величины, чтобы сопротивления находились в определенных пределах: нижний – определяется допустимой нагрузкой операционных усилителей (суммарное сопротивление нагрузки не должно быть больше 2,4 кОм), верхний – помехоустойчивостью схемы (свыше 100 кОм чувствительность схемы к помехам растет). Оптимальная величина сопротивлений лежит в пределах 10…60 кОм.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

2. На основании исходных данных рассчитать недостающие параметры.

3. Исследовать внутренний контур тока, настроенный на технический оптимум. Рассчитать ПФ регулятора, построить переходные процессы и ЛАЧХ без регулятора и с ним. Сделать выводы.

4. Исследовать внешний контур скорости, настроенный на технический оптимум. Рассчитать ПФ регулятора, построить переходные процессы и ЛАЧХ без регулятора и с ним. Сделать выводы.


5. Исследовать внешний контур скорости, настроенный на симметричный оптимум. Рассчитать ПФ регулятора, построить переходные процессы и ЛАЧХ без регулятора и с ним. Сделать выводы.

6. Определить параметры ПИ-регуляторов, реализованных на операционном усилителе, емкости и сопротивлений.

7. Составить отчет по работе.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Исходные данные.

Силовая часть электропривода представляет собой систему тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока с независимым возбуждением.

Номинальные напряжения, ток, момент и скорость двигателя:

UНОМ=220 В, IНОМ=21 А, МНОМ=23,5 Н·м, ωНОМ=162 рад/с.

Сопротивление и индуктивность якоря и момент инерции двигателя:

RЯ=1,8 Ом, LЯ=0,019 Гн, J=0,05 кг·м2.

Коэффициент усиления и постоянная времени преобразователя:

kП=25, ТПμ=0,005 с.

Передаточный коэффициент тахогенератора (обратная связь по скорости):

kТГ= kОС=0,035 В·с/рад.

Передаточный коэффициент обратной связи по току:

kОТ =0,16 В/А.

Решение.

1) Рассчитаем недостающие параметры.

Коэффициент ЭДС kЕ:

, В·с.

Коэффициент момента kМ:

, Н·м А-1.

Электромагнитная постоянная времени двигателя:

с.

Механическая постоянная времени двигателя:

с.

Вспомогательный коэффициент k0:

, А/В.

2) Настроим внутренний контур тока на технический оптимум. Передаточная функция регулятора тока согласно (9):

.

Передаточная функция замкнутого контура, согласно (11):

.

Исследование внутреннего контура с регулятором и без, осуществляется самостоятельно, путем построения переходных процессов и логарифмических амплитудно-частотных характеристик.

3) Настроим внешний контур скорости на технический и симметричный оптимум. Передаточная функция регулятора скорости, настроенного на ТО, согласно (13):



.

Передаточная функция регулятора скорости, настроенного на СО, согласно (16):

.

4) Исследуем систему управления электропривода. На рис.8 представлены переходные процессы системы ( 1 – без регулятора скорости, 2 – с регулятором, настроенным на ТО, 3 – с регулятором, настроенным на СО). На рис.9 соответственно представлены логарифмические амплитудно-частотные характеристики (ЛАЧХ). По построенным графикам определяются все характеристики и делаются выводы о влиянии на качество процессов регуляторов, настроенных на технический и симметричный оптимум.


Рис.8. Переходные процессы внешнего контура скорости



Рис.9. ЛАЧХ внешнего контура скорости
5) Определим параметры ПИ-регуляторов.

Параметры усилительного и интегрирующего звеньев ПИ-регулятора тока, равны соответственно: kП=0,495, ТИ=0,022. Зададимся значением емкости С=1 мкФ, тогда с учетом (18):

кОм, кОм.

Параметры усилительного и интегрирующего звеньев ПИ-регулятора скорости, равны соответственно: kП=11,094, ТИ=1,8·10-3. Зададимся значением емкости С=0,5 мкФ, тогда с учетом (18):

кОм, кОм.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ




UНОМ

IНОМ

МНОМ

ωНОМ

RЯ

LЯ

J

kП

ТП

kОС

kОТ

1

60

2,86

0,39

314

0,46

0,02

15,3·10-4

25

0,009

0,016

1,17

2

60

2,27

0,49

209

0,94

0,038

15,3·10-4

50

0,008

0,024

1,47

3

110

1,53

0,39

314

1,48

0,069

15,3·10-4

25

0,009

0,016

2,18

4

110

1,22

0,49

209

3,0

0,129

15,3·10-4

50

0,009

0,024

2,73

5

60

4,57

0,65

314

0,23

0,013

20,4·10-4

25

0,011

0,016

0,73

6

60

2,72

0,585

209

0,52

0,032

20,4·10-4

50

0,012

0,024

1,23

7

110

2,46

0,65

314

0,765

0,043

20,4·10-4

25

0,011

0,016

1,36

8

110

1,46

0,585

209

1,74

0,108

20,4·10-4

50

0,012

0,024

2,28

9

60

5,6

0,81

314

0,284

0,01

35,7·10-4

25

0,007

0,016

0,60

10

60

4,3

0,97

209

0,645

0,02

35,7·10-4

50

0,006

0,024

0,78

11

110

3,05

0,91

314

0,945

0,034

35,7·10-4

25

0,007

0,016

1,09

12

110

2,33

0,97

209

2,2

0,068

35,7·10-4

50

0,006

0,024

1,43

13

110

8,2

2,96

262

0,237

0,015

135·10-4

25

0,013

0,019

0,41

14

110

5,0

2,92

157

0,605

0,042

135·10-4

50

0,014

0,032

0,67

15

220

4,1

2,96

262

0,85

0,061

135·10-4

25

0,014

0,019

0,81

16

220

2,5

2,92

157

2,38

0,168

135·10-4

50

0,014

0,032

1,33

17

110

19,2

6,25

262

0,147

0,006

408·10-4

25

0,008

0,019

0,17

18

110

13,0

7,15

157

0,42

0,016

408·10-4

50

0,008

0,032

0,26

19

220

9,5

6,25

262

0,58

0,066

408·10-4

25

0,023

0,019

0,35

20

220

6,4

7,15

157

1,7

0,027

408·10-4

50

0,003

0,032

0,52

21

110

36,6

12,5

262

0,06

0,003

662·10-4

25

0,010

0,019

0,09

22

110

18,2

10,4

157

0,192

0,012

662·10-4

50

0,013

0,032

0,18

23

220

12,6

10,7

262

0,435

0,014

662·10-4

25

0,006

0,019

0,26

24

220

18,2

12,5

157

0,239

0,023

662·10-4

50

0,019

0,032

0,18

25

220

27,2

19,4

262

0,39

0,009

127·10-4

50

0,005

0,019

0,12



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем заключается принцип подчиненного регулирования?

2. Как рассчитываются постоянные времени ДПТ?

3. Как выглядит структурная схема системы управления электроприводом постоянного тока с подчиненным регулированием координат?

4. Какой контур являются внутренним и внешним, какие постоянные времени компенсируются регуляторы в каждом случае?

5. В чем смысл настройки на технический оптимум?

6. Как выглядит передаточная функция разомкнутой системы при настройке на технический оптимум.

7. Какие параметры переходного процесса и ЛАЧХ имеет система при настройке на ТО?

8. Как выглядит регулятор внутреннего контура при настройке на ТО, когда объектом регулирования является апериодическое звено?

9. Как выглядит регулятор внешнего контура при настройке на ТО, когда объектом регулирования является интегрирующее звено?

10. В чем смысл настройки на симметричный оптимум?

11. Как выглядит передаточная функция разомкнутой системы при настройке на симметричный оптимум.

12. Какие параметры переходного процесса и ЛАЧХ имеет система при настройке на СО?

13. Как выглядит схема ПИ-регулятора?

14. По какому принципу осуществляется подбор элементов для ПИ-регулятора, реализованного на операционных усилителях?
ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Подготовка к работе – 1,0 акад.час

2. Выполнение работы – 2,0 акад.часа

3. Оформление работы – 1,0 акад.час
ЛИТЕРАТУРА
1. Терехов В.М. Системы управления электроприводов: учебник для студентов высш.учеб.заведений / В.М.Терехов, О.И.Осипов; под ред. В.М.Терехова. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2006. – 304с.

2. Соседка В.Л. Локальные системы автоматики и следящий электропривод: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений / В.Л.Соседка. – Днепропетровск: НГУ, 2003. – 144 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Основные теоретические сведения 2

Порядок выполнения работы 13

Пример выполнения задания 13

Варианты заданий 15

Вопросы для самопроверки 17

Время, отведенное на выполнение работы 17

Литература 17
РАСЧЕТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

С ПОДЧИНЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ КООРДИНАТ
Методические указания к выполнению практической работы по курсу

«Электромеханические системы» для студентов специальности 210100 всех форм обучения

Составили: Мефедова Юлия Александровна

Власов Вячеслав Викторович

Рецензент Т.Н. Скоробогатова


Редактор Л.В.Максимова

Корректор А.М.Рогачева






Подписано в печать





Формат 60х84 1/16

Бумага тип.

Усл. печ. л. 1

Уч.-изд.л. 0,875

Тираж 100 экз.

Заказ

Бесплатно


Саратовский государственный технический университет

410054, г.Саратов, ул.Политехническая, 77

Копипринтер БИТТиУ, 413840, г.Балаково, ул. Чапаева, 140