ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Оратор и его аудитория»
Студентка группы HSTP 707R
Абдусаттарова Диёрахон
Оратор должен уметь:
правильно представить себя перед аудиторией;
подготовить речь, текст для выступления;
устанавливать и поддерживать контакт со слушателями;
доходчиво и убедительно излагать материал, опираясь на логическую и эмоциональную стороны речи;
управлять настроением аудитории
Качества аудитории
Демографические данные(пол, возраст, уровень образования, национальная и региональная принадлежность)
Готовность к восприятию речи(уровень знаний, образования, заинтересованность и др.)
Мотивация слушания(интеллектуально-познавательная, морально-дисциплинарная, эмоционально-эстетическая)
Особое настроение слушателей и возможное отношение к предмету сообщения и оратора
Контакт со слушателями -это самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие ораторской речи и мечта каждого выступающего.
По определению психологов, контакт-это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающем и слушателями. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории учёные называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. ораторы и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства.
Как определить, удалось установить контакт или нет?
Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими- положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, «рабочая» тишина в зале.
Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский герой рассказа «Скучная история», вспоминая о своей лекторской деятельности, писал:
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, непохожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели -это одновременно и зрители.
Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей?
внешний вид
поведение оратора во время речи
слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор
форма преподнесения материала
Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф.Кони советовал лекторам:
Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это - важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
Типичные ошибки ораторов
Оратор держит руки за спиной
Оратор держит руки скрещенными ниже пояса
Оратор держит руки в карманах
Не стоит брать предметы для самоуспокоения(ручки, тетради, шпаргалки)