Файл: Логика и язык логические формы мысли и языковые структуры.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛОГИКА И ЯЗЫК
ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЫСЛИ И ЯЗЫКОВЫЕ СТРУКТУРЫ.
Выполнила:
магистрантка
1 курса 02031754 группы
Шокова Ольга Николаевна
- Главная цель логики состоит в том, чтобы найти правила и принципы обоснованных рассуждений.
- Логику чаще всего определяют как философскую науку о формах, в которых протекает человеческое мышление, и законы, которым оно подчиняется.
- Язык – средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, той или иной информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке, без такого выражения мысли одного человека оказываются недоступными другому.
- Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.
- Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки. Знак — это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знаки-символы.
Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
- Естественные языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.
- Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной — языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.
По происхождению языки бывают естественные и искусственные.
- Искусственные языки успешно используются и логикой для точного теоретического и практического анализа мыслительных структур.
- При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной деятельности и решают все информационно-накопительные и коммуникативные задачи.
- Существуют различные мнения: одни исследователи считают, что в качестве простейших мыслительных единиц следует рассматривать те из них, которые выражаются в языке одним словом, а в качестве сложных - словосочетаниями и предложениями. Другие предполагают, что простейшими мыслительными сущностями являются семы (семантические множители, семантические признаки, минимальные единицы значения), которые системно организуют лексические значения соответствующих слов и обнаруживаются только в результате компонентного анализа.
- логическая форма, или форма мышления, - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
- Закон мышления - это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
- В широком понимании мышлением называют любую форму отражения действительности высшей нервной системой. В этом значении термин применим не только к человеку: известно, что на вопрос «думают ли животные?» наука сегодня отвечает положительно.
- Чаще этот термин употребляется в узком смысле, называя им лишь собственно человеческий и неотделимый от языка тип мышления – способность человека мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Для лингвистики, естественно, главным предметом изучения является человеческое мышление в его отношении к языку.
- Выделяют три типа мышления, по-разному относящихся к языку:
- -практическое
- -наглядно-чувственное
- -абстрактно-логическое мышление.
- Практическое мышление – простейший тип мышления, который осуществляется непосредственно при совершении трудовых операций, когда мы манипулируем какими-либо орудиями и предметами.
- Практический тип мышления есть и у животных, но в элементарной форме инстинкта и подражания, поддерживаемого генетической памятью, например, умение строить гнезда, норы, использовать определенные типы охоты и т.п.
- У человека в основе навыков лежит не инстинкт, а сознательное обучение, общественный и личный трудовой опыт.
- Наглядно-чувственное мышление – осуществляется в форме представлений, т.е остаточных образов некогда воспринимавшихся предметов или ситуаций, поэтому его еще называют образным мышлением.
- Большую часть информации о внешнем мире мы получаем через зрение, соответственно, зрительные образы прочнее закрепляются в памяти и составляют основу образного мышления, хотя возможны и звуковые представления(мелодия), обонятельные, реже осязательные.
- Абстрактно-логическое мышление – это специфически человеческая высшая форма мышления, осуществляемая в понятиях, суждениях и умозаключениях и протекающая только в языковой форме. Его также называют вербальным мышлением.
- Основные формы абстрактно-логического мышления: понятие, суждение и умозаключение.
- Понятие – форма абстрактного мышления, которая отражает совокупность общих существенных свойств класса однородных предметов.
- Логическое суждение имеет двучленную структуру, которая включает предмет суждения и предикат суждения – то, что приписывают субъекту суждения.
- Умозаключение – форма абстрактно-логического мышления, в котором устанавливается зависимость между двумя или несколькими суждениями, что и позволяет делать вывод.
- Соответствие между любой формой абстрактного мышления и языковым способом ее выражения не является тождеством: языковые формы разнообразнее, свободнее, чем структуры формальной логики – логики теоретического мышления и выводного знания, в сравнении с которыми на протяжении многих веков изучали язык, прежде всего грамматику.