Файл: Мотивация как функция управления.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивация как функция управления

Вопросы:


Понятие мотивации

Сущность мотивации трудовой деятельности

Материальное и нематериальное стимулирование трудовой деятельности

Система управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности

Формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Принципы мотивации, необходимые в процессе управления

Понятие мотивации

  • Мотивация - готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей.
  • Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.
  • В целом, мотивация это психологическое воздействие на человека побуждающее к деятельности

Можно выделить мотивацию двух видов:

Положительная мотивация — это стремление добиться успеха в своей деятельности.

Отрицательная мотивация - к которой относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова.

Понятие мотивации и ее виды

Понятие мотивации

  • Процесс мотивации начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации.

Процесс мотивации
  • Сущность мотивации заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации.
  • С одной стороны, мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к действию, предполагающий возможность удовлетворения личных потребностей при достижении целей организации.
  • С другой стороны, мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения в результате внешних и внутренних воздействий.


Сущность
  • Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо и осознание индивидом того, какие действия нужно предпринять для восполнения этого недостатка.
  • Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.
  • Трудовой мотив – это та потребность (причина), для удовлетворения которой работник осуществляет высокопроизводительную трудовую деятельность.
  • Формирование мотива труда происходит, когда субъект управления распоряжается необходимым набором благ, соответствующим социально обусловленным потребностям человека.

Понятия

Понятия

Материальное

Нематериальное

Включает все виды денежных выплат, которые применяются в организации, и все формы материального неденежного стимулирования.

Виды материального денежного стимулирования:

-Заработная  плата

-Премии

-Дополнительные  выплаты

Сущность  материального  стимулирования работников  заключается  в  стимулировании  работника  к  наиболее  полному  проявлению своего  трудового  потенциала,  направленного  на  развитие  и  процветание  организации. 

Нематериальное(моральное)  стимулирование-это  разновидность  стимулирования,  регулирующая  поведение  объекта  управления  на  основе  использования  предметов  и  явлений,  специально  предназначенных  для  выражения  общественного  признания  и  способствующих  повышению  или  же  снижению  его  престижа.

При  применении  морального  стимулирования  необходимо  помнить  об  обеспечении  социальной  справедливости  среди  работников,  стимулировать  объективно  за  реальный  вклад  каждого  работника. 

Понятия

Материальное

Нематериальное

Виды материального неденежного стимулирования:

-Оплата сотовой связи

-Предоставление  служебного  трансп.  средства

-Предоставление  путевок

-Льготное  питание

Сущность  материального  неденежного  стимулирования  наемных  работников  заключается  в  следующем:

·  Предоставление  работнику  тех  благ,  получение  и  использование  которых  затруднено  по  каким-либо  причинам;

·  Предоставление  уникальных  услуг,  характерных  только  для  данной  компании

Виды  морального  стимулирования:

-Личный  контакт  сотрудника  с  его 

руководителем

-Таблица  с  результатами  деятельности 

каждого  сотрудника  за  месяц

-значки  за  выдающиеся  заслуги

-Выдача  грамот,  благодарности

-Личная  критика  в  устной  форме;

-Публичная  критика  в  устной  форме.

  • Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности — это управление процессом целенаправленного воздействия на поведение персонала организации посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя стимулы и мотивы, побуждающие человека к труду.
  • Руководителю как субъекту управления необходимо в процессе управления мотивацией и стимулированием труда подчиненных:
  • - стремиться сделать работу каждого подчиненного интересной ему минимизировать рутину;

    - поощрять сотрудничество, групповую и проектную работу;

    - предоставлять возможность работникам ощущать профессиональный и личностный рост;

    - своевременно информировать своих подчиненных о целях и задачах деятельности, о содержании и назначении поручаемой работы, объясняя им, что делается и почему это должно быть сделано;

    - с уважением относиться к своим подчиненным;


Понятия
  • Главная цель системы мотивации и стимулирования труда применительно к персоналу организаций может быть дифференцирована на следующие подцели:
  • -привлечение персонала в организацию.
  • -сохранение сотрудников организации.
  • -стимулирование производительности.
  • -справедливая оценка трудового вклада работников.

Понятия
  • Технология формирования системы мотивации и стимулирования труда — это последовательность действий по подготовке, разработке и внедрению данной системы в систему управления персоналом организации.
  • В процессе функционирования системы управления мотивацией и стимулированием важно проводить оценку ее эффективности в целях поиска путей ее совершенствования и развития.

Понятия

1.Установление четких целей и задач

2.Увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки

3.Гласность. Наличие обратной связи.

4.Создание условий, благоприятных для эффективной работы.

5.Единство моральных и материальных методов стимулирования.

6.Учет личных качеств работников.

7.Использование преимущественно положительных стимулов

1.Установление четких целей и задач
  • Первым условием эффективной мотивации является знание работниками своих целей и целей организации. Какими бы эффективными ни были формы мотивации, они не принесут ожидаемых результатов, если человек не знает, чего он должен достичь и какие задачи выполнить. Поэтому необходимо устанавливать своим сотрудникам конкретные, ясные и реальные (выполнимые) цели и задания. Работник должен четко представлять и понимать, чего от него ждут. Желательно, чтобы подчиненные сами участвовали в постановке целей и задач, тогда они лучше будут понимать необходимость выполняемой работы.


Плюсы

Минусы

При правильной постановке задачи

получаем ожидаемый результат

При постановке конкретных задач, работник не сможет проявить смекалку при решении задачи

2. Увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки
  • Работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы. Следует принимать во внимание теорию ожиданий.

Плюсы

Минусы

Сотрудники стремятся выполнить работу для получения вознаграждение

При отсутствии вознаграждения руководитель не получит требуемых результатов

3.Гласность. Наличие обратной связи.
  • Оглашение результатов работы само по себе служит мотивирующим фактором. Сообщение о результатах работы каждого сотрудника может стимулировать трудовую деятельность, создавая настрой состязательности.
  • Сообщение же о результатах работы коллектива (при условии здорового климата в коллективе) создает у работников чувства причастности и ответственности. Информирование о вознаграждениях по результатам работы и объяснение объективной разницы в их размерах помогает избежать чувства обиды и несправедливости у некоторых работников.

Плюсы

Минусы

Обсуждение результатов работника создает мотивацию к дальнейшим результатам

Может возникать конкуренция при обсуждении в коллективе

4.Создание условий, благоприятных для эффективной работы.
  • Нужно постараться создать здоровый климат в коллективе, условия привлекательности, интересности труда, эстетичности трудового места. Нельзя забывать и о том, что производительность труда не всегда зависит только от работника; применяемые технологии и организация производства часто бывают решающими факторами.

Плюсы

Минусы

При комфортном климате руководитель получает нужный результат

Не всегда есть возможности создать здоровый климат в коллективе

5.Единство моральных и материальных методов стимулирования.
  • В настоящее время большое внимание уделяется материальному стимулированию, и это не случайно, ведь деньги и материальные блага обеспечивают существование людей. Однако не стоит недооценивать роль морального стимулирования. Часто признание заслуг работника, доверие ответственного задания или даже простая похвала могут принести большие результаты, чем премии. Поэтому важно сочетать моральное и материальное стимулирование, дополнять одно другим.


Плюсы

Минусы

Сочетая моральное и материальное стимулирование можно сэкономить на предоставлении работнику благ

Не всем работникам интересны боа вида стимулирования

6.Учет личных качеств работников.
  • Характер восприятия, способности, системы ценностей и другие характеристики конкретного человека определяют факторы мотивации, которые могут оказывать на него наибольшее воздействие.

Плюсы

Минусы

Воздействие на человека с помощью системы ценностей

Индивидуальный подход к каждой личности

7.Использование преимущественно положительных стимулов
  • Преобладание штрафов, нареканий со стороны начальства и другие стимулы отрицательного воздействия могут привести к напряженной обстановке в коллективе, боязни сотрудников брать на себя ответственность за какие-либо решения либо действия, скрытию информации, а иногда и потере ценных работников

Плюсы

Минусы

Отсутствие боязни брать ответственность за различные действия

Из-за использования преимущественно положительных стимулов уменьшается мотивация, работник привыкает

Литература

  • 1. Подопригора М.Г. Организационное поведение [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Г. Подопригова. –Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с.
  • 2. Процессуальные теории мотивации [Электронный ресурс]: [web-сайт] / –Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/Processualnye-teorii-motivacii.php. -24.05.2016.
  • 3. Сущность мотивации трудовой деятельности [Электронный ресурс]: [web-сайт] / –Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/81554/38/Doskova_-_Upravlenie_personalom.html. -24.05.2016.
  • 4. МАТЕРИАЛЬНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОПЫТ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. [Электронный ресурс]: [web-сайт] / –Режим доступа: http://sibac.info/studconf/econom/xxiii/39006%20. -24.05.2016.
  • 5. Экономическая библиотека. Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности [Электронный ресурс]: [web-сайт] / –Режим доступа: http://econom-lib.ru/4-48.php. -24.05.2016.
  • 6. Принципы мотивации [Электронный ресурс]: [web-сайт] / –Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/principi_motivacii. -24.05.2016