Файл: Гештальт подход и творческие методы в коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Педагог психолог.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Гештальт – подход и творческие методы в коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Гештальт - направление психотерапии. "Gestalt" -в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность.
Цель занятий: коррекция чувства страха и снижение тревоги у детей.
психологическая поддержка детей, имеющих эмоциональные проблемы, различные страхи;
Занятия проводятся в три этапа:
Волнение – Возбуждение– Испуг – Боязнь– Ужас – Паника
Предложить детям вспомнить свой страх,
- Как можно понять, что нам страшно?
- Может быть он какой-то формы?
- Если бы это был какой-нибудь образ, то какой?
Детям предлагается нарисовать возникший у него образ страха.
Затем идет обсуждение рисунка (Какие испытываешь чувства, когда смотришь на рисунок?)
Рисунки разные, а чувство одно на всех…
Приведение, которое умеет летать…
Основная идея в том, чтобы предложить ребенку в игровой форме побыть тем, кого боишься.
« Давайте, побудем тем страхом, которого вы нарисовали» (Дети выполняют разные движения)
- Я как темнота. Я как чудовище и т.п.
«Ребята, а как звучат ваши страхи?»
(Дети выполняют движения и издают разные звуки)
Изготовление маски: - рисуем маску на картоне; - вырезаем маску.
Маски готовы для дальнейшей работы…
2. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.
3. Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.
Гештальт – подход и творческие методы в коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Педагог – психолог
Жирова С.Г.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска
Мастер
класс
Гештальт
Гештальт - направление психотерапии. "Gestalt" -в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность.
Нарушение целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека.
Например, любой портрет состоит из одинакового набора элементов, но все эти наборы отличаются. Портрет - гештальт. Или определенным образом собранные звуки образуют мелодию. Мелодия - это не просто сумма звуков, у нее есть своя узнаваемость. Мелодия - гештальт.Гештальт - подход
В русле гештальт – подхода можно работать с проблемами страха, помогая ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности, творчески переработать конфликт и увидеть различные пути его решения.Психокоррекционная работа
направлена на работу с различными страхами, возникающими у дошкольников, в том числе, со страхом темноты.
В работе со страхами используются техники гештальт-терапии, а так же разные методические средства: игровая терапия, арт - терапия, песочная терапия и психогимнастика.
Психокоррекционная работа с детьми-дошкольниками включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и образом себя “До” и “После”.
Эффективным является проживание чувств и эмоций, переживаний, которые не были выражены и завершены в прошлом.
В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.
Комплексное использование творческих методов позволяет в ряде случаев достаточно эффективно корректировать страхи у детей дошкольного возраста. А так же улучшать эмоциональное самочувствие ребенка, его поведение и взаимоотношения с окружающими.Цель занятий: коррекция чувства страха и снижение тревоги у детей.
Задачи:
психологическая поддержка детей, имеющих эмоциональные проблемы, различные страхи;
- помощь в проживании чувств и эмоций;
- сохранение психологического здоровья дошкольников;
- формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций.
Критерии эффективности:
Снижение тревожности.
Повышение уверенности в себе.
Достижения ребенка.
Занятия проводятся в три этапа:
“Шкалирование эмоции”:
Страх:
Волнение – Возбуждение– Испуг – Боязнь– Ужас – Паника
1 этап
Беседа о страхе.
Предложить детям вспомнить свой страх,
отследить, в какой части тела больше всего страха. Можно подкрепить высказывания пословицами и поговорками, точно отражающими место локализации страха в теле.
- Как можно понять, что нам страшно?
- Где в теле прячется страх?
(Обсуждение ответов детей).
Помогаем осознавать, как мы переживаем страх (телесные проявления, мурашки бегают, сердце колотиться, пальцы холодеют, дрожь, сворачиваемся в клубок и др.)
Пословицы и поговорки
Психолог подтверждает ответы детей пословицами и поговорками, в которых отражен опыт наблюдений за наиболее характерными признаками телесных проявлений страха:
У страха глаза велики.
Душа в пятки ушла.
Побелеть от страха.
От страха ноги подкосились.
- На что похож твой страх?
- Может быть он какой-то формы?
- Какого размера страх?
- А какого цвета твой страх?
- Если бы это был какой-нибудь образ, то какой?
Детям предлагается нарисовать возникший у него образ страха.
Затем идет обсуждение рисунка (Какие испытываешь чувства, когда смотришь на рисунок?)
Рисуем страх
Рисунки разные, а чувство одно на всех…
Страх приведений
Страх молнии
Наш страх…
Страх монстров
Страх темноты
Приведение, которое умеет летать…
Чудовище – черный всадник
Второй этап
Основная идея в том, чтобы предложить ребенку в игровой форме побыть тем, кого боишься.
« Давайте, побудем тем страхом, которого вы нарисовали» (Дети выполняют разные движения)
- Я как темнота. Я как чудовище и т.п.
«Ребята, а как звучат ваши страхи?»
(Дети выполняют движения и издают разные звуки)
Страхи, которые ожили…
… и издают разные звуки…
Третий этап «Маска страха»
Изготовление маски: - рисуем маску на картоне; - вырезаем маску.
Вот, что у нас получилось…
Маски готовы для дальнейшей работы…
Декорирование маски «Страха»
Используем : - цветные карандаши; - фломастеры; - клей; - пластилин; - бусинки; - кусочки бумаги; - крупы и т.д.
«Вот какой страх получился!»
Страх, это ты… На заключительном этапе предложить детям посмотреть в зеркало в маске. «Ребята, давайте покажем страху какой он! Ведь он себя никогда не видел»
Дети с восторгом делились впечатлениями друг с другом. Испытывая чувство радости и удивления. «Ух ты, какая у тебя маска?!»
– «Ага, и у тебя!»…