Файл: Философские концепции развития метафизика, диалектика и синергетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философские концепции развития: метафизика, диалектика и синергетика


Развитие - это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Основные признаки развития: качественный характер изменения, необратимость, направленность.

Развитие представляет собой сложный процесс и поэтому имеет разнообразные философские интерпретации. Философы пытаются ответить на вопросы: почему мир развивается? Как происходит это развитие? Куда оно направлено? В философии эти вопросы решаются в диалектике, метафизике и синергетике.

Термин «диалектика» в культурный оборот ввел Сократ. Он означал искусство обнаружения истины в споре. Диалектика как всеобъемлющее учение о развитии духа и материи создается в немецкой классической философии (Гегель) и марксизме (Маркс, Энгельс).

Уже древние философы Индии, Китая и Греции осознали изменчивость существующего мира и понимали диалектику как превращение отдельных форм бытия друг в друга. Эта мысль ясно выражена у древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Ничто не постоянно... все сменяется в игре Века», «Борьба - отец всего».

Немецкий философ Гегель понимал развитие мира как результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Он открыл законы развития духа (законы диалектики): закон перехода количественных изменений в качественные, закон противоречия, закон отрицания. Гегель считал, что источник развития любого процесса заключен не вовне, а в нем самом. Поэтому развитие заключает в себе свой собственный источник возникновения и формирования нового. Диалектика Гегеля была идеалистической.

Философы марксистского направления создали материалистическую диалектику, основанную на принципах: всеобщей связи и взаимообусловленности явлений (принцип детерминизма) и всеобщности движения и развития. В материалистической диалектике заложена идея саморазвития материального мира, результатом которого являет ся переход на более высокую ступень организации. Источником развития выступают противоречия, существующие в самом развивающемся мире. Учение о развитии марксисты перенесли на природу, общество и мышление. На диалектике основан также метод познания и преобразования мира.


Метафизика представляет собой противоположное диалектике мировоззрение. Метафизики либо отрицают принцип развития и абсолютизируют покой, либо признают его, но дают ему другую интерпретацию. Они могут отрицать принцип противоречивости развития, а если и признают противоречивость, то не внутреннюю (саморазвитие), а внешнюю. Развитие сводится ими или к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Метафизика возникала одновременно с диалектикой и развивается от глубокой древности до настоящих дней. Представителями метафизики были древнегреческие философы Зенон и Парменид (элейская школа), которые утверждали, что бытие неподвижно, а движение не мыслится без противоречий. Эти противоречия они сформулировали в виде апорий (затруднений), которые являются трудными для решения и доказывали невозможность движения.

Метафизика Нового времени (XVII и XVIII вв.) отходит от схоластики и сосредотачивается на проблемах научного познания. Декарт, Гоббс, Спиноза и Лейбниц признавали единство многообразия мира, его целостность и принцип взаимосвязи всех явлений. Критерием всеобщей связи мира служила рациональность, или построение знания о мире из априорных аксиом разума и дедуктивных выводов. В результате новоевропейская метафизика создала образ мира как интеграл всех возможных содержаний внутреннего мира человека и обосновала ценность знания.

Метафизика конца XIX в. вновь обращается к проблеме развития. Так, английский философ Спенсер пытался обосновать идею всеобщей постепенной эволюции природы. В основе эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет от однородности к разнородности. Он свел социальные законы общества к биологическим, химическим, физическим и механическим законам. По сути он сложил эволюцию из отдельных частей.

В западной философии XX в. (Бергсон, Морган, Уайтхед) сложилась еще одна метафизическая концепция, называемая творческим эволюционизмом, или эмерджентизмом. Развитие приводит к появлению нового качества, не сводимого к исходному. В основе развития лежит «взрывообразный», быстрый скачок, являющийся проявлением внутренней творческой силы, которая истолковывается либо материалистически, либо идеалистически. Последствия проявления этой силы являются непредсказуемыми.



Синергетические представления о развитии возникают в конце XX в. и восходят к естественным наукам (нелинейный анализ, неравновесная термодинамика, теория хаоса, фрактальная геометрия). В их основе лежит идея развития природы (теория самоорганизации). Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных динамических системах, находящихся в состояниях, далеких от равновесных, вблизи особых критических точек (их называют точками бифуркации или точками ветвления), у которых поведение системы становится неустойчивым. В этих точках система под воздействием малейших толчков (малых действий), или флуктуаций, может качественно изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса.

Идея развития вошла не только в науки о живом, но и в науки о неживой природе: в физику (неравновесная термодинамика), химию (модель химической эволюции), космологию (концепция Большого взрыва). Универсум рассматривается как сложноорганизованный и открытый. Он является не устойчивым, а находящимся в становлении, он не просто существует, а непрерывно возникает. Понятие бытия и становления объединяются в единое понятие. Современная наука окончательно развенчивает миф о жесткодетерминированной и стабильной Вселенной. Мир больше не кажется застывшим, раз и навсегда заданным и неизменным, а рассматривается как процесс, как последовательность деструктивных и креативных (творческих) процессов, в которых важную роль играют не только динамические (определенные и заранее точно предусмотренные), но и стохастические (случайные) процессы, последствия которых достоверно предсказать невозможно. Мир наполнен неожиданными поворотами, связанными с выбором путей дальнейшего развития. В свете новых знаний Вселенная предстает системой, постоянно эволюционирует как единое целое.

На эти же представления, близкие к диалектическим, опирается и современная философия. Диалектика так же, как и синергетика, основывается на принципе целостности изучаемого объекта (несводимости свойств целого к свойствам его частей) и на системном анализе изучаемого объекта. Диалектика, как и синергетика, считает, что нужно изучать внутренние свойства эволюционирующего объекта, и видит источник развития природы в ней самой.



Законы диалектики. Диалектика как учение о развитии


Диалектика представляет систему принципов, законов и категорий. Они отражают единство действительности в ее всеобщих характеристиках. Центральной идеей диалектики, объединяющей все ее элементы, является идея противоречивости всего существующего. Другими принципами диалектики являются идеи всеобщности движения и развития.

Принципы диалектического понимания движения сформулировал Энгельс. 1. Движение — способ существования материи, характеризующий ее изменчивость. 2. Источником движения материи являются присущие ей внутренние противоречия. 3. Движение существует в качественно различных, не сводимых друг к другу формах (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная). 4. Высшие формы возникают на базе низших и включают низшие в преобразованном виде.

Движение всеобще. Нет объектов, лишенных движения. Покой есть не отсутствие движения, а устойчивое состояние объекта, момент движения.

Развитие - атрибут материи, движение в его сущности. Движения вне диалектики нет. Даже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу его противоречивости - тело одновременно находится и не находится в данном месте (находится в другом месте). Возникновение и разрешение этого противоречия и есть движение.

Развитие — высшая форма движения, необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение.

Наличие этих свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и приводить к качественным изменениям. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта или новый объект.

Законы объясняют источник, механизм и направленность развития.

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон бытия, утверждающий, что все объекты содержат внутренние противоречия, характеризующие их существование и развитие. Это центральный закон диалектики. Его смысл в том, что он отвечает на вопрос, почему происходит развитие. Он раскрывает его причину, указывая на всеобщий источник развития - противоречие. Он характеризует движение как самодвижение, нацеливает познание на поиск противоречий.


Примеры противоречий: бытие и небытие, субстанция и атрибут, причина и следствие, притяжение и отталкивание, синтез и распад частиц, свобода и необходимость, здоровье и болезнь, производитель и потребитель, капиталист и рабочий и т.д.

Закон перехода количественных изменений в качественные -всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что постепенное накопление количественных изменений неизбежно приводит к качественным изменениям. Смысл закона в том, что он отвечает на вопрос, как происходит развитие. Он раскрывает его общий внутренний механизм: развитие совершается посредством перехода количественных изменений в качественные. Качественные изменения связаны с изменением самого объекта, его структуры. Количественные изменения происходят в рамках данного объекта, связаны с переносом вещества и энергии.

Связь количества и качества выражена в периодическом законе химических элементов Менделеева, где переход от одного элемента к другому осуществляется с изменением заряда атомного ядра, в изменении агрегатных состояний вещества при изменении температуры.

Закон отрицания отрицания - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что развитие происходит через отрицание противоположностями друг друга, их взаимопревращение. Смысл закона в том, что он отвечает на вопрос, куда идет развитие. Он характеризует общую направленность: уничтожение новым качеством прежнего (не соответствующего изменившимся условиям) и сохранение в новом черт прежнего (соответствующего изменившимся условиям).

Проблема природы и сущности человека.




Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Этот круг проблем составляет тот раздел философии, который носит название философской антропологии.

Философская антропология - это наука о сущности и сущностной структуре человека, в его основных отношениях к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении и закономерностях его существования, об основных категориях его жизни, о его предназначении.