Файл: Занятие 2 Основные понятия экологии.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Занятие 2

Основные понятия экологии

Основные понятия экологии

Среда обитания и экологические факторы среды

Естественные среды обитания

Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами

Изменения факторов среды во времени могут быть:

Среди факторов среды выделяют ресурсы и условия.

Пути приспособления организмов у условиям среды

Процесс приспособления организмов к среде носит название адаптации.

Под адаптациями понимаются любые изменения в структуре и функциях организмов, повышающие их шансы на выживание.

Основные механизмы адаптации:

Законы экологии

1. Закон оптимума

Водная среда

Наземно-воздушная среда

Почвенная среда

Живые организмы

Организмы как среда обитания

Экосистемы: типы и составляющие

Экосистема = Биотоп + Биоценоз

Компоненты экосистемы

Консументы —потребители органических веществ.

В зависимости от источников питания консументы подразделяются на три основных класса:

Редуценты (восстановители) возвращают вещества из отмерших организмов снова в неживую природу, разлагая органику до простых неорганических соединений и элементов (СО2, NO2, Н2О).

Взаимодействие видов в экосистемах

Концепция пищевых цепей помогает проследить круговорот химических элементов и потоки энергии в экосистеме.

Круговорот веществ в природе

Круговорот фосфора

Вопросы и задания для самоконтроля

Самостоятельная работа

Литература:



Экосистема = Биотоп + Биоценоз


Выделяют микроэкосистемы (лужа, ствол гниющего дерева, труп животного с населяющими его организмами, аквариум, пока в нем присутствуют живые организмы, способные осуществлять круговорот), мезоэкосистемы (лес, пруд и т.д.), макроэкосистемы (океан, континент и т.п.).
Глобальная экосистема одна - это биосфера.


Наземные экосистемы

(биомы)

Пресноводные экосистемы

Морские

Тундра
Тайга
Широколиственные леса
Степи
Пустыни
Саванны
Тропические дождевые леса


Лотические (текущие воды): реки, ручьи и т.п.
Лентические (стоящие воды): озера, пруды, водохранилища и т.д.
Заболоченные угодья: болота, болотистые леса


Открытый океан (пелагическая)
Прибрежные воды шельфа
Районы апвеллинга (рыбопродуктивые)
Эстуарии (бухты, устья рек, лиманы)
Глубоководные рифовые зоны

Компоненты экосистемы


Неживые (абиотические) компоненты экосистемы включают различные физические (солнечный свет, тень, испарения, ветер, температура и водные течения) и химические факторы(питательные элементы и их соединения в атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или малых количествах)
Биотические компоненты экосистемы - основные типы организмов, которые формируют живые компоненты экосистемы


Продуценты («самопитающиеся») производят пищу себе и снабжают питанием всех остальных – и консументов, и редуцентов; это наземные зеленые растения, производящие органические вещества из неорганических.

Консументы —потребители органических веществ.

В зависимости от источников питания консументы подразделяются на три основных класса:


фитофаги (растительноядные)это консументы первого порядка, питающиеся исключительно живыми растениями (либо целиком, либо их отдельными органами). Например, птицы едят семена, почки и листву. Олени и зайцы питаются ветками и листьями.
хищники (плотоядные)- это консументы второго порядка, которые питаются исключительно растительноядными животными (фитофагами), а также консументы третьего порядка, питающиеся только плотоядными животными. Пауки и птицы, поедающие хищных насекомых, и тунец, питающийся сельдью, являются вторичными консументами. Ястреб или сокол, охотящиеся на змей и горностаев, а также акула, питающаяся другими рыбами, относятся к третичным консументам;

эврифаги (всеядные), которые могут поедать как растительную, так и животную пищу, Примерами являются свиньи, крысы, лисы, тараканы, а также человек.

Редуценты (восстановители) возвращают вещества из отмерших организмов снова в неживую природу, разлагая органику до простых неорганических соединений и элементов (СО2, NO2, Н2О).


Детритофаги напрямую потребляют мертвые организмы или органические остатки. К ним можно отнести, например, крабов, шакалов, термитов, дождевых червей, многоножек, муравьев и грифов.
Большая часть мертвой материи в экосистеме проходят стадии разложения и гниения, в результате чего сложные органические молекулы делятся на более простые неорганические соединения. Этот процесс производится отдельным типом редуцентов- деструкторами. К ним относят грибы, бактерии. В свою очередь, они являются важным источником питания для таких живых организмов, как черви и насекомые, обитающие в почве и воде. Редуценты являются завершающим звеном в круговороте веществ.

Взаимодействие видов в экосистемах


Последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой, называется пищевой цепью
Все организмы, пользующиеся одним типом пищи, принадлежат к одному трофическому уровню (от греч. trophos-питающиеся)

Концепция пищевых цепей помогает проследить круговорот химических элементов и потоки энергии в экосистеме.


    Поток энергии в биосфере складывается из энергии Солнца и внутренней энергии Земли. Однако энергетический обмен охватывает все ставные части биосферы, включая и живое вещество.

    В распоряжении экосистем остается 40% излучения, из которых четверть используется растениями и стимулирует фотосинтез
    Поскольку хлорофилл и другие близкие к нему пигменты поглощают энергию, сосредоточенную в длинах волн 0,4- 0,5 мкм (голубые) и 0,61-0,69 мкм (красные), в реальных условиях только 10% энергии, получаемой растениями, идет в биомассу. Таким образом, КПД фото- синтеза составляет всего 0,1-6%.

Круговорот веществ в природе


К главным циклам можно отнести круговороты углерода, кислорода, азота, фосфора, серы и биогенных катионов



Круговорот фосфора


Круговорот серы

Экологическая ниша - это комплекс всех физических, химических и биологических факторов среды, которые необходимы тому или иному биологическому виду, для жизни, роста и размножения в данной экосистеме.
Понятие ниши включает в себя и роль организма в экосистеме. Известная аналогия утверждает, что местообитание организма-это его «адрес» в экосистеме, тогда как экологическая ниша - его «род занятий» и «стиль жизни»
Экологические ниши включают в себя взаимодействия различных видов в экосистеме. Причем они могут быть как отрицательными (конкуренция, аменсализм), так и положительными (комменсализм, протокооперация, мутуализм), имеются также взаимодействия (хищничество, паразитизм), которые могут быть отнесены к обеим группам.

Вопросы и задания для самоконтроля


Дайте определение среде обитания.
Перечислите примеры естественных сред обитания.
Приведите примеры абиотических, биотических и антропогенных факторов.
Поясните, в чем отличие ресурсов и условий среды обитания.
Какие факторы относятся к регулярно-периодическим, нерегулярным и направленным? Ответ подтвердите примерами.
Дайте понятие процесса адаптации.
Перечислите основные механизмы адаптации.
Сформулируйте закон оптимума. Ответ подтвердите примерами.
Приведите примеры неоднозначности действия фактора на разные функции организма.
В чем заключается разнообразие индивидуальных реакций на факторы среды?
Приведите примеры лимитирующих факторов наземных и водных экосистем.


Перечислите основные свойства водной среды обитания.
Поясните, как плотность воды определяет форму животных, способных к быстрому плаванию.
Назовите причину заморов.
Перечислите абиотические факторы наземно-воздушной среды.
Какие структурные особенности в живых организмах обусловлены низкой плотностью воздуха?
Назовите газы, входящие в состав атмосферного воздуха.
Перечислите структурные элементы почвы.
Какие характерные особенности почвы как среды обитания Вы знаете?
Что является объектом изучения в экологии?
Дайте классификацию живым организмам.
Приведите примеры популяций в вашей климатической зоне.
Какие существуют типы экосистем?
На какие две группы по типу питания делятся все живые организмы?



Приведите примеры пищевых цепей.
К какому трофическому уровню относятся вторичные консументы?
Напишите реакцию фотосинтеза.
Какие процессы обуславливают круговорот веществ и энергии в природе?
Как деятельность человека оказывает влияние на круговорот фосфора в природе?
В чем заключается межвидовая и внутривидовая конкуренция? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Поясните, чем отличаются такие виды взаимодействия видов, как нейтрализм, аменсализм, хищничество.
В чем заключается комменсализм? Приведите примеры.
Найдите отличие в таких видах взаимодействия видов, как мутуализм и симбиоз.

Самостоятельная работа


Ответить на вопросы для самоконтроля
Составить глоссарий по презентации

Литература:

Экологические основы природопользования 6 учебник /О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. - Москва: Кнорус, 2020- 214с.