ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Вопрос № 2. Цель и задачи налоговых проверок
2 Вопрос № 3. Виды налоговых проверок
3 Вопрос № 11. Должностные лица, проводящие камеральную проверку их полномочия, ответственность
4 Вопрос № 14. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
5 Вопрос № 20. Способы защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок
– истребование у проверяемого налогоплательщика пояснений как письменных, так и посредством вызова в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31, п. п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ);
– «встречные» проверки, т.е. направление запроса на информацию, документы контрагентам проверяемого лица (ст. 93.1 НК РФ);
– осмотр помещений, территорий, документов и предметов в допустимых законодательством случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ);
– допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
– назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ, п. 5 Письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).
4 Вопрос № 14. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка – это проверка всей представленной отчетности налогоплательщиком. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, которые должны прилагаться к декларации, без специального решения налогового органа на проведение проверки, срок проведения проверки три месяца с даты представления отчетности. Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета6.
Следует выделить особенности проведения камеральной проверки при проведении налогового мониторинга:
При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:
1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
4) досрочное прекращение налогового мониторинга.
В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 Налогового Кодекса, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах7.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика8.
Правила, предусмотренные статьей 88 НК РФ, так же распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговых деклараций и расчетов9.
Так же налоговым кодексом определен специальный порядок проведения камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков и участника регионального инвестиционного проекта:
– по консолидированной группе налогоплательщиков КНП проводиться на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы. Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы;
– КНП участника регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов Налоговым Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации, налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Налоговым Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации10.
5 Вопрос № 20. Способы защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок
По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ11, каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:
– административный (в целом регулируется гл. 19, 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
– судебный (гл. 21, 22 КАС12 и гл. 24 АПК13, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
–самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК.
Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ.
Административный способ защиты прав налогоплательщиков
Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:
– ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
– действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.
Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.
Виды жалоб:
– жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) – оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
– апелляционная жалоба – когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК, когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.
Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок – 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК
14.
Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут: реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе; акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников – с ними спорят только через судопроизводство. Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их.
По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК.
Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков. При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК. Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС15.
Требования к ним установлены ст. 220 КАС. Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК, с учетом специфики гл. 24. Самозащита для налогоплательщиков.
Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что – нет.
Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.
Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:
– совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45, 78 НК);
– письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК16);
– предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК).
За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения.
Это могут быть штрафы: в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей; в процентах: 0,2-100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК); способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46-48 НК. Другой вариант – обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, – три года (с момента совершения нарушения). Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной (ст. 198-199.2 УК РФ17) либо административной (ст. 15.7 КоАП18), а также дисциплинарной (ст. 192 ТК) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.
Список использованных источников
Нормативные и правовые акты
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 18.02.2023) -
Налоговый кодекс Российской Федерации (первая часть) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 19.02.2023) -
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/ (дата обращения 20.02.2023) -
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 10.01.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения 20.02.2023) -
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 11.02.2023) -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 14.02.2023)