Файл: Логические уловки в передаче информации Выполнил Студент группы дбх201ппс.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

логические уловки в передаче информации

Выполнил

Студент группы ДБХ-201ппс

Вончагов Данила Георгиевич

Логические уловки

  • Эта группа уловок построена или на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики, или, наоборот, на их умелом использовании в целях манипуляции недостаточно осведомленным оппонентом. Следует помнить, что логические уловки отличаются от логических ошибок при аргументации.
  • Ошибка — это ненамеренное нарушение правил аргументации, а уловка — специально используемое.
  • 1. Неопределенность тезиса. Суть этой уловки заключается в том, что основное положение формулируется нечетко. Это позволяет интерпретировать высказанную мысль по-разному или, при желании, подменить главное положение.
  • 2. Порочный круг в доказательстве. Вывод отождествляется с самим аргументом, например: "Население страны стало жить хуже, потому что уровень жизни понизился".
  • 3. Ошибочный причинно-следственный силлогизм (напомним, что силлогизм — одна из форм умозаключения в формальной логике, когда из двух данных суждений вытекает третье). Особенность этой уловки заключается в том, что рассуждения специально строятся на логической ошибке, например отношения обыкновенной временной последовательности выдаются за отношения логического следствия.
  • 4. Неправомерные аналогии. Характерная особенность этой уловки заключается в том, что в качестве доказательств используются аналогии, несоразмерные с рассматриваемым объектом.
  • 5. Некорректный вопрос, содержащий в скрытом виде положение, которое еще требуется доказать.

Психологические уловки

  • Под психологическими уловками понимаются такие недопустимые с точки зрения нравственности приемы спора, дискуссии, полемики, которые основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью вызвать у него состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда и других особенностях психики.
  • 1. Раздражение оппонента — выведение его из состояния психического равновесия насмешками, обвинениями, упреками и другими способами до тех пор, пока собеседник в состоянии раздражения не сделает невыгодное для его позиции заявление или не выдвинет ошибочный довод, пробуждения чувства вины или жалости к себе или к кому-то другому.
  • 2. Использование непонятных собеседнику слов и терминов. Уловка может вызвать впечатление значимости обсуждаемой проблемы, весомости приводимых доводов, высокого уровня профессионализма говорящего. Она удается в тех случаях, когда собеседник стесняется переспросить или делает вид, что понял, о чем идет речь, и принял приводимые доводы.
  • 3. Чрезмерно быстрый темп обсуждения. Это ситуация, когда при общении навязывается быстрый темп речи и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их "обработать". В этом случае быстро сменяющийся поток утверждений вводит собеседника в состояние дискомфорта.

  • 4. Перевод спора в сферу домыслов. Полемика переводится в русло обличения и заставляет оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет никакого отношения к сути обсуждаемой проблемы. Примером этой уловки могут служить высказывания типа "Вы говорите так потому, что этого требует ваше положение, а на самом деле думаете иначе".
  • 5. Отсылка к так называемым высшим интересам. Высказывается намек на то, что если оппонент и дальше будет несговорчив, то это может затронуть интересы тех, кого нежелательно сердить. Примером этой уловки может быть высказывание: "Вы понимаете, на что покушаетесь, не соглашаясь с этим?"
  • 6. Суждение типа "Это банально". Замысел уловки заключается в том, чтобы побудить оппонента к оправданию.
  • 7. Использование нежелания признаться в незнании. Против оппонента используется ложный довод, который он принимает, стыдясь показать себя некомпетентным. Такая уловка облекается в формулы типа "Вам, конечно же, известно, что...", "Конечно же, вы знаете, что...", "Вы, конечно же, читали...".
  • 8. Принижение иронией. Используются иронические высказывания типа "Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания".
  • 9. Двоякая оценка доводов: одни и те же доводы и аргументы признаются убедительными, когда высказываются в защиту своей позиции, и крайне неприемлемыми, когда их высказывает оппонент.
  • 10. Мнимая невнимательность или недопонимание. Специальное игнорирование или неверная интерпретация неудобных и опасных доводов оппонента.
  • 11. Мнимая поддержка. Приводятся доводы и доказательства в защиту тезиса оппонента для того, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, ослабить его психологическое сопротивление. После этого используется прием "Да, но...", который показывает недостатки выдвинутого оппонентом тезиса.
  • 12. Искажение высказываний оппонента.
  • Отдельным видом манипуляции следует признать нечасто встречающуюся, но интересную с точки зрения социопсихологических законов коммуникации обратную форму воздействия (от публики к выступающему) — деятельность клакеров.
  • Клакер - особая "профессия" человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста, оратора или какого-либо выступления, спектакля и т.п.
  • Группу профессиональных клакеров называют клакой. Используя так называемый эффект "социального доказательства" (психологический феномен, связанный с тем, что, попадая в сложную ситуацию и не имея возможности определить предпочтительный способ поведения, человек начинает вести себя так, как окружающие, которые, как он полагает, лучше знакомы с ситуацией или более информированы), клакеры стараются заставить окружающую аудиторию (например, театральную публику) вместе с ними либо аплодировать, кричать "Браво!", восхищаться игрой актеров, либо освистывать, проявлять недовольство, выкрикивать недоброжелательные слова.

  • Вывод:
  • между "честным" речевым воздействием и манипулятивным нет непроходимой границы. И то и другое основано на возможностях языка и невербальных средств общения, а также на особенностях человеческой психики. Опытные ораторы умеют использовать предоставляемые им возможности. И так же, как можно научиться речевому воздействию, можно научиться распознавать манипуляции и, следовательно, защищаться от них.

Спасибо за внимание!