Файл: Реферат по дисциплине Теория механизмов и машин Выполнил Студент группы 211р41 15. 03. 05 Рыбкин И. М.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Механическим КПД ( ) называется отношение полезной работы или мощности к затраченной ( ). Потери механической энергии в разного рода устройствах состоят главным образом из потерь на трение:
,
где - коэффициент потерь.
При холостом ходе машины , но могут быть случаи когда , что означает невозможность совершать движение из-за явления, называемого самоторможением. Например, червячный редуктор не может совершать вращение со стороны червячного колеса.
Рассмотрим машину как совокупность n элементов, соединённых различным образом между собой.
1. Элементы соединены последовательно и кпд ( ) каждого из них известны. Тогда
; ; … ,
т.е. общее кпд всей цепи равно:
Поэтому следует стремиться к созданию простых конструкций с малым числом элементов.
2. Элементы соединены параллельно
Тогда
,
где - коэффициент распределения энергии.
При получим , следовательно низкое качество отдельных элементов меньше влияет на общее кпд машины, чем при последовательном соединении.
Сложные механизмы могут образовывать разветвлённую систему, состоящую из последовательного и параллельного соединённых более простых механизмов, где кпд определяется согласно указанным выше правилам.
Так как любой механизм представляет собой кинематическую цепь с последовательно и параллельно соединёнными в кинематических парах звеньями, то общее кпд механизма вычисляется аналогично при известных кпд кинематических пар.
Например, необходимо определить механизма с низшими парами, изображённого на рис. 96.
- мощность сил полезного сопротивления;
-затраченная мощность.
.
Мощность, затраченная на трение в кинематических парах, равна:
; ;
; ,
где коэффициенты трения в парах;
диаметры шарниров во вращательных парах. Мгновенный кпд, который является функцией положения звена 1, равен:
.
Коэффициент полезного действия механизма
Одним из важнейших параметров, оценивающих качество машин и механизмов, эффективность использования ими поступающей энергии, является коэффициент полезного действия. Коэффициент полезного действия (КПД) – это отношение работы сил полезного сопротивления к работе движущих сил , совершаемых за один и тот же промежуток времени:
Если КПД вычисляется за бесконечно малый промежуток времени (мгновенный КПД), то вместо отношения работ берется отношение мощностей:
где – мощность на ведомом звене; – мощность на ведущем звене.
Так как за период установившегося движения выполняется равенство, работу сил полезного сопротивления удобно представить разностью . Тогда КПД механизма при установившемся движении можно подсчитывать по формуле
(*)
Отношение называют коэффициентом потерь / При установившемся движении коэффициент потерь определяют равенствами
или
Коэффициенты полезного действия и потерь являются безразмерными величинами. С практической точки зрения наибольший интерес представляют их значения при установившемся движении механизма.
Анализ формулы (*) позволяет сделать следующие выводы:
-
• КПД всегда меньше единицы, так как в реальных условиях работа сил вредных сопротивлений не может быть равной нулю; -
• КПД механизма па холостом ходу (т.е. на стадии разбега, когда подвижные звенья не нагружаются силами полезного сопротивления) равен нулю. В этом случае и вся работа движущих сил затрачивается на преодоление сил вредных сопротивлений; -
• если , то КПД становится отрицательным и механизм оказывается неспособным совершать движение в заданном направлении. Наблюдается явление, называемое самоторможением.
На КПД влияют многочисленные факторы, связанные с конструкцией механизмов и машин, условиями их эксплуатации. Так, увеличения КПД можно добиться заменой трения скольжения трением качения или применением рациональной смазки в узлах трения.