Файл: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока русского языка

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Класс – 5

Цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным и глаголом прошедшего времени;

3) включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

- Распознавать существительные, которые употребляются либо только в единственном числе, либо в единственном и множественном числах.

- Анализировать и характеризовать существительные, которые употребляются только в единственном числе.

- Моделировать предложения с существительными, которые употребляются только в единственном числе. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

- Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

- Формировать умение работать с разными существительными.

- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

- Извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний


Оборудование: учебник, доска, карточки-памятки, проектор

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.

II. Актуализация изученного.

- Начнем наш урок с разминки.

Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму только

множественного числа.

Алфавит, будни, проводы, грабли верба, ворота, очки, метель, сумерки, тиски, вьюга, чернила, опилки, диван, весы, портфель, хлопоты, лес, горелки, инструмент.

III. Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания.

Запишите под диктовку предложение: Молодежь быстро и ловко оставила нас. Ах, молодость!

Выписать существительные, определить их род, число.

- Можно ли от них образовать форму множественного числа?

-Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие.

Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.

Есть существительные, которые имеют форму только единственного числа.

- Какова же будет тема нашего урока?

Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл».

IV. Постановка учебной задачи.

- Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

использовать в речи существительные, имеющие форму только единственного числа.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

V. Первичное закрепление. (Работа в парах)

Задание 1.

Выполнение упражнения под руководством учителя.

Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Продолжите перечисление названий: 1) групп людей; 2) веществ; 3) качеств, действий.

Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.

Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.

Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.



Задание 2.

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда – (ложь), богатство – (бедность), слёзы – (радость), веселье – (грусть), старость – (молодость), злость – (доброта), белизна – (чернота), свет – (тьма).

Задание 3.

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Оттепель – заморозки, праздник – будни, встреча – проводы, рассвет – сумерки.

VI. Самостоятельная работа с проверкой. (Работа в группах.)

Образуйте от данных глаголов имена существительные с помощью суффикса –ени-. Разберите их по составу, определите род. Все ли из этих существительных образуют форму множественного числа? Какое окончание имеют все эти существительные?

Увлекать – увлечение, сожалеть – сожаление, удивлять – удивление, сотрясать – сотрясение, раздражать – раздражение.

VII. Включение новых знаний в систему.

Выполните упражнение № 516.

Составьте распространённые предложения, где подлежащими были бы данные слова, а сказуемые были бы выражены глаголами прошедшего времени. Подчеркните существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Детство, дети; студенты, студенчество; листья, листва.

Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных»

VIII. Рефлексия.

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Выполнили ли мы эту цель?

Проведите рефлексию в паре, используя клише.

Сегодня на уроке я узнал, что…

Урок помог мне…

Урок был интересным, потому что…

После урока мне захотелось…

Я хочу похвалить себя за…

IX. Домашнее задание.

Упр. 515 (на «4»), 517(на «5»).