ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
24.Финансовая политика РФ на современном этапе 3
49.Общая характеристика органов управления государственными и муниципальными финансами 18
Список литературы 20
24.Финансовая политика РФ на современном этапе
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработаны на основании базового варианта сценария социально-экономического развития Российской Федерации [15].
Цели и задачи бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021:
1. Расширение потенциала экономики.
В целях повышения инвестиционной активности в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. Правительством разработан план мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП. При этом в части бюджетной политики стимулирование инвестиций должно включать меры по трем ключевым направлениям: системные меры, стимулирующие налоговые и финансовые меры, отраслевые меры.
Системные меры:
- формирование стабильных налоговых условий. Ключевая цель в части предлагаемых изменений налогообложения не нефтегазового сектора.
– зафиксировать налоговые условия для делового сообщества на ближайшие 6 лет, предусмотрев при этом такую донастройку налоговой системы, которая способствовала бы реализации национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации.
- повышена основная ставка НДС с 18% до 20% с фиксацией на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30%. При этом в целях минимизации влияния повышения ставки НДС на социально-незащищенные группы людей, льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги сохранены.
Стимулирующие налоговые и финансовые меры:
- стимулом для инвестиций в рамках изменений параметров налоговой системы призвана стать отмена сложного и дестимулирующего ускоренное внедрение и развитие технологий отечественной промышленности имущество.
- в целях стимулирования экспорта обеспечено ускорение возмещения НДС экспортерам путём снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за три предшествующих года налогов с 7 до 2 млрд рублей.
- совершенствование регулирования инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, в том числе: (1) снятие ограничений на его применение участниками КГН; (2) расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.
- формирование долгосрочных источников финансовых ресурсов путем создания надежной системы пенсионных накоплений на основе накопительного пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала и развития инструментов страхования жизни.
Отраслевые меры:
- развитие инфраструктуры. В том числе для этих целей сформирован в структуре федерального бюджета Фонд развития в размере до 3,5 трлн рублей на период 2019-2024 гг за счет дополнительных государственных заимствований.
- налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора – налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (далее – НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр, расположенных как в традиционных, так и новых регионах нефтедобычи.
2. Развитие системы межбюджетных отношений и пространственное развитие.
Формирование федеральных проектов проводится с учетом включения в них механизмов координации с регионами и муниципальными образованиями. В федеральных проектах будут установлены целевые показатели в разрезе субъектов Российской Федерации. Эти показатели затем будут отражены в соглашениях о предоставлении финансовой поддержки бюджетам регионов. Достижение установленных значений показателей будет учитываться при составлении отраслевых рейтингов эффективности работы регионов, а в отдельных случаях - при оценке деятельности губернаторов и при финансовом поощрении регионов за счет грантов.
- пересмотр уровня софинансирования из федерального бюджета в рамках федеральных проектов;
- принятие мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами;
- пролонгация до 2024 года решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций и норматива зачислений по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в целях перераспределения указанных доходов через предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
3. Операционная эффективность использования бюджетных средств.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, качественного рывка в социально-экономическом развитии в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
В целях повышения операционной эффективности бюджетных расходов предполагается дальнейшее совершенствование процедур планирования и технологий исполнения бюджета, включая:
- расширение практики внедрения обоснований расходов для получателей бюджетных средств и создание на федеральном уровне единой системы обоснования расходов, включающей в себя обоснования плановых сметных показателей и сформированные на их основе обоснования бюджетных ассигнований;
- введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита;
- формирование и ведение реестра конечных получателей субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4. Таможенно-тарифное регулирование.
На текущем этапе функционирования ЕАЭС вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики. Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Союза станет работа по расширению сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Одновременно в целях устойчивого развития экономик и повышения энергетической безопасности государств - членов Союза продолжится работа по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.
В этих условиях основными подходами таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:
- унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах - членах ЕАЭС;
- выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках функционирования ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства - участника ЕАЭС;
- установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли;
- дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС в соответствие с принятыми обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.
Приоритетами таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров в 2019 - 2021 годах являются:
- упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в электронном виде, сокращение времени проведения таможенных операций;
- продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС, включая унификацию подходов по установлению экспортных пошлин и введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС;
- снижение зависимости Российской Федерации от экспорта сырья на внешний рынок;
- реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из Российской Федерации, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением соглашений о разделе продукции.
Таким образом, целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 - 2021 года относятся:
1) реализация проектного подхода в бюджетном финансировании;
2) объединение масштабных стратегически значимых расходов в составе национальных проектов;
3) трансформация структуры расходов в пользу направлений, обеспечивающих рост инвестиций в экономику и человеческий капитал;
4) формирование Фонда развития.
В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,2% ВВП.
Бюджетная политика.
Особенностью параметров федерального бюджета 2019-2021 гг. является его формирование с профицитом в течение всего трехлетнего цикла. Совокупный объем профицита за 3 года составит почти 4 трлн рублей. Профицит федерального бюджета обусловлен механизмом бюджетного правила, сдерживающего рост бюджетных расходов в пределах базового объема нефтегазовых доходов и величины расходов на обслуживание государственного долга. Таким образом, бюджетное правило выполняет функцию сдержек и противовесов при реализации стимулирующей бюджетной политики.
Принят и вступил в силу Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2022 годов» от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ. Основные параметры бюджета представлены в табл. 1. Представленная в табл. 1 информация свидетельствует о продолжении политики роста утверждаемого объема расходов федерального бюджета под влиянием реализуемой политики увеличения доходов – как нефтегазовых, так и ненефтегазовых.
Таблица 1
Основные прогнозируемые параметры федерального бюджета на 2019-2021 год
Показатели бюджета по годам | 2019 | 2020 | 2021 | Отклонение 2020/2019 | Отклонение 2021/2020 |
Доходы (трлн руб.) | 20174 | 20379 | 21246 | 205 | 867 |
Расходы (трлн руб.) | 18293 | 19503 | 20634 | 1210 | 1131 |
Профицит ((млрд руб.) | 19676 | 876051 | 612504 | 856375 | -263547 |
Профицит бюджета (в % к ВВП) | 1,7 | 0,8 | 0,5 | -0,9 | -0,3 |
Финансирование нацпроектов (трлн руб.) | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 0,2 | 0,2 |
ВВП (трлн) руб.) | 108414 | 112868 | 120364 | 4454 | 7496 |
Прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов (трлн руб.) | 3,177 | 2,332 | 3,968 | -0,845 | 1,636 |
Объем фонда национального благосостояния (трлн руб.) | 3,8 | 7,5 | 11,476 | 3,7 | 3,976 |
Верхний предел государственного внутреннего долга (трлн руб.) на конец года | 11,613 | 13,5 | 15,176 | 1,887 | 1,676 |
Верхний предел государственного внешнего долга на конец года: в млрд долларов США Тот же показатель в млрд евро | 54,1 49,2 | 64,6 56,4 | 67,6 57,6 | 10,5 | 3 |